Кудинова Татьяна
Методические рекомендации к пособию «Знакомство с кубанским бытом посредством дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 37 станицы Новопокровской муниципального образования Новопокровский район
Методические рекомендации к пособию «Знакомство с кубанским бытом через дидактические игры»
Воспитатель:
Кудинова Т. Е.
Предисловие:
Публикация «Методические рекомендации к пособию „Знакомство с кубанским бытом посредством дидактических игр“» размещена в разделах
- Безопасность в быту, ребенок один дома. Консультации
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Кубанские народные игры
- Кубань
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2021
При создании данной методической разработки мною уделено особое внимание к приобщению детей дошкольного возраста к познанию окружающего нас мира, к истокам кубанской народной культуры. Считаю необходимым и важным передавать детям самое ценное из поколения в поколение. Чтобы понять настоящее, надо знать прошлое. Подобранный методический материал помогает глубже изучить и закрепить полученные знания на практике, через игру. Развивая интерес к игре, ребенок познает окружающий мир. Через наглядность предметов дети ближе знакомятся с устройством житья и быта предков. Дети, принимающие участие в игре, продуктивно решают поставленные перед ними цели: развивают речь, учатся логически мыслить, развивают внимание, память, тренируют мелкую моторику, закрепляют сенсорные способности, знакомятся с народными традициями кубанского народа, которые играют огромную роль в становлении личности патриота.
Введение:
Очень важно приобщить ребенка к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь.
Особую роль в воспитании подрастающего поколения вносим мы, педагоги. Одной из основных задач нашего ДОУ является нравственно-патриотическое воспитание. Интерес к прошлому, своим корням, истории, культуре, быту народа. Только на основе знания прошлого своего народа, ребёнок начинает понимать величие своей Родины. На базе детского сада создан мини-музей, при посещении которого дети не только словесно, но и наглядно знакомятся с жизнью кубанских казаков, их предметами быта. Следовательно, образовательный процесс необходимо организовать так, чтобы он был не только познавательным, разнообразным, но и интересным для детей.
Детям свойственно наглядно – образное мышление, их привлекают красочные картинки, различные предметы экспонатов старины, которыми они манипулируют. Речевые игры имеют результативность, если они совмещаются с двигательной активностью. Это могут быть: народные игры, использование устного народного творчества, звучание музыкальных инструментов кубанского фольклора.
В данной методической разработке весь материал оформлен в виде игр, ориентирован он на новые подходы, которые заявлены в программе ФГОС ДО: познавательный, деятельностный, развивающий и личностно-ориентированный.
Содержание разработки соответствует основным психологическим положениям старшего возраста и дошкольной педагогике. Игра обеспечивает единство познавательных, обучающих, развивающих и воспитательных целей и задач. Через дидактическую игру закрепляются знания, умения и навыки, способствующие развитию любви к традициям своего народа.
В процессе дидактической игры развивается память, внимание, наблюдательность, пополняется словарный запас, развивается мелкая моторика и сенсорное восприятие.
Актуальность моего пособия заключается в знакомстве детей через игру с элементами материальной культуры: включает в себя знакомство с жилищем, предметами быта, одеждой, орудиями труда, помогает воспитывать патриотизм и уважение к социо - культурным ценностям кубанского народа.
Целью данной разработки являются первичные представления о малой родине. Знакомство дошкольников с историческим прошлым своего народа, воспитание уважения и любви к кубанскому творчеству. Развитию способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям. Приобщение детей к истокам русской народной культуры, развитию и воспитанию гармоничной личности, сохраняющей трудовые, эстетические и морально-нравственные идеалы своего народа. Сейчас нравственно-патриотическое воспитание детей- это одна из важнейших задач современного образования. Но воспитание патриота – это сложный педагогический процесс, он включает в себя ряд задач:
Образовательные: Познакомить с жизнью и бытом жизни казаков, расширять словарный запас, уметь высказать свои мысли.
Развивающие: Развивать логическое мышление, обследовать предмет, умение правильно отвечать на поставленные вопросы, развивать активность, любознательность, интерес к содержанию игр
Воспитательные: Воспитывать интерес и уважение к кубанским народным традициям и ремеслам, желание непосредственно принять участие в происходящем.
Форма проведения игры: индивидуальная, от 2-5 чел.
Методы и приёмы обучения :
Словесный, наглядный: предварительная экскурсия в мини-музей, проведение беседы по знакомству с мини-избой и предметами жизненного уклада наших старших поколений кубанского народа. Создание условий прикоснуться и обследовать предметы, проникнуться духом патриотизма.
Описание:
Пособие игр оформлено в виде больших конвертов с вложенными карточками, каждая игра оформлена по своему содержанию и подписана. Наглядный материал основан на закреплении проведенных ранее экскурсий и бесед. Данные игры помогают глубже и в доступной форме изучить и проникнуться историей кубанского народа и принять самим непосредственное участие в её традициях и культуре. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: любовь к родным местам и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны, узнать традиции и обычаи своих корней.
Сегодня, когда одним из направлений реформирования образовательного процесса является его регионализация, изучение и раскрытие их педагогического потенциала имеет большую практическую значимость, прежде всего в сфере воспитательной работы с детьми.
Таким образом, в своей работе я через игру стараюсь решить эту задачу, так как игра является средством всестороннего воспитания личности. Она представляет очень удачную форму обучения, когда ребенок обучается играя. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, расширению и закреплению знаний о жизни и быте кубанских казаков.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Дидактическая игра «Пазлы»
Это развивающая игра, планируется игра в свободной деятельности.
Цель: формировать умение представлять картину, закреплять навыки и умения по собиранию картины.
Задачи:
- Развивать мелкую моторику рук.
- Развивать внимание, наблюдательность, логику.
- Воспитывать интерес к народам Кубани.
Описание игры.
Проблемная ситуация: ехала телега в музей через мост, и отвалилось колесо, все картины рассыпались.
–Давайте, ребята, поможем их собрать. Играют 2-4 чел., раздаю коробочки и высыпаю из конверта детали - пазлы. Дети выкладывают на столе картину из деталей, (принимаю сама участие, наблюдаю за ходом игры).
Развивается речь, воображение, память, наглядно - образное мышление, ребёнок вспоминает картину, держит её в памяти, старается рассказать о своем достигнутом успехе, вырабатывается аккуратность при сложении пазлов, тренируется мелкая моторика пальцев рук и цветовое восприятие. Если не хватает усидчивости и терпения - эта игра помогает привить нужные навыки.
Значимость игры:
В процессе игры дети знакомятся с предметами кубанского быта, развиваются коммуникативные способности при решении поставленной задачи, дети согласовывают свои действия с действиями других.
2. Дидактическая игра «Третий лишний»
В процессе игры дети учатся применять полученные знания во время беседы по мини – избе, созданной мной в группе. Экскурсии в мини – музей, созданный в нашем ДОУ.
Цель:
Закрепить название предметов, используемых кубанскими казаками в прошлое и в настоящее время, дать историческую оценку.
Задачи:
Игра тренирует наглядно - образное, словесно-логическое мышление, развивает и дополняет активный словарь. Методом исключения учит группировать предметы, сопоставлять и находить различия. Обогащает знания об истории возникновения новых предметов, развивает речь, учит логически мыслить, прививает любовь к родному краю. Воспитывает бережное отношение к своей истории.
Описание игры:
Набор игры состоит из 10 карточек, на каждой из которых изображены2 предмета быта кубанской избы и один предмет современной настоящей действительности. Придумываю историю, чтобы правильно заинтересовать и поставить цель игры (например, пришел Буратино или Незнайка и не может разобраться, как в неё играть? Пригласить сказочного персонажа поиграть вместе с детьми и в конце дать положительную и радостную оценку игры.)
Участвуют 2-5 чел.
Игрокам раздаю карточки (или сами выбирают карточку). Предлагаю рассмотреть картинки на карточке и рассказать, что они видят, логически сопоставить классификацию предметов. Дать правильный ответ на вопрос, объяснить, почему? Дети рассматривают и называют предметы, составляют рассказ- описание по картине: вспоминают название, назначение предметов, какие использовались раньше, какими пользуемся в настоящее время, с развитием технических процессов, но если люди не будут помнить прошлое, не наступит настоящее (даю положительную оценку ответам детей).
Значимость игры:
Дети в игре развивают речь, внимание, логическое мышление, закрепляют название предметов быта, одежды.
3. Дидактическая игра «Лото»
Цель:
Закрепление названий предметов, распределение карточек по заданной теме.
Задачи:
Приобщение детей дошкольного возраста к знакомству с жизнью и бытом кубанских казаков, с условиями их проживания и жизненного уклада. Эта игра развивает логическое мышление и речь, дети учатся правильно выражать свои мысли, познают окружающий мир.
Описание игры:
Эта игра проводится в свободной деятельности с 1-5 чел., как индивидуально, так и с небольшой подгруппой детей. Игра состоит из 5 карточек. На карточке изображена изба и предлагается набор предметных картинок. Перед игроком ставлю задачу обставить эту кубанскую избу мебелью (дети уже знакомились с предметами быта).
Ребенок логически мыслит, рассуждает и находит из всех картинок нужную, которая по назначению будет подходить к предметам мебели кубанской избы (люлька, стол, сундук. прялка). Даю оценку выполненному заданию. Аналогично ко всем карточкам даются задания.
Значимость игры:
Систематически проводя с детьми дидактические игры, можно развивать умственные способности ребенка, хорошую диалогическую речь, приобщать к познавательному интересу своей истории, воспитанию уважения к старшим и своей малой родине. Ребенка привлекает игра, а в игре он учится решать поставленную задачу.
4. Игра «Раскрась предмет»
Цель:
научить детей осознанно использовать свойства воспроизведения на бумаге, отражать свои впечатления, посредством зрительного и осязательного обследования предметов кубанского быта или сюжета природы, предметов одежды.
Задачи:
-Формировать эстетический вкус, фантазию, творческие способности.
- Развивать мелкую моторику рук, сенсорное восприятие.
-Развивать внимание, логическое мышление, память.
-Продолжать закреплять представления детей о целевом назначении предметов кубанского быта, жизненного уклада кубанских казаков.
-Воспитывать уважительное отношение к труду, продолжать развивать активный словарь детей.
Описание игры:
игра проводится подгруппой детей или индивидуально. Раздаю бумагу и цветные карандаши, предлагаю поиграть в художников: «Раскрась предмет», «Закончи картину», «Нарисуй натюрморт», «Укрась сарафан казачки», «Угости гостей чаем».
Два варианта игры: один вариант- дети закрашивают раскраски и второй вариант- дети дополняют композицию рисунка сами.
Значимость игры:
Дети получают положительную оценку в работе, воспитывается положительное отношение к труду, развивается активный словарь, развивается фантазия ребенка, тренируется мелкая моторика, зрительное восприятие цветовых оттенков в использовании теплых и холодных цветов, созидательное отношение к жизненному укладу кубанских казаков.
5. Дидактическая игра «Что было до?»
Цель: повышение уровня знаний и познавательных интересов по Кубановедению.
Задачи:
-Развивать речь.
-Развивать память, логическое мышление.
-Обогащать словарный запас детей.
- Учить ориентироваться во времени.
- Воспитывать интерес и уважение к историческому прошлому жизни старшего поколения.
Форма проведения игры: игра проводится во время занятий по развитию речи; в индивидуальную и подгрупповую работу в свободной деятельности.
Описание игры:
Игра проводится за столом с 1-3 чел. Раздаю карточки с изображением современных предметов одежды, мебели, предметов кухонной посуды, рядом пустое окошко – таблица. Разрезанные картинки высыпаю в коробку на середину стола. Ставлю задачу - сегодня мы отправимся в историю прошлой жизни предметов, предлагаю рассмотреть предмет на карточке, назвать его и среди разрезанных картинок в коробке найти предмет, который был раньше, в старину, но выполнял ту же функцию.
Играющие дети ориентируются и определяют, какой предмет подходит по содержанию картинки. Предлагаю назвать его и сказать, для чего он служил. Остальные дети, участвующие в игре, следят за правильностью выполнения задания, Прошу дополнить ответ, если кто-то затрудняется.
Даю положительную оценку, чем повышается активность и интерес к игре.
Значимость игры:
Игра помогает повысить уровень знаний и познавательных интересов по Кубановедению.
Вывод:
При использовании данного пособия у детей повысился познавательный интерес к историческому прошлому проживающему старшему поколению кубанских казаков. Через игры дети узнали много интересного, познавательного об истории кубанского народа, его культуре, испытали гордость за землю, на которой живут. Игры им позволили узнать много нового, активизировался словарный запас слов. Игры тренируют мелкую моторику, зрительное и сенсорное восприятие, тактильное восприятие.
В методической разработке отражены игры на воспитание патриотических чувств и уважения к истории родного края. На основе прошлой жизни строится фундамент новой, настоящей жизни.
Представленный материал поможет воспитателям в работе дошкольного учреждения, может быть полезен для родителей воспитанников дошкольного учреждения.