Наталья Плахтеева
Методические рекомендации к проведению НОД по теме «Ангел-Хранитель»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги! Общаясь с вами и коллегами учителями, в школах с этого учебного года официально введён курс «Основы православной культуры», понимаю, насколько эта тема нова для нас, педагогов. Хорошо, если кто-то прошёл подготовку на курсах. Но, в основном, бывает так, что человек хочет преподавать этот предмет, а знаний не хватает. Где и как их добывать правильно и системно, чтобы в доступной для детей форме излагать этот материал? К счастью, у меня была такая возможность. Три с половиной года я училась в воскресной школе при храме во имя Божией Матери «Целительница». Нам подробно излагался материал по многим дисциплинам, связанным с православием.
Публикация «Методические рекомендации к проведению НОД по теме „Ангел-Хранитель“» размещена в разделах
В своём блоге я делюсь с вами своим опытом работы в этом направлении. Может быть, кому-то он пригодится.
Одной из тем нашей программы блока «Православная культура» является «Ангел – Хранитель». Предлагаю вашему вниманию то, как у нас организована работа с детьми по этой теме. Мы разделяем занятия по таким темам на две части. Первая часть – беседа священника с детьми, вторая часть – это занятие с педагогом дополнительного образования.
Первая часть
Беседа на тему «Ангел-Хранитель»
Программное содержание.
- Дать детям представление о духовном мире, об Ангелах.
- Рассказать детям об Ангеле – Хранителе.
Новые слова и понятия.
Невидимый мир – ангельский, Ангел – Хранитель.
Ребята, прежде чем появился весь видимый мир и человек, появился мир невидимый, небесный. Слово «небо» значит небесный, духовный, невидимый мир, но при этом настоящий, существующий мир. Этот духовный, невидимый нами мир называется ангельским, так как небо – то место, где живут ангелы. Небо их дом. Слово ангел значит «посланник» или «вестник». На иконах ангелов изображают с крыльями в знак того, что они летают.
Священник с детьми рассматривают иконы Архангела Михаила и Ангела – Хранителя.
Ребята, помните всегда, что вы не одиноки. Рядом с вами всегда находится ваш Ангел – Хранитель, которого даёт вам Бог при Святом Крещении.
Ангелы следуют за нами, охраняя нашу жизнь, помогают нам. Это наши неразлучные друзья.
Представьте себе, ребята, как оскорбляем мы наших самых преданных добрых друзей – ангелов, когда ведём себя плохо. Когда мы ленимся помогать родителям, ругаемся, обижаем младших и слабых. От этого очень горько и обидно становится нашему Ангелу – Хранителю. Он страдает и удаляется от нас.
Чтение стихотворения «Сквернословие»
Во дворе, забыв про стыд, слово скверное лежит –
Не на пне, не на скамейке, не в скворечнике, не в лейке,
Не на травке, не в песке, а во рту, на языке.
Ходит – бродит мальчик Вова, всюду сеет это слово,
А за грех его большой ангел плачет за спиной.
Дорогие дети, помните всегда, что только добрыми делами и светлыми мыслями можно приблизить к себе Ангела – Хранителя. А для этого надо потрудиться - надо помириться с обиженными товарищами, попросить прощения у родителей и выполнить их просьбы и наставления, делать много хороших и добрых дел. Ведь тогда Ангел – Хранитель будет радоваться о таком человеке, помогать ему в делах, защищать от всего плохого, злого.
Вторая часть
Занятие на тему: «Мой ангел-хранитель»
(средняя, старшая, подготовительная группа)
Программное содержание.
- Закреплять представления детей о духовном мире, об Ангелах.
- Познакомить детей с историей русских имён, со значением имени для
человека.
Ребята, давайте вспомним с вами, что прежде чем появился весь видимый мир и человек, появился мир невидимый, небесный.
Звучит аудиозапись «Библейские рассказы для детей. Ангелы добрые и злые. Ангел – хранитель».
Обсуждение с детьми главной мысли рассказа. Закрепление понятий добрый «Ангел – Хранитель» и его роль в жизни каждого человека. Каким людям помогает ангел? Может ли ангел наказать человека за плохие поступки? (Нет) Что делает Ангел, когда человек совершает плохие поступки? (Печалится) Правильно, дети, человек сам должен делать выбор в пользу добрых и хороших дел. Приказать ему делать это Ангел не может!
Чтение рассказа М. Кравцовой «Ангел и мальчик»
(Детский православный журнал «Радуга», 2010 год, №8)
Есть праздник, не менее важный, чем день рождения, - это именины. Ребята, а вы знаете, что такое именины? Именины это такой день, когда в Церкви празднуется память того Святого, в честь которого вы названы, то есть, чьё имя вы получили при крещении. Этот день ещё называют днём Ангела. Каждый человек должен знать, в честь какого святого его назвали.
Имя – это отличительное название, обозначение человека, которое даётся ему при рождении. Без имени нам трудно было бы общаться друг с другом и понимать, о ком идёт речь в разговоре о других людях. Человек проносит имя через всю жизнь. У каждого человека есть полное и неполное имя.
Педагог предлагает детям ответить на вопросы.
- Как тебя зовут дома и в детском саду?
- Как тебя будут звать, когда ты станешь взрослым?
Педагог уточняет, что каждого человека можно назвать по имени ласково.
Рассказ О. Кириллова «Книга ласковых имён»
(М. Д. Маханёва «Нравственное воспитание дошкольников»)
Детям предлагается изменить своё имя так, чтобы оно звучало ласково. Педагог предлагает детям узнать у родителей день своих именин (в честь какого святого его назвали) и прочитать жизнеописание своего святого.
Изготовление поделки «Ангел – Хранитель»
Эту поделку делают дети средней группы
Такого Ангелочка делают дети старшей группы
А вот такого Ангела в технике оригами делают дети подготовительной группы
Таких симпатичных Ангелочков можно предложить детям сделать к празднику Новый Год и «Рождество Христово». Если прикрепить к поделкам ниточку, то они могут стать оригинальной ёлочной игрушкой!