Шевелева Людмила
Методические рекомендации по формированию навыка составления текстов-описаний у старших дошкольников с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Учитывая особенности детей с общим недоразвитием речи, в процессе реализации логопедической работы по формированию навыка составления текстов-описаний у старших дошкольников с нарушением речи следует придерживаться принципов (см. рис. 2.5) :
Рис. 2.5. Принципы работы по формированию навыка составления текстов-описаний у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Нами выделены этапы логопедической работы по формированию навыка составления текстов-описаний у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Публикация «Методические рекомендации по формированию навыка составления текстов-описаний у старших дошкольников с ОНР» размещена в разделах
Подготовительный этап.
Цель: развитие когнитивной и лингвистической базы для составления описательных рассказов.
Основной этап.
Цель: непосредственное формирование навыка составления текстов-описаний у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Заключительный этап.
Цель: самостоятельное составление текстов-описаний старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи.
На данном этапе выделяются следующие направления работы по формированию навыка составления текстов-описаний у старших дошкольников с общим недоразвитием речи:
формирование навыка составления текстов-описаний по игрушке;
формирование навыка составления текстов-описаний по картинке;
формирование навыка составления текстов-описаний по схеме;
формирование навыка составления текстов-описаний по представляемому образу без наглядной опоры.
При изучении любой лексической темы учитель-логопед сначала готовит основу для дальнейшего составления рассказов-описаний. Это осуществляется посредством развития когнитивной и лингвистической базы.
В таблице 2.4 нами представлено содержание подготовительного этапа логопедической работы по формированию навыка составления текстов-описаний у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (см. приложение 4).
При составлении рассказов-описаний по образцу на основном этапе необходимо следовать такому алгоритму:
1. Рассматривание игрушки (картинки, схемы) или вспоминание образа объекта.
2. Вопросы логопеда.
3. Составление логопедом плана рассказа об объекте.
4. Образец рассказа логопеда по плану.
5. Рассказы детей по плану и опорным вопросам.
6. Оценка детских рассказов логопедом.
На заключительном этапе предлагаются игровые упражнения, подобные основному этапу, однако важным на данном этапе является самостоятельное составление рассказов-описаний по игрушке, картинке, схеме и по представляемому образу без наглядной опоры (см. приложение 6, 7).
На заключительном этапе основной задачей выступает научить детей самостоятельно составлять рассказы-описания.
Для обучения детей самостоятельному составлению текстов-описаний по игрушке можно использовать следующие игровые упражнения: «Выбери овощ», «Опиши капусту», «Расскажи о баклажане».
Для того чтобы научить детей самостоятельно составлять тексты-описания по картинке предлагаются упражнение типа «Посмотри на картинку и опиши ее» : яблоко, лимон, груша, апельсин и т. д.
Учить детей самостоятельно составлять тексты-описания по схеме рекомендуется через игровое упражнение «Рассмотри схему и опиши предмет» : платье, пальто, рубашку и др.
С целью обучения детей самостоятельно составлять тексты-описания по представляемому образу без наглядной опоры используются следующие упражнения: «Какая твоя любимая игрушка», «Опиши любимую куклу», «Опиши машинку, с которой ты недавно играл».
Заключительный этап реализуется не только на логопедических занятиях, но и воспитателем в организованной образовательной деятельности и разных режимных моментах, что позволяет закреплять данный навык.
Опишем содержание логопедической работы по теме «Фрукты» согласно выделенным этапам.
Подготовительный этап.
На этом этапе предлагаются игровые упражнения для формирования когнитивной базы и лингвистической базы.
Для развития восприятия дошкольников с ОНР можно предложить игровое упражнение «Спрятанные фрукты». Детям предлагается картинка с изображением наложенных друг на друга фруктов, им нужно рассмотреть внимательное картинку и назвать все фрукты.
С целью развития внимания можно предложить упражнение «Хлопай в ладоши», которое предполагает, что логопед читает стихотворение, дети в ладоши, если услышат название фрукта.
Для развития памяти предлагается задание «Запомни фрукт», где логопед читает стихотворение, дети запоминают и называют фрукты, которые упоминались.
Чтобы развивать мышление у детей, следует использовать игровое упражнение «Лишний фрукт», благодаря которому дошкольники учатся выделять признаки объекта и называть лишний. Логопед называет слова: матрешка, помидор, яблоко; неваляшка, апельсин, чашка; кукла, банан, киви; диван, цветок, груша и т. д. После каждого выделенного «лишнего» слова логопед просит детей объяснить, почему это слово не подходит.
Обогащать словарный запас названиями признаков предметов можно с помощью упражнения «Какой сок?», где дошкольники по очереди берут картинку из корзинки, называют изображенный фрукт и говорят, как будет называться сок из этого фрукта. Например: «Это яблоко – яблочный сок».
Развивать умение образовывать различные формы прилагательных можно с помощью задания «Назови варенье». Логопед называет фрукт и просит ребенка сказать, какое из него можно сделать варенье, например: абрикос – абрикосовое, слива – сливовое, яблоко – яблочное и т. п.
Учить детей согласовать прилагательные с существительными, составлять словосочетания рекомендуется через упражнение «Какой? Какая? Какое?», логопед называет фрукт, а ребенок говорит какой он, например, яблоко – сладкое, красное, сочное, круглое.
Основной этап.
1. Выделение объекта описания можно осуществлять с помощью загадки, например:
Загляни в осенний сад
Чудо-мячики висят.
Красноватый, спелый бок
Ребятишкам на зубок (яблоко).
2. Ознакомление со структурой описания происходит за счет образца описания, который дается логопедом:
Что это? – яблоко
Какого цвета? – зеленого
Какой формы? – круглой
Какой на вкус? – сладкое
Какой на ощупь? – гладкое.
Как растет? – в саду на дереве
Что можно приготовить? – сок, компот.
3. Изучение способов связи предложений в тексте. Логопед составляет рассказ-описание, дети повторяют за ним по всем пунктам рассказ: Это яблоко. Оно зеленое цвета. Круглой формы. Яблоко сладкое и гладкое. Растет на дереве. Из него можно сделать варенье или сок.
4. Составление описания по образцу.
Дети составляют рассказ-описание по образцу логопеда. При необходимости он помогает составлять рассказ.
Заключительный этап.
На этом этапе дети самостоятельно составлять описательные рассказы по игрушке, по картинке, по схеме, по представляемому образу без наглядной опоры.
Описание яблока по картинке осуществляется через игровое упражнение «Посмотри на картинку и опиши ее». Логопед просит ребенка внимательно рассмотреть картинку яблока, описать ее по аналогии того, как они составляли описательный рассказ на основном этапе.
Основными видами организации совместной деятельности логопеда и воспитателя являются:
1. Совместное изучение содержания программы обучения и воспитания в дошкольном учреждении и составление совместного плана работы, в том числе по формированию навыка составления текстов-описаний у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
2. Совместное планирование занятий воспитателя по формированию навыка составления текстов-описаний у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, обеспечивающее необходимое закрепление материала в разных видах деятельности детей.
3. Разработка общих рекомендаций для родителей по формированию навыка составления текстов-описаний у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Важным направлением логопедической работы также является взаимодействие логопеда с родителями воспитанников. Основными формами взаимодействия учителя-логопеда с родителями являются следующие:
индивидуальные консультации ( по запросу родителей: какие упражнения использовать для формирования навыка составления текстов-описаний у детей, какие успехи в данном направлении есть у ребенка и т. п.);
офлайн и онлайн консультации, позволяющие расширить представления родителей о проблеме формирования навыка составления текстов-описаний у старших дошкольников с общим недоразвитием речи;
круглый стол («Приемы формирования навыка составления текстов-описаний у старших дошкольников с общим недоразвитием речи»);
мастер-класс («Как научить ребенка описывать объекты?», «Наглядные средства формирования навыка составления текстов-описаний у старших дошкольников с общим недоразвитием речи»);
ведение домашних тетрадей совместной деятельности (выполнение заданий по формированию навыка составления текстов-описаний у старших дошкольников с ОНР);
копилка методических рекомендаций (рекомендуемые задания для родителей по закреплению навыка составления текстов-описаний у старших дошкольников) (см. приложение 8);
семинар-практикум («Формирование навыка составления текстов-описаний у старших дошкольников с ОНР без наглядной основы»).
Таким образом, формирование навыка составления текстов-описаний у старших дошкольников с общим недоразвитием речи осуществляется поэтапно. Выделяются подготовительный, основной и заключительный этапы. Работа реализуется согласно изучаемым лексическим темам. Необходимо использовать наглядные средства – игрушки, картинки, схемы, стимулирующие детей к деятельности. Работу следует осуществлять по принципу постепенного усложнения, т. е. от использования наглядной опоры до составления рассказа-описания по представляемому образу без наглядной опоры. Также необходимо включать родителей и воспитателей в образовательный процесс, что позволит повысить его эффективность.