Получи документы

Методические рекомендации по формированию предметно-практической деятельности

Лилия Невская
Методические рекомендации по формированию предметно-практической деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

У многих детей с ТМНР, достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. Поэтому ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами. В процессе обучения дети знакомятся с различными предметами и материалами и осваивают действия с ними. Сначала формируются приемы элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание, перекладывание и др., которые в дальнейшем используются в разных видах продуктивной деятельности : изобразительной, доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании.

Темочки:

Формирование умений :

• сминать материал

• разрывать материал

• размазывать материал

• разминать материал

• пересыпать материал

• переливать материал

• наматывать материал

• захватывать, удерживать, отпускать предмет

• встряхивать предмет, издающий звук

• толкать предмет от себя

• тянуть предмет по направлению к себе

• вращать предмет

• нажимать на предмет

• сжимать предмет

• вынимать предметы из емкости

• складывать предметы в емкость

• перекладывать предметы из одной емкости в другую

• вставлять предметы в отверстия

• нанизывать предметы на стержень, нить

Формирование умения сминать материал

Ожидаемый результат: сминание материала двумя руками (одной рукой, пальцами)

Ребенок учится сминать материал двумя руками. Первоначально учащемуся предлагают сминать мягкие образцы бумажной продукции (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, затем более плотные виды бумаги (газета, цветная, папиросная бумага, калька). Учитель направляет действия ребенка инструкциями или выполняет действия совместно с ним, удерживая его руки в своих руках. После этого ребенок учится сминать бумагу одной рукой, пальцами.

Формирование умения разрывать материал

Ожидаемый результат: разрывание материала двумя руками, направляя руки в разные стороны (двумя руками, направляя одну руку к себе, другую руку от себя; пальцами обеих рук, направляя одну руку к себе, другую руку от себя) Учащийся берет в руки материал (бумагу) и разрывает его. Сначала ребенок учится захватывать материал обеими руками, зажимая его в кулаках, и разрывать. Потом ребенок учится разрывать материал, направляя одну руку к себе, другую руку от себя. Если у ребенка возникают трудности при разрывании материала (бумага, то необходимо предварительно сделать надрыв (надрез) этого материал. Кода ребенок учится разрывать бумагу пальцами, он захватывает край материала пальцами обеих рук и выполняет разнонаправленные движения, направляя одну руку к себе, другую руку от себя.

Формирование умения размазывать материал

Ожидаемый результат: размазывание материала руками (сверху вниз, слева направо, по кругу)

Учащийся погружает руки в вязкий материал (краска, пена для бритья, клейстер, жидкое тесто, мягкий пластилин) и размазывает его. Действия по размазыванию материалов рекомендуем начинать с выполнения упражнений на горизонтальной поверхности, затем на вертикальной поверхности. Сначала ребенок размазывает материал произвольно, затем учитель задает направление движения рук (сверху вниз, слева направо, по кругу; круговые движения выполняются двумя руками в одном направлении и в разных направлениях). Также ребенок учится размазывать материал одной рукой и пальцем. Когда ребенок размазывает материал указательным пальцем, можно учить его остальные пальцы складывать в кулак.

Формирование умения разминать материал

Ожидаемый результат: разминание материала двумя руками (одной рукой) Ребенок учится мять большой кусок мягкого теста, который лежит на столе. Затем он мнет кусок теста, удерживая его двумя руками. После этого для разминания предлагают другие материалы (пластилин, глина, пластичная масса). Учитель направляет действия ребенка инструкциями или выполняет действия совместно с ним, удерживая его руки в своих руках.

Формирование умения пересыпать материал

Ожидаемый результат: пересыпание материала двумя руками, с использованием инструмента (лопатка, стаканчик и др.)

Занятия начинаются с игры с крупой, где ребенок учится захватывать сыпучий материал, ссыпать или пересыпать с руки на руку. Ребенок учится пересыпать материал из одной емкости в другую, удерживая его одной/ двумя руками. Важно научить ребенка удерживать и переносить материал, сложив ладони «лодочкой». Затем его учат использовать для пересыпания материала инструмент, которым он зачерпывает материал (лопатка, стаканчик и др.). Пересыпая материал из одной емкости в другую, ребенок захватывает емкость с материалом одной/двумя руками (в зависимости от объема емкости, наклоняет ее над другой емкостью и ссыпает материал. Учитывая индивидуальные и физические особенности ребенка, его учат выполнять роющие движения в сыпучем материале (крупа, песок, земля) одной или двумя руками. Ребенок учится откапывать (находить) предмет, затем закапывать (прятать) предмет.

Формирование умения переливать материал

Ожидаемый результат:

переливание материала (вода) двумя руками (с использованием инструмента (стаканчик, ложка и др.)

Ребенок учится переливать материал из одной емкости в другую, удерживая его одной/ двумя руками. Затем он учится использовать инструмент (стаканчик, ложка и др.) для переливания жидкости, первоначально освоив действие зачерпывание. Важно научить ребенка удерживать и переносить материал, сложив ладони «лодочкой». Переливая материал из одной емкости в другую, ребенок захватывает емкость с материалом одной/двумя руками (в зависимости от объема емкости, наклоняет ее над другой емкостью и выливает материал.

Формирование умения наматывать материал

Ожидаемый результат: наматывание материала

Для обучения используют следующие материалы: бельевая веревка, шпагат, шерстяные нитки, шнур и др. Сначала ребенку дают большую катушку с остатком шнурка, который он должен домотать. Одной рукой ребенок держит катушку, другой рукой шнурок, который наматывает на катушку. Затем ребенок учится наматывать шерстяную нить на большую катушку с закрепленным на катушке началом нити. Постепенно уменьшается размер катушки и толщина нити. Катушки заменяются клубками.

Формирование умения захватывать, удерживать, отпускать предмет

Ожидаемый результат: захватывание, удержание, отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки и др.)

Ребенку предлагают предметы, удобные для захвата. Учитель выполняет действия совместно с ребенком, используя прием «рука в руке» (кисть руки учителя накладывается на кисть ребенка, и учитель помогает ему выполнить действие). После того как ребенок научился выполнять действия всей кистью, он учится выполнять эти действия двумя и тремя пальцами (пинцетный захват). Действия отрабатываются на мелких предметах.

Формирование умения встряхивать предмет, издающий звук

Ожидаемый результат: встряхивание предмета

Ребенку предлагаются баночки, бутылочки с бусинками или крупой, музыкальные игрушки, издающие звук при встряхивании и др. Учитель выполняет действия совместно с ребенком, удерживая его руки в своих руках. Внимание ребенка обращается на то, что результатом действия должен быть звук. Результатом действия встряхивания может быть и визуальный эффект. Использование в работе такого вида предметов актуально для детей с нарушением слуха. Ребенка учат встряхивать предметы, которые начинают светиться после встряхивания, изменять цвет либо картинку, находящуюся внутри предмета.

Формирование умения толкать предмет от себя

Ожидаемый результат: толкание предмета от себя (игрушка на колесиках, ящик, входная дверь и др.)

Сначала ребенок учится толкать (катать) игрушку на колесиках перед собой по столу «вперед-назад», держа ее в руке. Затем он толкает (катает) игрушку по всей поверхности стола, меняя направления движения. После этого он учится толкать (катать) игрушку по полу, сидя на одном месте, затем передвигаясь по комнате, также удерживая ее в руке. Затем ребенок учится толкать предмет от себя. Отдельно нужно учить ребенка придвигать к себе и отодвигать от себя разные предметы, например, игрушку, коробку, тарелку, кружку и т. д. Он учится прикладывать усилия при открывании и закрывании входных дверей, створок шкафа, задвигании ящиков и т. п.

Формирование умения тянуть предмет по направлению к себе

Ожидаемый результат: притягивание предмета к себе (игрушка на колесиках, ящик и др.)

Сначала ребенок учится тянуть детскую игрушку на колесах за веревочку. Затем он учится тянуть предмет, который расположен за ним или перед ним. Он учится прикладывать усилия при открывании и закрывании входных дверей, створок шкафа, выдвигании ящиков и т. п.

Формирование умения вращать предмет

Ожидаемый результат: вращение предмета

Сначала ребенку дают пластиковую банку/бутылку с надетой на нее крышкой. Одной рукой ребенок держит бутылку/банку, другой рукой выполняет поворотные движения в одном направлении (откручивает, закручивает крышку). После того как ребенок научится откручивать крышку банки/бутылки, он учится надевать крышку на банку/бутылку, соотнося резьбу на бутылке/банке с резьбой на крышке, и закручивать ее. Кроме банок и бутылок с завинчивающимися крышками можно использовать детали конструктора с болтами и гайками и другие предметы с резьбой.

Формирование умения нажимать на предмет

Ожидаемый результат: нажимание на предмет всей кистью (пальцем) Сначала детей учат выполнять действие всей рукой, нажимая юлу, рычаг, кнопку, музыкальную игрушку и т. д. Затем ребенка учат выполнять данное действие пальцем (выключатель, компьютерная мышь, детское пианино и т. д.).

Формирование умения сжимать предмет

Ожидаемый результат: сжимание предмета двумя руками (одной рукой, пальцами)

Работа начинается с использования свистящих резиновых игрушек. Учитель сжимает резиновую игрушку, показывая, что при сжимании игрушка издает звук. Затем он вкладывает ее в руки ребенка и помогает выполнить сжимание двумя руками одновременно. Если ребенку неприятно давление взрослого на его руки, то рекомендуем использовать мягкие игрушки из поролона, ткани, искусственной шерсти, которые не требуют усилий при сжимании. Затем ребенок учится сжимать предмет одной рукой (всей кистью). При сжимании пальчиками используют различные предметы : прищепки, мелкие игрушки, изготовленные из разных мягких материалов. Например, прищепки ребенок учится сжимать двумя пальчиками (большим и указательным, мелкие мягкие игрушки тремя, всеми пальчиками и др.

Формирование умения вынимать предметы из емкости

Ожидаемый результат: вынимание предметов из емкости

Ребенок учится вынимать предмет из емкости (из коробки, ящика, шкафа и др.). Рекомендуем начинать работу с небольшого количества предметов (2- 3). Учитель выполняет действия совместно с ребенком, удерживая его руку в своей руке. Внимание ребенка обращается на завершенность задания: коробка, из которой вынимают предметы, остается пустой. Постепенно количество предметов увеличивается. Когда ребенок учится вынимать один предмет из другого (например, стаканчики, вставленные друг в друга, то он одной рукой держит предмет, другой рукой вынимает из него вставленный предмет.

Формирование умения складывать предметы в емкость

Ожидаемый результат: складывание предметов в емкость

Ребенок учится складывать предметы в емкость (в коробку, ящик, шкаф и др.). Рекомендуем начинать работу с небольшого количества предметов (2-3). Учитель выполняет действия совместно с ребенком, удерживая его руки в 528 своих руках. Постепенно количество предметов увеличивается. По мере формирования умения вынимать и складывать предметы следует предлагать ребенку предметы разной величины, из разных материалов (резиновые, пластмассовые, деревянные, матерчатые и. т. д., удобные и неудобные для захвата.

Формирование умения перекладывать предметы из одной емкости в другую

Ожидаемый результат: перекладывание предметов из одной емкости в другую

Ребенок учится перекладывать предметы из одной ёмкости в другую. Начинать работу следует с небольшого количества предметов (2-3). Емкости должны быть одинаковыми по высоте, и располагаться рядом друг с другом. Учитель выполняет действия совместно с ребенком, удерживая его руки в своих руках. Внимание ребенка обращается на завершенность задания: емкость, из которой вынимают предметы, остается пустой.

Формирование умения вставлять предметы в отверстия

Ожидаемый результат: вставление предметов в отверстия

Ребенок вставляет одинаковые по величине стаканчики друг в друга; вставляет шарики, мозаику в отверстия и др. Действие вставления предметов в отверстие ребенок начинает осваивать после того, как научился складывать и перекладывать предметы. Ребенок кладет предметы в коробку (или любую другую емкость, которая частично закрыта. Отверстие, в которое ребенок опускает предмет, постепенно уменьшается до размеров самого предмета. Ребенок учится вставлять предметы друг в друга (например, одинаковые баночки из-под сметаны вставляют друг в друга дном вниз или дном вверх). На первоначальном этапе обучения предмет, в который ребенок вставляет другой такой же предмет, зафиксирован на плоскости (например, скотчем к поверхности стола; приклеен к коробке и др.). Затем предмет, в который ребенок вставляет другой предмет, он удерживает рукой. Также ребенок учится вставлять одинаковые по форме и величине деревянные вкладыши, крупные пазлы.

Формирование умения нанизывать предметы на стержень, нить

Ожидаемый результат: нанизывание предметов на стержень (нить)

Ребенок учится нанизывать предметы (кольца / шарики) на стержень, крупные бусины на нить, мелкие бусины на леску и др. Учитель выполняет действия совместно с ребенком, удерживая его руки в своих руках. Сначала ребенку предлагают крупные бусины или другие предметы (маленькие елочки, башни, макаронные изделия и т. п., при этом конец нити (шнурка, веревочки, который он вставляет в предмет, должен быть жестким (например, на концах веревки деревянные палочки или шнурок для обуви с металлическими ограничителями). Ребенок одной рукой держит жесткий конец нити, другой рукой держит предмет. После того как ребенок просунет жесткий конец нити в отверстие, он перемещает предмет по нити. Затем ребенку предлагают для нанизывания предметы меньшего размера, нить (шнурок, веревочка) дается без наконечника.

Формирование умения открывать предмет

Ожидаемый результат: открывание предмета

Ребенок учится открывать коробки с крышками (например, коробки с дидактическими играми, конфетами) круглой, квадратной и прямоугольной формы, банки с металлическими и капроновыми крышками. Учитель помогает ребенку удобно расположить руки на поверхности крышки и поставить пальцы таким образом, чтобы можно было подцепить края крышки.

Формирование умения закрывать предмет

Ожидаемый результат: закрывание предмета

Ребенок учится закрывать коробки с крышками (например, коробки с дидактическими играми, конфетами) круглой, квадратной и прямоугольной формы, банки с металлическими и капроновыми крышками. При закрывании коробок квадратной и прямоугольной формы внимание ребенка обращается на совмещение углов коробки и крышки.

Литература:

1. Методические рекомендации по обучению и воспитанию детей с интеллектуальными нарушениями, с тяжелыми и множественными нарушениями развития на основе требований ФГОС образования обучающихся с интеллекуальными нарушениями (вариант 2 АООП) Авторы-составители: А. В. Антонова, А. В. Васильев, А. А. Васильева, Е. А. Виноградова, М. В. Давалис, Р. А. Иванов, Т. П. Гырина, И. А. Комиссарова, Е. И. Пашкович, Е. А. Рудакова, О. Н. Суворова, О. Ю. Сухарева, О. В. Хохлова, А. М. Царё в Научный редактор: А. М. Царёв Федеральный ресурсный центр по развитию системы комплексного сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями, с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Псков 2017 год

2. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. — СПб. : Издательство «СОЮЗ», 2003. — 320 с. — (Коррекционная педагогика).

3. Программы специальных (коррекционных) образ, учрежд. VIII вида: 0—4 классы. — СПб. : филиал изд-ва «Просвещение», 2007.-220 с.

5. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В. В. Воронковой; 4-е издание. – М. : Просвещение, 2006. – 192 с. 531

6. Рудакова Е. А. Содержание программно-методического материала «Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития» / «Образование детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития». Материалы международной научнопрактической конференции «Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития» 27-29 ноября 2013 года / Под научн. ред. Н. Н. Яковлевой – СПб., 2014. – 352 с.

Публикации по теме:

Организация театрально-игровой деятельности в дошкольном учреждении; современные методические рекомендации Тема: «Организация театрально-игровой деятельности в дошкольном учреждении; современные методические рекомендации». Введение С древних времен.

Конспект познавательно-практической деятельности «Приготовление винегрета»Конспект познавательно-практической деятельности «Приготовление винегрета» Конспект познавательно – практической совместной деятельности в подготовительной группе «Приготовление винегрета» Цель: Формирование.

Методические рекомендации по использованию игр по автоматизации звука [с]Методические рекомендации по использованию игр по автоматизации звука [с] Автоматизация звука С в словах с использованием многофункционального дидактического пособия Цель: уточнить правильное произнесение звука.

Методические рекомендации «Танцевальная деятельность в ДОУ»Методические рекомендации «Танцевальная деятельность в ДОУ» МБДОУ «Краснокоммунарский детский сад «Стрела» Методическая рекомендация «Танцевальная деятельность в ДОУ»Подготовила: Музыкальный руководитель.

Методические рекомендации «Использование пособия «Чудо — дерево» для мотивации речевой деятельности детей»Методические рекомендации «Использование пособия «Чудо — дерево» для мотивации речевой деятельности детей» 1. На чудо - дереве появляются листья – поддувалочки. Педагог (без детей) снимает с чудо – дерева листья поддувалочки и раскладывает их.

Методические рекомендации по формированию игровой среды в группах детского сада с учетом современных требований Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 61 «Незабудка» общеразвивающего вида Методические рекомендации.

Методические рекомендации по организации дня книголюба Как провести при помощи родителей день книголюба- Организовать силами детей и родителей выставку рисунков и поделок «Моя любимая сказка».

Методические рекомендации при разучивании песни «Жучка» Методические рекомендации при разучивании песни "Жучка", музыка Н. Кукловской, слова С. Федорченко Диапазон песни: ми - си бемоль Программное.

Рекомендации для создания условий предметно-пространственной среды по театрализованной деятельности в старшей группе «Театр-это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет духовное развитие детей» Б. М.

Теория познания в процессе практической деятельности «Полезная вода» с дошкольниками в ДСТеория познания в процессе практической деятельности «Полезная вода» с дошкольниками в ДС Теория познания в процессе практической деятельности «Полезная вода» с дошкольниками в д/с Человек и есть часть природы: она неотъемлемый.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по формированию предметно-практической деятельности
Опубликовано: 13 мая 2023 в 14:24
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации по формированию предметно-практической деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Лилия Невская (УИ 1949627) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
01 февраля 2025 суббота
Последний месяц зимушки — февраль.
02 февраля 2025 воскресенье
Вот ёжик — ни головы, ни ножек!
Победа в Сталинградской битве!
Знакомимся с таинственным миром болот!
*



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД