Баловнева Оксана
Методические рекомендации к занятию по лепке с детьми 5 лет «Цветы осени»
В силу обстоятельств 40 лет спустя мне пришлось вернуться к работе с контингентом 5+. Поэтому пригодилось и моё первое образование, и сам опыт взаимодействия с данной возрастной группой. Всё это конечно же на новом витке истории, исходя из наших реалий. Не претендуя на истину в последней инстанции, хочу предложить своё прочтение вопроса работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.
Первая основа моего подхода - максимальный отказ от электронных помощников (их и так хватает в жизни современных детей).
Публикация «Методические рекомендации к занятию по лепке с детьми 5 лет „Цветы осени“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Лепка. Все материалы по лепке
- Лепка. Консультации для родителей
- Осенние цветы
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Консультации для родителей в осенний период
- Осень. Лепка, пластилин
- Осень. Материалы для воспитателей
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Средняя группа
- Старшая группа
- Цветы. Все о цветах
- Цветы. Конспекты занятий
- Цветы. Лепка, пластилин
- Темочки
Конечно же, работа с пятилетками - это каждый раз спектакль с колоссальными энергозатратами. Про установление контакта говорить не стоит - это подразумевается, тем более, что это уже не первое занятие.
Второе правило меня: работа нон-стоп, в темпе, с усложнением для тех, кто опережает остальных. Не должно быть ни минуточки бездействия на занятии, иначе дети начинают отвлекаться, зевать, становятся вялыми и, как следствие - пропадает запал.
После оглашения темы, то есть, что мы будем лепить, детям предлагается вспомнить, какие они знают цветы, какие осенние и чем они отличаются от весенних. именно вспомнить! Иллюстрации и слайды в ограниченном количестве,не более 3 картинок, можно продемонстрировать в конце беседы, когда дети высказали своё мнение, поспорили, ответили на наводящие вопросы
(какие вы знаете весенние цветы? какого они цвета? а они высокие или маленькие? а осенние цветы какие? вы были у бабушке на даче? красиво там сейчас? какие они, осенние цветы? на что похожи их лепестки? какой они формы). Необходимо активизировать мыслительные процессы, запустить воспоминание, поощрять умение думать. Только после обсуждения с детьми можно показать иллюстрации.
Мы рассматриваем приготовленные листы цветной фоновой бумаги, уточняя, знают ли дети, что такое фон. Выбираем, как лучше расположить лист, чтобы вместить цветок вместе со стеблем.
Третье моё большое правило: никогда сразу не даю указаний по лепке. Стараюсь натолкнуть, подвести детей к правильному решению, ну или вариантам. Поэтому больше спрашиваю и подробно поясняю ответы самих учеников. В данном случае мы решали, что лепить вперёд: серединку или лепестки, и почему. Со стеблем пока не заморачивались, очень трудная задача начать со стебля и расположить его в нужном месте,сделаем его позже, соблюдаем принцип доступности.
Серединку первого цветка наметили маленьким кусочком любого цвета, нужен ориентир, иначе цветок не соберётся.
Напоминаю, что когда мы говорили про осенние цветы, то увидели, что надо вылепить лепестки, сердцевину, стебель и листья. Лепестки у них похожи на что?-правильно, на вытянутые треугольнички. А на какую фигуру похож треугольник? как мы можем слепить треугольник?- Совершенно верно, на морковку, или конус.
Четвёртое правило: обязательно вместе с детьми анализируем сложные формы, доходим до простой составляющей и определяем, как её вылепить, то есть какую объёмную форму надо выполнить. При это называем эту форму простым сравнительным именем (колбаска, морковка, колобок, добавляя правильное название формы (цилиндр, конус, шар).
Отрываем небольшой кусочек пластилина, хорошенько греем его руками и катаем сначала что? - правильно, шарик. А почему шарик? -да, мы сначала спрячем в него все морщинки.
Пятое правило: каждый раз проговариваем общие правила вылепливания, уже знакомые с предыдущих уроков.
А затем из шарика мы будем катать какую форму? - точно, морковку. Скатали и что будем с ней делать, крепить? - нет, мы её сначала расплющим, потому что нам нужно получить треугольник. И нам нужно скатать много морковок-конусов, чтобы цветок получился пышным и красивым.
Затем кусочек-якорь убирается из середины цветка и им намечают по очереди второй и третий цветок.
И так с каждым элементом: сердцевинками, стеблями, листьями.
Дети работают. И работает последнее правило.
Шестое: никогда ничего не лепить за детей. Это очень тяжело порой. Бывают слёзы. Пытаюсь объяснить: я лепить умею, а вы пришли научиться. Если буду лепить за вас, то вы так и не научитесь. Не получилось - пробуем ещё раз и не расстраиваемся. Показываю ещё и ещё приёмы лепки, корректирую словом, действую рукой ребёнка. Конечно же, втихушку, могу прилепить постоянно отпадающую деталь, как же без этого. Но это не официально.
Дети быстро привыкают к установкам, им это нравится, некая форма предсказуемости, когда они на равных могут руководить процессом вместе с учителем. Вот как-то так. Конечно же, существует ещё множество своих собственных находок, правил и подправил. Я попыталась оформить основные свои принципы.