КИЕНКО ОЛЕСЯ
Методические рекомендации по использованию игр с природным материалом для сенсорного развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Методика работы с детьми дошкольного возраста с природным материалом основывается на принципах: систематичности, последовательности, доступности и др. Качество изготовления поделок зависит:
1) от грамотного методического руководства со стороны воспитателя;
2) уровня умственного развития ребенка, развития представлений, памяти, воображения (умения анализировать образец, планировать этапы работы над игрушкой, адекватно оценивать результат своего труда и т. д.);
Публикация «Методические рекомендации по использованию игр с природным материалом для сенсорного развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Природный материал. ИЗО, поделки
- Природный материал. Консультации
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие детей. Консультации
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
3) степени формирования у детей конкретных практических навыков и умений работы с материалом и инструментами;
4) развития у ребенка таких качеств, как настойчивость, целеустремленность, внимательность, старательность, любознательность, взаимопомощь и др.
Очень важно, чтобы на каждом этапе работы ребенок действовал активно, с настроением. При этом развивает интерес и любовь к природе, бережное отношение, художественный вкус, творческое воображение и конструкторские способности, изобретательность, трудолюбие, усидчивость и терпение. Работая с природным материалом, ребенок знакомится с его свойствами, у него развивается мелкая мускулатура рук, координация движений и др. Очень нравится ребятам разглядывать готовые работы, выполненные их сверстниками,- каждый хочет научиться делать такие же игрушки, а если пофантазировать немного, можно придумать и что-то свое. Чаще организуйте прогулки, в ходе которых наблюдайте, и собирайте природный материал. Учите собирать материал так, чтобы не нанести ущерб природе.
К сбору природного материала привлекайте детей уже с раннего возраста. Материал - шишки, семена (липы, клена, корни, изогнутые веточки, листья, засушенные лепестки цветов и т. д.
Храните природный материал в коробках под крышками. Если коробки большие, их делят внутри на ячейки и используют для хранения мелкого материала. На крышке наклеиваются соответствующие обозначения с тем, чтобы ребенок мог быстро найти все необходимое.
При изготовлении поделок советуем следующее:
• не пользоваться при скреплении частей пластилином, так как такие поделки не прочны, быстро теряют свой вид;
• не окрашивать природный материал, наша задача — научить детей подчеркивать его естественную красоту. Гораздо лучше покрывать поделки бесцветным лаком, чтобы сделать их более прочными и красивыми;
• не использовать при оформлении другой материал, например бумагу, поролон, пенопласт и др. От этого поделка теряет свою естественную прелесть;
• не использовать тот материал, который может нанести ребенку травму или угрожать его здоровью (репейник, ядовитые растения и пр.).
Для работы с природным материалом потребуется подкладная доска, клей казеиновый и ПВА, салфетка, кисточка, заостренная палочка (стека, ножницы.
Так, природный материал (различные семена, скорлупки орехов, мох, желуди, и др.) можно использовать на занятиях по лепке. Любят дети делать аппликации из семян тыквы, засушенных листьев. На этих занятиях они знакомятся с новым для них приемом приклеивания аппликации: наносят клей не на деталь, а на то место, куда она будет накладываться. С удовольствием выкладывают узоры из семян, на покрытые пластилином дощечки. Такие занятия тренируют руку, развивают творчество.
В изготовление поделок из шишек, желудей, скорлупы орехов, веточек и пр. у детей младшего дошкольного возраста развивается интерес к природному материалу. Необходимо рассматривать его с детьми, ощупывать, обращать внимание на его красоту, спрашивать, на что похож, побуждать малыша фантазировать, называя образы. Работа над изготовлением игрушек из природного материала выполняется детьми успешнее, если они имеют возможность заниматься ею и в других видах деятельности.
Организуя работу по изготовлению игрушек из природного материала, необходимо учитывать уровень знаний и практических умений детей, сформированный на таких занятиях, как конструирование, изобразительная деятельность, аппликация, формирование элементарных математических представлений, ручной труд. Очень важно использовать при этом и художественную литературу.
Мастерите в присутствии детей, просите их оказывать себе посильную помощь, вместе с ними организуйте игры с поделками. Например, настольные театры, бытовые сюжетно-ролевые игры и пр. Дети сами под руководством воспитателя смогут сделать нехитрые игрушки, например, если намазать клеем внутреннюю часть половинки скорлупы грецкого ореха и надеть ее на шишку, получится грибок, а если к данной поделке приклеить бороду из мха, вставить веточки в чешуйки шишки, грибок превратится в старичка - лесовичка. В кусочек коры вставить палочку, а на нее надеть парус из бересты — получится лодочка, кораблик, плот и пр.
Дошкольников учат скреплять детали с помощью стержней: веточку заостряют с двух сторон, концы намазывают клеем, вставляют в отверстие одной детали (туловище, затем насаживают на противоположный конец другую деталь (голова) и прижимают их друг к другу. Для изображения туловища людей и животных применяют сосновые, еловые, кедровые и др. шишки, желуди, каштаны, скорлупу орехов, различные косточки. Голову можно изготовить из скорлупы орехов, маковых головок, желудей, недозревших лесных орехов. Волосы — из пуха, чертополоха, мочалы, конечности — веточки липы, кустарников, корневища редиса. Для изображения глаз используют семена укропа, щавеля, горох. Для деталей одежды — береста, верхние слои древесных грибов, листья, засушенные цветы, лепестки (тюльпанов, мальвы, солома, шелуха лука, чеснока, чешуя от шишек. Для изготовления обуви — крупные шляпки желудей, мелкие сосновые шишечки, семена тыквы, арбуза, подсолнуха, шелуха земляного ореха, ракушки.
Цветы бессмертника разбираются по одному и используются для украшения поделок. Основания для поделок — древесные грибы, высушенные апельсиновые корки (гнездо, спил различных пород деревьев, древесная кора, корневища, веточки замысловатой формы.
Для изготовления украшений из природных материалов берут желуди, крупные семена, ягоды рябины и детей учат делать бусы. Рекомендуется также использовать для поделок очищенные от зерен початки кукурузы, скошенную траву.
Все, что создает ребенок, должно находить практические применение. Так дети используют свои поделки в качестве подарков, в различных играх украшают ими игровые уголки. Сюжетные композиции используют для настольного театра («Три медведя», «Репка», «Маша и медведь»).
Поделки из листьев рекомендуется изготавливать ближе к осени, так как под деревьями и кустами мы находим много красивых листьев. Собирайте их с детьми, рассматривайте, любуйтесь красотой их окраски, формы.
Из листьев можно создавать чудесные композиции. В сочетании с листьями хороши ягоды рябины, различные цветы или их лепестки. Листья можно использовать целыми и можно вырезать из них необходимые формы.
Можно делать из листьев аппликации на бумаге, мешковине, рогожке. В этом случае нужно знать, что при длительном хранении листья могут деформироваться. Их надо засушивать между газетными листами под прессом. Можно ускорить процесс засушивания, прогладив листья горячим утюгом. Это занятие особенно развивает вкус, фантазию, творчество детей.
Надо поощрять стремление детей собирать и использовать в своих работах природный материал не только среднерусской полосы, но и южных районов нашей страны: морские ракушки, косточки кизила, фиников, семена белой акации, шишки южных хвойных растений и другие дары юга.
Изящные красивые сувениры можно сделать из мелких морских и речных камушков, ракушек. Сбор этого природного материала доставляет детям большое удовольствие. Предложите ребятам отбирать камушки необычно окрашенные, оригинальной формы, разного размера. Их лучше сразу раскладывать в коробки, сортируя по размеру и цвету
Необходимо предупредить ребят, что во время работы не следует торопиться, нужно проявить терпение. Подскажите некоторые приемы склеивания, которые ускоряют процесс изготовления поделки. Например, если нужно приклеить черепашке ножки и хвостик, то можно сразу сконструировать, собрать черепашку, разложив мелкие камушки и установив сверху большой плоский (панцирь, затем осторожно, стараясь не сдвинуть мелкие, снять большой, нанести клей на камушки, наложить на них панцирь и оставить поделку на некоторое время, чтобы детали склеились.
Необходимо знакомить детей с растительным материалом. При изготовлении, например, стрекозы, нам понадобятся семена (крылатки) ясеня, клена, семена яблока, сухая веточка любого дерева, пластилин. Так как материала нам понадобится достаточное количество, можно привлечь к работе родителей. Предложив им при прогулке с ребенком собрать немного, тех же семян крылатки, или при съедании яблока дома оставить семена, промыть их и высушить.
Перед тем как приступить к работе воспитатель задает детям загадку о стрекозе и показывает изготовленную им игрушку - стрекозу. Затем предлагает внимательно рассмотреть ее и сказать, из чего она сделана. Обращает внимание детей на то, что у стрекозы продолговатое брюшко, тонкие прозрачные крылья, большие выпуклые глаза.
После рассмотрения игрушки — образца воспитатель показывает, как создается игрушка, вместе с детьми уточняет последовательность работы. Из пластилина нужно вылепить продолговатое брюшко и округлую голову, из семян яблока сделать глаза и расположить их в верхней части головы. Хвост у стрекозы сделать из сухой веточки и прикрепить к брюшку сзади. Крылья стрекозы — крылатки ясеня вставить попарно в боковые части брюшка, усы и лапки сделать из тонкой проволоки.
После изготовления игрушки воспитателем и уточнения последовательности работы каждый ребенок создает поделку. Таким образом, при выполнении работ с природными материалами необходимо придерживаться следующего алгоритма:
1. Вступительная беседа воспитателя о материале, с которым предстоит работать. Рассказ должен сопровождаться показом данного материала: детям можно разрешить потрогать, ощутить поверхность, обследовать форму, обратить внимание на цвет.
2. Сообщить тему и показ образца игрушки.
3. Анализ образца и показ приемов создания игрушки. Желательно использовать возможности детей анализировать образец, побуждать их к высказыванию предложений о последовательности выполнения задания. Воспитатель корректирует ответы детей, направляя их внимание на особенности работы с данным материалом.
4. Изготовление игрушки. Воспитатель осуществляет контроль за работой детей, следит за соблюдением правил техники безопасности при пользовании инструментами, оказывает необходимую помощь, побуждает ребят к самостоятельному поиску путей совершенствования конструкции игрушки, ее украшения, способствует проявлению дружеских взаимоотношений между детьми в ходе выполнения заданий.
5. Анализ готовой игрушки (внимание ребёнка направляют на её внешние характерные особенности: цвет, форма, величина, части и детали, на материал, из которого сделана игрушка и из чего она ещё может быть изготовлена, в процессе которого у детей формируют умение оценивать результаты своей работы и работы товарищей.
6. Уборка рабочих мест, инструментов и оставшихся материалов.
Рыбка вуалехвост
Материал: шишка (сосновая или еловая, крылатка ясеня или клена, засушенные листья дуба, пластилин.
Подготовка к работе. Перед началом работы надо дать возможность ребенку посмотреть на живую рыбку, если такой возможности нет, следует показать ему изображения на картинке. При этом взрослый обращает внимание ребенка на особенности внешнего вида рыбки – большой гибкий хвост, выпуклые глаза. Затем вместе с ребенком нужно отобразить необходимый материал и разложить его на рабочем столике.
Работу начинают с поделки туловища рыбки. Для этого используют шишку. Глаза – пластилиновые шарики или косточки вишни. Нижний плавник делают из крылатки клена, которую закрепляют с помощью пластилина между чешуйками шишки. Для хвоста и верхнего плавника используют засушенные дубовые листья (для чего на черенок листа накладывают пластилин, их вставляют между чешуйками сверху и сзади. Уяснив такую последовательность изготовления поделки, ребенок самостоятельно (но под контролем взрослого) делает игрушку. Взрослый при необходимости помогает ему. Когда игрушка будет готова, можно отметить, как ребенок работал, старался ли, аккуратно ли сделал игрушку, похвалить за старание, за проявленную инициативу. Если малыш медлит с уборкой рабочего места, ему надо напомнить об этом.
Птичка
Материал: грецкий и лесной орехи, веточки деревьев (одна толстая, две средней толщины и две тонкие, два сухих семечка акации, крылатки ясеня, пластилин.
Подготовка к работе. Во время прогулки или по дороге из детского сада домой предложить ребенку рассмотреть крылатки ясеня, спросить, на что они похожи (на веер, на самолетик и т. п, что можно из них сделать. Вместе с ребенком собрать крылатки ясеня и различной толщины веточки для изготовления игрушек.
Последовательность изготовления игрушки. К грецкому ореху – туловищу птицы – прикрепить с помощью пластилина в нижней части две веточки средней толщины. Это – лапки. Голову – лесной орех – соединить с шеей, сделанной из пластилина, и с туловищем. Для клюва можно использовать две тонкие веточки, которые укрепить на голове птицы, как и глаза – семена акации, - с помощью пластилина. Хвост можно сделать из нескольких крылаток, после этого птичку нужно укрепить на подставке – толстой веточке и коре.
Котенок
Цель. Продолжать учить детей использовать шиповник для изготовления разнообразных поделок; закреплять навык работы с шилом, умение анализировать образец поделки и процесс ее выполнения; формировать устойчивый интерес к работе с природным материалом.
Материал и инструменты: плоды шиповника, спички без головок или веточки, сосновая хвоя, чешуйки от шишки, шило.
Ход работы. Воспитатель загадывает детям загадку о котенке, после этого приносит готовую игрушку и предлагает рассмотреть ее, выделить части, из которых она сделана. Затем показывает последовательность действий по изготовлению игрушки и просит запомнить ее. Для головы надо взять плод шиповника и насадить его на маленькую тонкую веточку или половинку спички, очищенной от серы. Шилом обвести глаза, усы сделать из сосновой хвои, а из двух острых чешуек еловой шишки — уши.
Для туловища котенка можно использовать два крупных плода шиповника, плотно соединив их друг с другом с помощью спички. Ноги и хвостик сделать из половинок спичек, концы которых покрасить черной краской: это подушечки лапок и кончик хвоста котенка.
Свежие плоды шиповника мягкие, и их легко накалывают на веточки или спички. Но если будут использоваться подсохшие плоды, то без шила не обойтись. Перед началом работы с шилом воспитатель напоминает детям правила техники безопасности: все операции с шилом нужно производить на столе, при этом плод шиповника придерживать большим и указательным пальцами левой руки. Шило держать в правой руке и вводить его в плод медленно, не спеша, покачивая влево и вправо.
После анализа образца дети приступают к самостоятельному изго-товлению игрушек, воспитатель контролирует работу каждого ребенка, помогает накалывать отверстия шилом.
Готовые игрушки он выставляет на свой стол, чтобы дети могли увидеть все работы, дать им оценку. В конце занятия оставшийся природный материал и инструменты убирают на место. Все вместе отмечают тех детей, кто бережно и экономно использовал материал.
Игра «Что изменилось?»
Игра развивает память и внимание детей. Для знакомства детей с природными материалами проводится игра «Что изменилось?». Сначала, дети с воспитателем называют предметы, фигурирующие в игре: орехи, шишки, жёлуди, ракушки, камни, вата. После ознакомления, воспитатель раскладывает предметы, а дети запоминают их расположение. Затем дети закрывают глаза, а воспитатель меняет расположение предметов или убирает один из них. Задача детей определить что изменилось.
Брошь из тыквенных семечек. [/b]
Материалы: английская булавка, картон, ножницы, клей, семена.
Ход работы: Булавка продевается сквозь картон так, чтобы он был прочно закреплен между головкой и колечком. Картон может быть круглым, овальным, фигурным, но обязательно должен закрывать собой булавку.
Внутреннюю сторону картона можно заклеить кусочком бархата или любой другой однотонной ткани.
Что касается внешней стороны брошки, то здесь надо призвать на помощь фантазию. Ее можно сделать в виде цветка. Используя для этого семена тыквы. Приклеивать их надо по кругу в центр – фигура будет напоминать ромашку. В середину может располагаться ягода рябины или зеленые горошины.
Бусы из ягод рябины.
Материалы: ягоды рябины, прочная нить или прозрачная леска.
Подготовка к работе: в ягодах воспитатель проделывает отверстия тонким шилом.
Ход работы: бусы делают, нанизывая сушеные плоды на нить или леску на нужную длину, затем концы связывают в узел.
Хорошо смотрятся комбинированные, так и однотонные, сделанные из одного материала, бусы.
Для однотонных - используют, как правило, плоды шиповника или рябины, или бузины; нередко нанизывают желуди.
В комбинированных бусах надо соблюдать очередность нанизывания плодов и семян. Хорошо, если они приблизительно одинаковые по размеру. Например: три кукурузных зерна – одно (две, три) ягоды рябины – шиповник – снова три кукурузных зерна – снова одна (две, три) ягоды рябины и т. д. Если используются разные по размеру плоды, то нанизывать надо так, чтобы наиболее массивные части бус (например, желуди) были внизу, на груди.