Ирина Мелехина
Методические рекомендации по использованию счетных палочек Дж. Кюизинера на занятиях с детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации по использованию счетных палочек Дж. Кюизинера на занятиях с детьми раннего возраста
Задача современного дошкольного образования- не просто количественное накопление у детей знаний, а в первую очередь развитие у них познавательного интереса, стремление к творческому поиску. Отсюда появляется необходимость поиска нестандартных задач.
Прекрасным методическим и дидактическим материалом в работе с детьми раннего возраста являются цветные счетные палочки Кюизинера, которые широко используются педагогами как в России, так и за её пределами.
Публикация «Методические рекомендации по использованию счетных палочек Дж, Кюизинера на занятиях с детьми раннего возраста» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
бельгийский учитель начальной школы Джодж Кюизинер (1891-1976)разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. в 1951 году он опубликовал книгу "Числа и цвета", посвященную своему учебному пособию.
Дж. Кюизинер использовал цветные счетные палочки при обучении детей арифметике и обнаружил, что методика оказалась весьма продуктивной. Дети, которые регулярно занимались по его методике имели стабильный высокий результат обучения, и они получали истинное удовольствие от своей работы.
Методика Дж. Кюизинера универсальна. ее применение не противоречит, никаким другим методикам, а потому она может использоваться, как самостоятельно, так и совместно с другими методиками, при этом дополняя их.
Используя цветные счетные палочки Кюизинера в раннем дошкольном возрасте, реализуется один из важнейших принципов дидактики- наглядность.
Главным преимуществом методики Кюизинера- это возможность её применения при работе с детьми раннего возраста.
Для малышей 1,5- 2 лет- это увлекательный игровой материал, который помогает освоить математические законы без заучивания, он привлекает своей красочностью и многофункциональностью.
При работе с палочками Кюизинера развивается не только познавательная деятельность, но и мелкая моторика, воображение, зрительное и пространственное восприятие. Объемные палочки и их различие по цвету и длине, позволяет малышам освоить сенсорные эталоны (например размер и цвет).
Использование в педагогическом процессе счетных палочек Кюизинера помогает в решении многих задач.
Образовательные:
• формирование понятий колличества, представление об их соотношении (один- много).
• формирование измерительных умений (в частности, сравнение палочек по их высоте, длине и ширине).
• формирование знаний о геометрических фигурах (фигуры можно складывать из элементов набора).
Воспитательные: занятие с данным дидактическим пособием способствует формированию таких черт характера, как усидчивость. наблюдательность, терпеливость, настойчивость, внимательность.
Развивающие: игровая деятельность с набором Кюизинера базируется на активном размышлении, поиске правильных способов действия. Способствует развитию интеллекта, познавательного интереса, а так же мелкой моторики, ориентировке в пространстве, воображению, вниманию, и фантазии.
В группе раннего возраста палочки Кюизинера используются для ознакомления в качестве игрового материала, чтобы малыши заинтересовались палочками, привыкли к ним и учились работать с ними.
На начальном этапе палочки используются в виде игрового материала. дети играют с палочками, как с обычными кубиками, палочками для конструирования (например строят из низ дорогу или забор, в процессе игры дети знакомятся с цветом, размером и формами.
На втором этапе палочки используются как руководство для знакомства с математикой, где дети учатся понимать законы элементарных математических понятий (один- много).
Во время занятий необходимо использовать методы и приемы, которые обеспечивают мотивацию, поэтому воспитатели должны продумать игровые и сюрпризные моменты. например на занятие может прийти ёжик, который потерял свои иголки, или машинка забыла куда везти своего хозяина, и дети строят для нее дорогу.
Ёще один важный вопрос, сопровождающийся манипуляциями с палочками Кюизинера- это вопросы к детям. Формат диалога делает восприятие детей более активным, способствует развитию словарного запаса и становлению диалоговой речи, помогает более полно осмыслить материал.
Чтобы сделать обучение более интересным и простым на помощь придут дидактические игры.
Примеры дидактических игр со счетными палочками Кюизинера для детей раннего возраста :
1. Строитель.
Предложите детям рассмотреть строительный материал, взять в одну руку как можно больше блоков, затем переложить их в другую. так детская ручка начнет чувствовать разницу в размерах и количестве. После предложите ребенку построить дорогу к домику куклы, или мост для машинки.
2. Сортер.
Заранее подготовьте листы цветного картона и предложите малышам рассортировать палочки по цветам. (красные палочки- на красный лист, желтые- на желтый лист и тд.)
3. Лесенка.
Соберите с детьми лесенку от белой до желтой палочки. возьмите маленькую игрушку, например цыпленка и пусть он прыгает по ступенькам лесенки вверх. Воспитатель при этом проговаривает : "Цыпленок прыгает опять, раз, два, три, четыре, пять. "
4. "Делай как я!".
Покажите ребятам в руке синюю палочку, попросите взять такую же. Суть игры в том, чтобы ребенок учился соотносить то, что показываете вы и делать также. Можно при этом напевать песенку: "Тра-ля-ля, тра-ля- ля, Катя (имя ребенка, к которому обращаетесь) делает, как я!"
5. Аппликация.
Предложите ребенку рассмотреть заранее заготовленный рисунок- схему (солнышко, домик, лесенка, забор). С помощью счетных палочек ребенок должен выложить рисунок путем наложения палочек на картинку (рисунки схемы для этого занятия, воспитатель может найти в пособиях для работы со счетными палочками альбом-игра "Вместе весело играть", "веселые дорожки для самых маленьких", так же может придумать самостоятельно, варианты рисунков-схем ограничены только фантазией.)
Подводя итог, занятия с данным дидактических набором, позволит ребенку включить воображение, найти решение задачи нестандартным путем, тренируя при этом не только мозг, но и мелкую моторику рук. Дети которые занимались по данной методике, более сдержаны, усидчивы, наблюдательны, терпеливы. А универсальность и простота методики позволяет ее использовать с самого раннего возраста и не ограничивается дошкольным периодом, но так же может случить и дидактическим пособием для детей младшего школьного возраста, что делает набор отличным дидактическим подспорьем, для детей всех возрастов.