анна городова
Методические рекомендации к электронному пособию «Времена года»
▼ Скачать + Заказать документы
Тематические презентации Power Pont из электронного пособия «Времена года» - «Осенняя сказка или секреты рыжего лиса», «Весенний сад», «Зимняя сказка», «Сказочный город» являются средством, активно работающим в режиме формирования речи детей с общим недоразвитием речи.
Актуальность создания электронных средств обучения обусловлена следующими факторами:
Публикация «Методические рекомендации к электронному пособию „Времена года“» размещена в разделах
- Безопасность в быту, ребенок один дома. Консультации
- Времена года, месяцы, недели. Игры и дидактические пособия
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Темочки
- низкая способность восприятия дидактического материала на бумажных носителях;
- ограниченность внимания, быстрая утомляемость, снижение интереса к занятиям.
Презентация состоит из определённого количества слайдов, на которых размещена логопедическая сказка с игровыми заданиями, которые корригируют различные аспекты речевой деятельности детей, а именно:
- развивают фонематическое восприятие,
- автоматизируют звуки речи,
- пополняют, уточняют и активизируют словарный запас ( например: по лексической теме «Весна. Первоцветы»,
- уточняют структуру предложений,
- совершенствуют связные высказывания.
Игра способствует повышению интереса к занятиям, обучению ребенка на положительном эмоциональном фоне, созданию ситуации успеха, а также:
- активизации речевого общения,
- развитию всех компонентов речи, относящихся как к звуковой, так и к смысловой стороне,
- совершенствованию познавательных процессов (внимания, воображения, памяти, мышления,
- пополнению запаса знаний и сведений дошкольника,
- созданию у ребенка радостного настроения,
- установлению эмоционального контакта с детьми,
- оказанию ненавязчивого воспитательного воздействия.
Дошкольники с речевой патологией (с общим недоразвитием речи, задержкой речевого развития) испытывают большие затруднения в формировании связной речи, у них так же снижена речевая активность, что влечет за собой низкую коммуникативную направленность их речи.
Формирование грамматического строя речи, расширение словаря и обучение рассказыванию занимает важное место в общей системе коррекционной работы и проводится в соответствии с индивидуальными особенностями детей. Учитывая специальную активность детей с речевой патологией, их утомляемость, недостаточную переключаемость, логопед при построении занятий соответствующим образом подбирает речевой материал, создает такие ситуации, которые стимулируют потребность дошкольника в речевых высказываниях.
Сказка или, по-другому, рассказ по демонстрируемым действиям с подключением творческого мышления – это прием, предполагающий умение создать маленький сюжет, найти характер героев, вообразить настроение и т. д.
Структурным элементом сказки является подготовительный этап, который включает: 1) усвоение детьми данных грамматических категорий, знакомство со звуками, которые в сказке будут непосредственно закрепляться;
2) разработка логопедом сюжета сказки, дидактического материала;
3) изготовление дидактического, наглядного материала.
Второй этап – это непосредственное рассказывание сказки логопедом и детьми. На первом занятии дети начало сказки слушают, а помогают рассказывать уже конец сказки. На последующих занятиях логопед старается, как можно больше подключать детей к совместному рассказыванию, придумыванию сказки. И финальная сказка – это сказка, рассказанная детьми при незначительной помощи логопеда.
Логопед, рассказывая сказку, задает вопросы детям, тем самым, стимулируя их в придумывании сюжета и закреплении грамматических категорий.
Именно настроение сказки (веселая птичка, добрая фея, зайчишка, хитрый лис) стимулирует речевую активность детей и помогает им в подборе слов.
Рассказывание сказок сопровождается показом презентаций Power Pont.
Вышеописанная работа могла бы оказаться недостаточной при отсутствии работы с воспитателями и родителями. Поэтому планируется и проводится целенаправленная, систематическая работа с воспитателями и родителями, которая нашла свое отражение в примерном планировании занятий воспитателя по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи на год; в консультациях для воспитателей и родителей, а также родительских уголках.
Использование сказок способствует решению задач, стоящих перед логопедом и воспитателем:
-формирование фонематической стороны речи;
- формирование у дошкольников грамматических категорий;
- обогащение словаря;
- развитие связной речи;
- развитие мышления, памяти, внимания, воображения.
Рекомендуется для занятий (индивидуальных и фронтальных) по развитию речи (автоматизации и дифференциации звуков в речи, закрепление грамматических категорий, расширение лексического запаса, составление рассказов) с детьми среднего и старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях – как в массовых группах, так и компенсирующего вида. А также может использоваться в работе с родителями, в виде домашнего задания.
При использовании компьютерных программ на занятиях логопеду необходимо знать правила безопасной работы с компьютером, кроме того, не использовать не апробированных и научно необоснованных программ, что может привести к замене живого речевого общения общением с машиной, нанести вред зрению и нервной системе ребенка. Необходимо учитывать и негативные моменты при работе с компьютером. С осторожностью следует решать вопрос о компьютерных занятиях, если у ребенка имеются невротические расстройства, судорожные реакции, нарушение зрения, поскольку компьютер может усилить все эти отклонения в состоянии здоровья. Дети с нарушением речи часто имеют ослабленную нервную систему, чтобы ее не перегружать работа с компьютером на одном занятии не должна превышать 5-10 минут, в зависимости от возраста ребенка и степени истощаемости его нервной системы. До начала занятия для предупреждения переутомления глаз рекомендуется провести с ребенком зрительную гимнастику: движения глазами вправо-влево, вверх-вниз в течение 8-10 секунд, круговые движения глаз по часовой стрелке и против часовой стрелки по 8-10 раз. Логопед должен следить, чтобы при этом голова ребенка находилась в покое, а не поворачивалась. Во время работы с компьютером необходимо периодически переводить взгляд ребенка от компьютера в сторону каждые 2 минуты на несколько секунд. По окончанию занятия зрительную гимнастику необходимо повторить.
Технические средства обучения используются в соответствии с нормами САН ПИНа (удаленность экрана – 3м, просмотр презентации в течение 10 – 15 минут для детей старшего дошкольного возраста).