Дарья Гайжева
Методические рекомендации для педагогов по адаптации детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Методические рекомендации для педагогов по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»
Работая над темой «Методические рекомендации для педагогов по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ» я поставила цель: создание благоприятных условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.
Публикация «Методические рекомендации для педагогов по адаптации детей раннего возраста» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Темочки
Содержание
1. Возрастные особенности психического развития детей раннего возраста (1,5 – 3 года)
Ребенок раннего возраста очень чувствителен к оценке взрослого. Похвала вызывает радость, стимулирует активность малыша, улучшает его отношение к взрослому, усиливает доверие к нему.
Общение ребенка со взрослым все больше начинает опосредствоваться словом. К 2 годам малыш может называть многие предметы из своего окружения, людей, животных, известные ему явления природы, которые наблюдает или видит на картинках в книжках; он обращается с просьбами, рассказывает о чем – либо, задает вопросы.
Под влиянием взрослого ребенок все чаще отражает элементы своего жизненного опыта в игре с сюжетными игрушками. На втором году жизни начинает развиваться особая форма деятельности ребенка – процессуальная игра. В этот же период складывается его общение со сверстниками
В то же время на этом этапе возрастного развития в общении ребенка со взрослым происходят существенные изменения, которые связаны с проявлением речи.
Интенсивное развитие активной и пассивной речи в этот период приводит к тому, что общение все более становится, не только предметно – действенным, но и речевым. Дети все чаще обращаются к взрослому, пользуясь словами, и лучше понимают речь взрослого. Развитие активной и пассивной речи на третьем году жизни является важным показателем психического развития ребенка. Речь в этом возрасте включена в общение; она формируется и развивается, прежде всего как средство общения с взрослым.
На третье году жизни предметная деятельность по – прежнему занимает ведущее место в развитии ребенка, но приобретает новые черты. Ребенок становится все более самостоятельным и умелым. Он уже достаточно хорошо владеет специфическими действиями, знает назначение бытовых предметов (ложки, щетки, расчески и др.) и хорошо умеет пользоваться ими.
Во второй половине раннего возраста существенно возрастает познавательная активность ребенка. Познавательная активность и предметная деятельность тесно связаны между собой и представляют собой две стороны одного процесса. Познавательная активность проявляется в отношении детей к разным видам предметных действий, интересе к разного рода предметным задачам, длительности обследования предметов, самостоятельности и настойчивости в решении предметных задач. Ее отличительной чертой на третьем году жизни является настойчивое стремление к достижению результата, что побуждает ребенка обращаться за помощью к взрослому и более внимательно, чем раньше, следовать его инструкциям и пояснениям.
К концу раннего детства для ребенка становится значимым не только процесс действия, но и его результат. С середины третьего года жизни ребенок ставит цели, достижение которых соответствует значимому, общепринятому результату, например, правильно сложить пирамидку, сделать домик из кубиков в соответствии с образцом пр. Важным компонентом в структуре предметной деятельности становится появление способности самостоятельно оценивать полученный результат в соответствии с исходным замыслом. С возникновением этой способности ребенок обретает такое важное личностное качество как самостоятельность, т. е. способность без внешних побудителей инициировать, исполнять и оценивать свои действия.
На третьем году жизни углубляется дифференциация предметно – познавательной и игровой деятельности, которая лишь намечалась на предыдущем этапе. Если предметно – познавательная деятельность осуществляется как познание и усвоение определенных, культурно – нормированных действий со знакомыми и малознакомыми предметами, то игровая – предполагает элементы творчества и становление игровых замещений.
2. Психологическая характеристика процесса адаптации детей к ДОУ.
Адаптация – это реакция организма и психики на меняющиеся условия среды. Она происходит постоянно, имеет защитный характер, потому что позволяет человеку перестраивать свою деятельность с учетом обстоятельств и повышать ее продуктивность, т. е развиваться.
Адаптация направлена на поддержание равновесия организма и среды в новых для ребенка условиях. Изменения, происходящие в процессе адаптации, затрагивают все уровни организма и психики. Поэтому все адаптационные изменения необходимо рассматривать на трех уровнях: психофизиологическом, индивидуально – психологическом и социально – психологическом.
В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса :
1. Острая фаза или период дезадаптации - она сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц).
2. Подострая фаза или собственно адаптация - характеризуется адекватным поведением ребенка, т. е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится три - пять месяцев).
3. Фаза компенсации или период адаптированности - характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети преодолевают указанную выше задержку темпов развития, начинают вести себя спокойнее.
Кроме того, различают три степени тяжести адаптации :
-легкая адаптация : к 20-му дню пребывания в детском учреждении нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт.
- тяжелая адаптация : значительная длительность (от двух до шести месяцев и больше) и тяжесть всех проявлений.
- сверхтяжелая адаптация : около полгода и более. Встает вопрос: стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребенок.
Адаптационный период у детей может сопровождаться различными негативными поведенческими реакциями:
• в физиологическом и психологическом плане: повышение температуры и давления; уменьшение веса, временная остановка роста, снижение иммунитета, увеличение количества простудных заболеваний; увеличение нервозности; ухудшение сна; падение уровня речевой активности, сокращение словарного запаса; временно останавливается умственное развитие, может произойти своеобразный возврат в более ранний возраст.
• в поведенческом плане: упрямство, грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым, лживость, болезнь, страх наказания (своеобразный протест, желание обратить на себя внимание).
От того, как будет проходить адаптация детей в этом возрасте к ДОУ, будет зависеть и дальнейшая адаптация детей к среднему образовательному учреждению и выстраиванию взаимоотношений на последующих этапах обучения (Долгова В. И., Гольева Г. Ю., Крыжановская Н. В., Попова Е. В., [4, 5]). Поэтому важным направлением в работе сотрудников ДОУ является организация и проведение диагностического обследования с целью изучения степени адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ.
В указанных выше исследованиях ученых отмечается, что основными трудностями для детей младшего дошкольного возраста в период адаптации к ДОУ являются следующие: четкий непривычный режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение
Поведение ребенка показывает, что он испытывает потребность в общении со взрослыми, в получении от него ласки, внимания. И эта потребность удовлетворяется воспитателем, в котором ребенок находит доброго близкого человека.
После длительного наблюдения, играет с игрушками, рассматривает красивых кукол, и, наконец, решает сам взять одну из них. В близком человеке он видит опору, защиту от неизвестного и в то же время возможность с его помощью познакомиться с окружающим.
Как видно, дети, поступающие в детское учреждение, ведут себя неодинаково. Особенности их поведения в значительной мере определяются теми потребностями, которые сложились к моменту прихода в группу.
Можно выделить примерно три группы детей по присущим им различиям в поведении и потребности в общении (в соответствии с этим далее будут определяться группы адаптации).
Первая группа – это дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми, в ожидании только от них внимания, ласки, доброты, сведений об окружающем.
Вторая группа – это дети, у которых уже сформировалась потребность в общении не только с близкими, но и с другими взрослыми, в совместных с ними действиях и получении от них сведений об окружающем.
Третья группа – это дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях. Если до поступления в детский сад ребенок постоянно находился с мамой или с бабушкой, то утром, когда его приводят в детский сад, с трудом расстается с родными. Затем весь день ожидает их прихода, плачет, отказывается от любых предложений воспитателя, не хочет играть с детьми. Он не садится за стол, протестует против еды, против укладывания спать, и так повторяется изо дня в день. Плач при уходе близкого человека, возгласы типа: "хочу домой!”, "где моя мама?”, отрицательное отношение к персоналу, к детям группы, к предложениям поиграть – и бурная радость при возвращении мамы (бабушки или другого члена семьи) являются ярким показателем того, что у ребенка не развита потребность общения с посторонними (Савва Л. И., Трубайчук Л. В., Долгова В. И., Павлова В. И., Камскова Ю. Г., Сиваков В. И., Волчегорская Е. Ю., Худякова Н. Л., Коломийченко Л. В., Пономарёва Л. И. [6]).
При поступлении в детское учреждение плачут в основном дети, которых можно условно отнести к первой группе (потребность в общении только с близкими людьми). Они глубоко переживают расставание с близкими, т. к. опыта общения с посторонними не имеют и не готовы вступать с ними в контакт.
Как правило, чем уже круг общения в семье, тем длительнее происходит адаптация ребенка в детском саду.
Не все дети при поступлении в группу плачут. Дети, условно отнесенные ко второй группе, до поступления в детский сад приобрели опыт общения со взрослыми, не являющимися членами семьи. Это опыт общения с дальними родственниками, с соседями. Многие из них приходят в группу уверенно, внимательно рассматривают окружающее, самостоятельно находят занятие. Другие делают это с меньшей уверенностью, но тоже не проявляют особого беспокойства. Они внимательно наблюдают за воспитательницей, выполняют предложенные ею действия. И те и другие дети спокойно прощаются с родными, которые приводят их в детский сад, и идут в группу. Например, ребенок, расставаясь с мамой, заглядывая ей в глаза, спрашивает: "Ты меня любишь?” Получив ответ, идет в группу. Он подходит к воспитательнице, заглядывает ей в глаза, но задать вопрос не решается. Воспитатель ласково поглаживает его по голове, улыбается, проявляет внимание, тогда ребенок чувствует себя счастливым. Он неотступно следует за воспитателем, подражает его действиям. Пока воспитатель рядом, ребенок спокоен, но детей он боится и держится от них на расстоянии. Такие дети, в случае невнимания к ним со стороны воспитателя могут оказаться в растерянности, у них появляются слезы и воспоминания о близких.
У детей третьей группы четко выявляется потребность в активных самостоятельных действиях и общении со взрослыми.
В практике нередки случаи, когда ребенок в первые дни приходит в группу спокойно, самостоятельно выбирает игрушки и начинает с ними играть. Но, получив, например, за это замечание от воспитателя, он резко и в отрицательную сторону меняет свое поведение.
Следовательно, когда содержание общения воспитателя с ребенком удовлетворяет потребностям в нем, это общение формируется успешно, ребенок безболезненно привыкает к условиям жизни в детском саду.
Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям, имеющемуся у него опыту.
Воспитателю необходимо знать, что содержание потребности детей в общении в процессе привыкания к детскому саду качественно изменяется
Дети, условно относимые к первой группе, могут при благоприятных условиях быстро достичь уровня общения, характерного для детей второй и даже третьей группы и т. д.
С переходом на второй этап для ребенка более характерной станет потребность в сотрудничестве со взрослым и получении от него сведений об окружающем. Длительность этого этапа также зависит от того, на сколько полно и своевременно будет удовлетворена эта потребность.
Третий этап привыкания для детей первой группы характеризуется тем, что общение принимает инициативный характер. Ребенок постоянно обращается к взрослому, самостоятельно выбирает игрушки и играет с ними. На этом период адаптации ребенка к условиям общественного воспитания заканчивается.
Дети второй группы проходят два этапа в процессе привыкания (от 7 до 10–20 дней). А для детей третьей группы, с первых дней испытывающих потребность в активных самостоятельных действиях и общении со взрослым на познавательные темы, - конечный этап является первым, и поэтому они привыкают быстрее других (от 2-3 до 7-10).
Если не будет соответствующим образом организованного общения и игровая деятельность вновь поступившего ребенка, привыкание его не только задержится, но и осложнится. Поэтому воспитателю необходимо знать характерные особенности детей, этапы их привыкания.
От того, насколько правильно воспитатель определит потребность, обуславливающую поведение ребенка, создаст необходимые условия, способствующие удовлетворению потребности, будет зависеть характер и продолжительность адаптации ребенка.
Деятельность общения имеет свое содержание и этапы развития. Но в процессе привыкания определяющее значение имеет не возраст, а развитие форм общения.
Так, дети первой группы, независимо от возраста, на первом этапе привыкания непременно нуждаются в непосредственно-эмоциональном общении, и только на втором этапе привыкания – в ситуативно-действенном. Поэтому воспитателем должны быть выбраны и соответствующие средства общения: улыбка, ласка, внимание, жест, мимика и т. д. – на первом этапе. Показ действия, упражнение в нем, совместные действия с ребенком, поручение и т. п. – на втором этапе.
3. Методические рекомендации педагогам
У детей раннего возраста содержания общения тесно связано с развитием предметно-игровой деятельности. В процессе сотрудничества со взрослым ребенок овладевает сначала отдельными действиями с предметами, а в дальнейшем, при многократном упражнении в них под руководством взрослого, формируется самостоятельная предметная деятельность.
Формирование адаптационных механизмов зависит в первую очередь от умения воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и любви в группе. Ребенок должен удостовериться в том, что педагог готов взять на себя заботу о его благополучии, всегда готов прийти на помощь (как мама) и интересного партнера в игре. Первые контакты с ребенком должны быть контактами помощи и заботы. Основная задача педагога - заслужить доверие ребенка. Попадая в детский сад, дети быстро откликаются на предложение воспитателя поиграть. Для них – это привычное дело.
Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, который возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.
Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения, типа темперамента и т. д. (см. Приложение).
Педагогу, работающему с детьми младшего возраста, следует, прежде всего, любить малышей, и эта любовь должна проявляться в его облике, словах и действиях.
Детям нравится в воспитателях: эмоциональность и искренность, доброта и отзывчивость, веселое настроение и умение создать его у других, способность увлеченно играть и придумывать истории, негромкая речь и мягкие, ласковые движения.
В процессе адаптации ребенка в ДОУ необходимо использовать такие формы и способы адаптации детей как :
- элементы телесной терапии (обнять, погладить);
- знакомить малыша и родителей с группой, с расположением и назначением комнат;
- показывать развивающую среду, игровые зоны;
- временно сохранять «вредные» привычки ребенка (пустышка, бутылка);
- предлагать родителям принести в группу любимую игрушку малыша, с которой он привык играть и засыпать, тарелку и ложку, которыми он привык пользоваться дома.
- устанавливать правильные взаимоотношения со сверстниками;
-для поддержания и развития благоприятной атмосферы в группе, развития навыков социального поведения и уверенности в себе, можно предложить ритуалы: торжественную встречу детей каждый понедельник под названием «Утро радостных встреч», «Встреча с новой игрушкой», ежедневно «Утреннее приветствие», с включением психолого-коррекционных упражнений «Ладонь в ладонь», «Я самый - самый». Каждый новый день начинать с утренней гимнастики, чаще в стихотворной и игровой форме.
Продолжение - полноценный завтрак. Маленьких детей сложно уговорить поесть, поэтому можно устроить конкурс «чистых тарелок», и привести примеры итогов поедания вкусной кашки. При этом не забываем интересные потешки, песенки «Кашка из гречки - где варилась? В печке. Сварилась, упрела, чтоб деточки ели!».
Очень важно для детей каждодневное пребывание на свежем воздухе. Это утренний приём, прогулки и вечернее прощание с детьми.
Большое внимание необходимо уделять обучению детей культурно-гигиеническим навыкам. Не у всех это получается, некоторые до сих пор не могут намыливать руки, пока не остановишь.
Каждый день в режимных моментах необходимо использовать упражнения на дыхание «Пузырь», «Воздушный шарик», и т. д., различные физминутки.
Сон для малыша - главная составляющая его самочувствия и хорошего настроения. Поэтому по возможности надо уложить каждого ребёнка в индивидуальном порядке. Не секрет, что многие дети не любят засыпать в детском саду, а значение полноценного отдыха для детей дошкольного возраста трудно переоценить. Поэтому с целью снижения тревоги и создания положительной мотивации на режимный момент сна можно использовать мягкие игрушки, объясняя присутствие данных игрушек в спальне тем, что это «Сонные игрушки», им очень хочется спать, но они не могут уснуть без вашей помощи. Дети укладывают игрушку рядом с собой, поглаживая ее, засыпают. Использование таких «Сонных игрушек» позволит улучшить эмоциональный фон сна как режимного момента, снять беспокойство, уменьшить количество трудно засыпающих детей.
Следующая ступень - гимнастика пробуждения. Хорошо если в группе имеются специальные дорожки, которые благоприятно влияют на кровообращение стопы ребенка.
Педагог-профессионал владеет арсеналом приемов, позволяющих затормаживать отрицательные эмоции малышей.
Но не стоит планировать на день много приемов работы с детьми. Достаточно по каждому направлению организовать 1-2 формы работы.
В направлении «Играем и строим» отражается деятельность детей с пластмассовыми и деревянными конструкторами, а также конструирование из мягких модулей.
В раздел «Формируем эмоциональную отзывчивость» можно включать:
чтение стишков; рассказывание сказок; пение песенок; слушание музыки; рассматривание игрушек, книжек, картинок; наблюдение за объектом природы; рисование картинок для детей.
Планируя раздел «Развитие ребенка», педагог подбирает : игровые упражнения; подвижные игры; музыкальные игры.
Планируя игровое взаимодействие, воспитатель подбирает разнообразные виды игр:
-сюжетные;
-пальчиковые игры;
-игры с дидактическими игрушками;
-игры-забавы.
-игры с песком и водой (дать детям небьющиеся сосуды разного объема, ложки, воронки, сита, пусть малыш переливает воду из одной емкости в другую или вылавливает сачком шарики, рыбок);
-совместные игры на сближение, например «Поезд», «Каравай», «Карусель», «Найди друга», «Давайте познакомимся»;
-монотонные движения руками (нанизывание колец пирамидки или шариков с отверстием на шнур);
-сжимание кистей рук (дайте малышу резиновую игрушку-пищалку, пусть он сжимает и разжимает кисть руки и слушает, как пищит игрушка);
-рисование фломастерами, маркерами, красками;
-слушание негромкой, спокойной музыки («Утро» Грига, «Король гномов» Шуберта, «Мелодия» Глюка);
- создание игровых ситуаций, например «Поиграл – дай сверстнику», «Покажем Петрушке, как правильно одеваться, мыть ручки и т. д.);
-заняться смехотерапией.
С холериками следует играть в быстрые, подвижные игры, игры с кеглями, в мяч. Им рекомендуется заниматься прыжками на батуте, ритмическими танцами.
С ребенком – сангвиником стоит играть в веселые, подвижные игры, танцевать под веселую музыку, водить хороводы, играть с водой и песком, можно совместно просматривать мультфильмы. Сангвиники быстро устают, от однообразных занятий, быстро переключаются с одного дела на другое, поэтому в арсенале педагога всегда должен быть набор разноплановых и при этом нескучных игр.
Флегматики могут долго заниматься одним и тем же делом: рассматривать картинки в книжке, раскрашивать иллюстрации, лепить, рисовать, конструировать, собирать пазлы, мозаику. Эти дети предпочитают спокойные игры.
Меланхолики предпочитают спокойные виды деятельности: конструкторы, настольные игры, игры с водой, экспериментирование с красками, игры – потешки («Сорока – ворона», «Ладушки»). Они любят игрушки – животных, которые можно погладить и приласкать. Грубое обращение с такими детьми просто неприемлем.
Также было бы не плохо организовать предметно – развивающую среду, разделить помещения на зоны. Чтобы дети могли найти себе занятие по душе. Например: зона развивающих игр (игры на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения, речи, это пирамидки, рамки - вкладыши, игры - шнуровки, кубики и т. д.); «зона игровая» ( две секции: уголок для девочек, уголок для мальчиков, она для разнообразных игрушек: куклы, мебель, посуда, машинки, игровые модули); «театральная зона» (маски животных, костюмы для ряженья, пальчиковый и кукольный театр); «зона двигательной активности» - (дорожка здоровья, массажные коврики, игровые и двигательные модули, спортивный инвентарь (мячи, кегли т. д., нетрадиционное оборудование (игры изготовленные своими руками); «музыкальная зона» (детские погремушки, бубны, дудки, детские музыкальные инструменты; зона «конструирование» (большое количество строительного материала, различные виды конструкторов); зона «уголок для чтения» (книги со сказками, картинками, детскими стихами); зона «уголок для творчества» (карандаши, краски, раскраски, трафареты для рисования, пластилин). Желательно рядом с уголком «тишины» расположить живой уголок. Зеленый цвет растений благоприятно влияет на эмоциональное состояние человека.
Многообразие созданных игровых зон способствует познанию детьми целостной картины окружающего мира.
Создать ощущение психологического комфорта, защищенности, придать спальне более уютный вид помогут прикроватный коврик, занавесочка, пижамница, фитоподушечка, сделанные мамой. Все эти атрибуты становятся для малыша символом и частичкой дома.
Для того чтобы зрительно уменьшить помещение группы, мебель лучше разместить не по периметру, а таким образом, чтобы она образовывала маленькие комнатки, в которых дети чувствуют себя комфортно.
Хорошо, если в группе имеется мягкая мебель: кресло, диванчик, где ребенок может побыть один, поиграть с любимой игрушкой, посмотреть понравившуюся книжку или просто отдохнуть.