Оксана Ощепкова
Методические рекомендации к презентации «Временные представления у дошкольников с ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПОЛЕВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«Детский сад № 43 общеразвивающего вида»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
детей старшего дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи
по использованию презентации
«Временные представления для дошкольников с ОНР»
учитель-логопед
высшей квалификационной категории
Ощепкова Оксана Олеговна
г. Полевской, 2017 г.
Публикация «Методические рекомендации к презентации „Временные представления у дошкольников с ОНР“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи (общее недоразвитие речи (ОНР, происходит в процессе всей образовательной деятельности ДОУ. Это одна из самых трудных задач. Время - понятие абстрактное, его нельзя увидеть, потрогать, понюхать и т. д. На основании психолого-педагогических исследований выделяются средства, обеспечивающие обучение детей ориентировке во времени: накопление социального опыта в различных видах деятельности (игра, труд, обучение, художественные средства (картины, фотографии, художественная литература, общественные и природные явления окружающей действительности, различные модели, картинки, а также другие формы наглядности. ИКТ помогают представить, понять, запомнить временные представления.
Учитель-логопед, во время коррекционно-логопедической деятельности, представления о времени отрабатывает в контексте таких лексических тем, как: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Труд людей», «Дикие животные зимой» и т. д.
Информационные технологии, в частности презентации в формате PowerPoint, для детей являются стимулирующим моментом во время коррекционно-логопедической деятельности. Яркие детали, разнообразные цвета, анимации, все это способствует лучшему усвоению теоретического материала.
Данная презентация «Временные представления для дошкольников с ОНР» содержит следующие темы: времена года, месяцы года, дни недели, части суток. С помощью презентации можно закреплять такие понятия как: «круглый год», «зимние/весенние/летние/осенние месяцы», «неделя», «рабочие/трудовые дни/будни», «выходные дни, дни отдыха», «утро», «день», «вечер», «ночь» и т. д. Презентация «Временные представления для дошкольников с ОНР» разработана учителем-логопедом и является авторской разработкой, но не является единственным методом обучения детей временным представлениям, только одним из многих. Родителям, заинтересованным в том, чтобы дети еще до школы, запомнили вышеперечисленные понятия, данная презентация может помочь. В школе уже не придется на это тратить драгоценное время ребенка, которому предстоит освоить и без того огромный объем новых знаний.
Вариант беседы по слайду № 2 «Времена года».
Логопед: слышали ли вы выражение «круглый год»? Почему так говорят? Для этого нужно разобраться со временами года. Когда бывают такие признаки?: идет снег, лепят снеговиков и т. д. Дети должны ответить – зимой.
Предвосхищая переход к следующей части слайда, логопед может спросить: какое время года наступает за зимой? Дети могут ответить – весна. Если ответ верный, следует только уточнить признаки весны. Если нет, то следует начать с признаков весны. Когда так бывает?: тает снег, расцветают подснежники и т. д.
Уточнение признаков лета, а после него осени, проходит по такому же алгоритму. Можно от названия времени года переходить к признакам, можно, наоборот, от признаков к названию.
После уточнения времени года «Осень» вылетают стрелочки, символизирующие, что смена времен года продолжается и продолжается всегда в строгой последовательности. Можно применить понятие «по кругу». Дети могут сделать вывод, почему год называют «круглым».
Вариант беседы по слайду № 3 «Месяцы времен года». Месяцы, в виде сегментов (долек) расположены по кругу, похожему на карусель. Каждый месяц имеет оттенок, который соответствует цвету: зимние месяцы соответствуют оттенкам синего цвета, весенние – зеленого, летние - желтого, осенние – оранжевого. Цвет, это еще одна опора (подсказка) для запоминания. После каждых трех месяцев появляется стрелка, объединяющая их в общее название, например «зимние месяцы». Кроме того, на каждом сегменте-месяце изображен праздник (или знаменательного дня). Это также, может помочь запомнить название и последовательность месяцев. Работу можно проводить ежедневно, ежемесячно, по мере наступления месяца (праздника) или посезонно. Главное, нужно многократно повторять название месяца (по порядку и вразброс, соотносить их со временем года и т. д. Презентация позволяет делать «шаги» вперед и возвращаться назад.
Вариант беседы по слайду № 5 «Дни недели». Неделя представлена в виде пустого сосуда (банки, который заполняется днями недели и, в конце концов, закрывается крышкой. Каждый день недели представлен в виде уплощенного цилиндра. На данном слайде можно отработать порядковый прямой и обратный счет до 7, последовательность дней недели. Какой первый день в неделе? – понедельник (начинает недель*ку, второй день недели – вторник, третий день недели (можно сказать средний) – среда, четвертый – четверг, пятый – пятница, шестой - суббота, седьмой – воскресенье. После поочередного появления дней недели можно обобщить их общее количество – 7. Сколько всего дней в неделе? Семь.
*жирным черным цветом выделено место в слове, которое более четко/утрировано повторяется, чтобы дать ребенку еще одну подсказку.
На слайде № 6 можно отработать понятия: 5 рабочих дней, 2 выходных дня. Этому помогают фигурные стрелочки, которые объединяют эти дни. Картинка с изображением «читающие дети» - подскажет детям, что в рабочие дни дети учатся, а родители работают. Картинка со спортивными детьми подскажет, что наступили выходные дни и можно отдохнуть.
Вариант беседы по слайдам № 7,8 «Части суток». На слайде № 8 изображены части суток в виде капель (лепестков). Щелчком мыши вызываем картинки и спрашиваем детей: «Когда мы просыпаемся и поднимаемся с постели, а солнышко тоже просыпается и поднимается над землей, какое время суток наступает? - утро. Солнышко высоко поднялось, родители ушли на работу, а дети играют и занимаются в садике целый …. - день. Значит, какое время суток наступает? – день. Устало солнышко, устали дети, устали родители, пришли за ребятами в садик. Какое время суток наступило? – вечер. Солнца не видно, только луна и звезды в небе, все дети и родители уже спят. Какое время суток наступило? – ночь. При возникновении трудностей, можно шутить и задавать провокационные вопросы, например, если ребенок вместо «вечер» называет «ночь», то можно переспросить: «Сразу в садике будем спать (ночевать?». «Нет, - отвечают дети. - Когда домой придем» и т. д. Завершать беседу нужно обобщением. Сколько частей в сутках? Пересчитали и ответили – четыре. Как одним словом называются эти 4 части? – сутки (дети могут много раз слышать слово «сутки», но при этом в выводе употребить его не могут).
Заключение. Данная презентация может быть скачана родителями, изменена и дополнена так, как удобно вашим детям. Главное, совместное время, проведенное родителем и ребенком в доброжелательной атмосфере, будет полезно и тем и другим.