Получи документы

«Давай поиграем» (методические рекомендации)

Зубанова Мария Владимировна
«Давай поиграем» (методические рекомендации)
▼ Скачать + Заказать документы

(методические рекомендации)

Поскольку в наше время воспитание подрастающего поколения является одной из главных задач народного образования, активизируется вопрос и о средствах воспитания. Успешное решение задач воспитания требует пристального внимания к проблеме детской игры.

Методологической основой теории и практики детской игры стали положения Н. К. Крупской, А. С. Макаренко об игре как целенаправленной социальной деятельности и важном средстве воспитания.

Публикация «„Давай поиграем“ (методические рекомендации)» размещена в разделах

В создании теории игры особенно велика роль Н. К. Крупской. Она считает игру потребностью растущего организма и объясняет это двумя факторами: стремлением ребенка познавать окружающую жизнь и свойственной ему подражательностью, активностью. Игра для дошкольников становится способом познания окружающего. Ту же мысль высказывает A.M. Горький: «Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».

Большинство исследователей детской игры, психологи (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн,Д. Б. Эльконин) считают игру основной, ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения, формируются качества, подготавливающие переход к новой, высшей стадии развития.

«Проблемы игры всегда привлекали внимание исследователей дошкольного детства, так как нельзя понять, что такое ребенок-дошкольник, не уяснив психологической природы детской игры. Однако в существо игровой деятельности также невозможно проникнуть без понимания особенностей развития самого ребенка, без знания своеобразия и психологической специфики этого возрастного периода»[4].

В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимосвязи. Долгое время в теории и практике дидактическая игра рассматривалась лишь как прием обучения и входила в состав занятий или как игровая деятельность вне отношения к обучению.

В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: А. П. Усовой, Е. И. Радиной, Ф. Н. Блехер, Б. И. Хачапуридзе, З. М. Богуславской и другими. Во всех этих исследованиях прослеживается взаимосвязь обучения и игры, определяется структура игрового процесса, основные методы и формы руководства дидактической игрой.

В общей системе обучения дидактическая игра приобретает самостоятельность и сосуществует с обучением на занятиях. Совершенно очевидно, что такие игры близки к обучению. Но тем не менее, являясь одной из форм обучения, дидактическая игра остается игровой деятельностью.

Оценивая дидактическую игру и ее роль в системе обучения, А. П. Усова писала: «Дидактические игры, игровые задания и приемы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребенка, вносят занимательность»].

Дидактическая игра используется для обучения и разностороннего развития ребенка. Она делает педагогический процесс более легким и интересным, поскольку любая задача, поставленная в игре, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности. Как средство воспитания и обучения дидактическая игра развивает разнообразные способности ребенка, формирует его как личность, способствует расширению представлений, закреплению и применению знаний, полученных на занятиях, а также в непосредственном опыте.

Методика организации и руководства дидактическими играми.

Организация дидактических игр осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению, проведение и анализ. В подготовку к проведению дидактической игры входят:

- отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знания, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление и др.);

- установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения определенной возрастной группы детей;

- определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе обучения на занятиях или в свободное от занятий время);

- выбор места для игры, где могут спокойно играть, не мешая другим (такое место, как правило, отводится в групповой комнате или на участке);

- определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);

- подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал);

- подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в ней, методы руководства ею;

- подготовка детей к игре: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей действительности, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игр включает:

- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, установление знаний и представлений детей о них в ходе краткой беседы;

- объяснение хода и правил игры (воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое их выполнение - что они запрещают, разрешают, предписывают);

- показ игровых действий (воспитатель учит детей правильно выполнять действия, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату - например, кто-то из ребят подсматривает, когда нужно закрыть глаза);

- определение роли воспитателя в игре: его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, воспитатель направляет действия играющих - советом, вопросом, напоминанием);

- подведение итогов игры (это ответственный момент в руководстве ею, т. к. по результатам, которых добиваются дети в игре, можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят). При подведении итогов воспитатель подчеркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.

Анализ проведенной игры направлен на выявление эффективности ее подготовки и проведения: какие из них оказались результативными в достижении поставленной цели, а что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ результатов проведенной игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать ее, обогащать новым материалом в последующей работе.

При использовании дидактической игры как средства обучения воспитатель руководствуется общими дидактическими принципами. Это:

- Системность. Она предполагает систему игр, последовательно развивающуюся и усложняющуюся по содержанию, дидактическим задачам, игровым действиям и правилам;

- Повторность. Это требование и к обучению на занятиях, и к дидактическим играм: только при этом условии дети учатся выделять в предметах признаки, качества и т. д. Что легко и просто взрослым - трудно детям, так как многое для ребенка еще ново, он не располагает достаточным запасом представлений и способов усвоения знаний;

- Наглядность. Она представлена в предметах, которые составляют материальный центр игры. Игрушки и предметы, которыми играют дети, воспитатель демонстрирует в наглядном действии, движении. Это позволит формировать у них правильное представление об окружающем мире.

Руководство дидактической игрой.

Руководство дидактической игрой всегда осуществляет воспитатель. Он сам участник игры. Иго позиция перед детьми открыта: он ставит задачу, организует действия, анализирует и оценивает результаты.

Руководство дидактической игрой требует такта и мастерства. Объединяя две формы деятельности дошкольников - игру и обучение, воспитатель должен сохранить самостоятельный характер игры, радость и удовлетворение ребят от участия в ней и одновременно добиваться качественных сдвигов в развитии их познавательных способностей.

При использовании игрового момента необходимо сразу ставить перед детьми игровую задачу: «А сейчас мы узнаем, кто из вас самый внимательный».

При проведении игры важны опыт, мастерство воспитателя, его умение вовлечь всех детей, найти способ подбодрить недостаточно активных, при необходимости помочь и поддержать интеллектуальное напряжение.

Задача воспитателя состоит в развитии темпа игры, сохранении эмоционального настроя ребят, поддержании их интереса к поставленной задаче. При этом не стоит спешить с подсказкой, достаточно вовремя предложить интригующий вопрос, высказать удивление, пошутить. Это очень важно в активизации умственного развития дошкольников.

Всякая игра должна быть доведена до конца, до получения результата. Для воспитателя - это показатель уровня развития детей, а для дошколят - это их достижение, доставляющее не только удовольствие, но и интеллектуальное удовлетворение, чувство гордости, уверенности в своих силах.

При проведении игр, особенно на первых этапах, Л. А. Венгер и др. советуют положительно оценивать все ответы, которые хоть в какой-нибудь степени свидетельствуют о самостоятельности ребенка, т. к. все задания на развитие психики ребенка допускают самые различные варианты решений.

Требования же к качеству ответов следует повышать очень медленно, постепенно, чтобы не снижать непосредственность в высказываниях и умственную активность детей.

Предлагая детям доступные задания, воспитатель должен широко варьировать материал и приемы его использования: предлагать фигурки, разные типы заместителей предметов, придумывать всевозможные варианты решений.

В дидактических играх применяются разные методы обучения : словесные, наглядные, практические.

К словесным методам организации и руководства дидактической игрой относятся: рассказ воспитателя, беседа с детьми и др. Воспитатель может использовать различный материал (потешки, загадки, считалки, фрагменты сказок) для вхождения ребенка в игровую ситуацию. Обращение к пословицам и поговоркам помогает избежать замедления или ускорения темпа игры. Пословицы и поговорки применяются для объяснения правил игры, делают их понятными для детей. При этом, задавая детям интригующие вопросы, воспитатель вызывает у них интерес и желание включиться в новую игру, либо, напоминая об игре, в которую они охотно играли раньше, также вовлекает в игровую деятельность [15].

Объяснение игры должно быть эмоциональным, кратким, логичным, понятным. Возможен пробный ход, в процессе которого воспитатель учит действовать, знакомит с правилами. «При помощи словесных пояснений, указаний, создания образных представлений воспитатель направляет внимание детей, упорядочивает, уточняет их представления, расширяет опыт. Кроме того, речь воспитателя способствует развитию речи детей, накоплению их словаря, овладению разнообразными формами речи. Очень часто воспитатели используют такой прием, как проговаривание. Например, показывая детям ту или иную игрушку, действуя с нею, воспитатель говорит: «Вот машина. машина идет. колеса у машины вертятся.» и т. д. Такое проговаривание направляет внимание детей, заставляет их присматриваться, прислушиваться, обеспечивает зрительно-слуховое восприятие».

Одним из приемов организации и руководства дидактической игрой является побуждение детей давать полные, содержательные ответы. Этим развивается речь ребенка. А как известно, речь очень тесно связана с мышлением. И в процессе формирования речи четко выступает связь речевого и умственного развития детей. На эту связь указывают в своих исследованиях Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. П. Усова.

Наглядные методы организации дидактической игры. К ним относится использование иллюстраций, картинок, природного материала, различных игрушек и др.

Организуя дидактическую игру, следует тщательно подготовить дидактический материал (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал, причем эти предметы должны быть определенных цветов; из материалов разного качества и назначения; соответствовать назначению и поддаваться усилиям детских рук. Разнообразие цветов материала дает богатые возможности для развития речи детей, формирует эстетический вкус и сенсорные эталоны. В дидактической игре воспитатель может использовать картинки. Всем известны «Игры парами», созданные Е. И. Тихеевой, разрезные картинки, игры с картинками типа лото. Желательно, чтобы на них были изображены не только то или иное существо, но и среда обитания. Это дает детям представление об условиях жизни этого существа, формирует познавательный интерес дошкольника. Хорошо, если воспитатель использует разнообразные технические игрушки и технические средства: магнитофон, кинопроектор, телевизор, проигрыватель.

Все эти средства наглядности отвечают запросам современного ребенка, поднимают дидактическую игру на более высокий уровень, кроме того, развивают у детей воображение, позволяя преодолевать пространственные и временные препятствия; способствуют развитию памяти, мышления, умения устанавливать логические связи, а также наблюдательности как первого шага к формированию произвольности внимания.

К практическим методам организации и руководства дидактическими играми относится показ воспитателем игры, участие его в игре частичное или полное и др.

Воспитатель, руководя дидактическими играми должен использовать разнообразные приемы воздействия на детей и сам выполнять разнообразные роли. То он участник игры и через роль, игровое действие, игровое правило незаметно для детей направляет игру, поддерживает их инициативу, сопереживает с детьми радость игры, «верит в правду игры». То он рассказывает как очевидец о каком-то событии и создает лишь соответствующий игровой настрой и поддерживает его по ходу игры. А то вспоминает занимательную историю из своего детства, в которой игра заключала в себе самое интересное, и возбуждает у детей желание играть. Иногда воспитатель и не участвует в игре, но как умелый, умный, чуткий режиссер, сохраняя, оберегая самодеятельный характер игры, радостный детский настрой, руководит развитием игровых действий, выполнением игровых правил и незаметно для детей ведет их к определенному результату. Степень участия воспитателя в дидактической игре зависит от возраста дошкольников. Чем меньше дети, тем большая роль отводится воспитателю в участии в той или иной игре. Кроме того степень участия воспитателя в дидактической игре зависит от сложности игры, ее правил и игровых действий.

Руководства дидактическими играми с детьми старшего дошкольного возраста.

В организации и руководстве дидактической игрой дошкольников старшего возраста есть свои особенности. Главное в них - детям предоставляется большая самостоятельность.

Правила игры для старших дошкольников носят более обобщенный характер, но и они должны быть четко сформулированы. Если в младшей группе объяснение сопровождается показом действий, то для старших детей это вовсе не обязательно, т. к. они уже способны запомнить правило и перспективно представить его роль в игре. Поскольку дети старшей группы способны к торможению непосредственного интереса, им можно сообщать одновременно ряд взаимно связанных правил. В одной игре могут быть разные по содержанию правила. В играх типа загадок одни правила для детей, загадывающих загадки, и другие - для детей, отгадывающих их. Но и те, и другие правила, вместе взятые, организуют поведение всех детей в игре. В играх с элементом состязательности можно предложить кому-нибудь из детей повторить правила, чтобы недостаточная четкость их усвоения не повлияла на ход и результаты игры [21].

И как возрастная особенность - в старших группах детей все большее место занимают словесные игры.

Детей-пятилеток отличают любознательность, наблюдательность, интерес ко всему новому, необычному: самому отгадать загадку, высказать суждение, найти правильное решение задачи. Задание они выполняют с большим увлечением. У детей этого возраста возникают новые формы мышления: в основе выполнения умственной работы - понимание процесса, который строится на анализе и синтезе. С развитием мышления анализ становится более обобщенным и точным. Главным в умственной деятельности становится стремление узнать новое, прежде всего новые способы умственных действий.

Важно учитывать степень трудности игровых правил и действий чтобы при их выполнении дети прилагали определенные усилия ума и воли. При отборе дидактического материала для игр также следует учитывать изменения в мыслительных процессах детей.

При проведении дидактических игр в старших возрастных группах роль воспитателя несколько изменяется. Наряду с тем, что он эмоционально знакомит детей с новой игрой, ее содержанием, правилами и действиями, уточняет понимание играющими этих структурных компонентов игры, он и сам участвует в игре, чтобы выяснить, насколько правила усвоены; воспитатель может предложить детям поиграть самостоятельно, но при этом продолжает следить за ходом игры, выступая арбитром в конфликтной ситуации.

Особенностями умственного развития детей 6 лет являются их возросшие способности к более углубленному анализу и синтезу (умение выделить как общие, так и индивидуальные признаки предметов и явлений, сравнивать их, делать обобщения, умозаключения, высказывать суждения). Шестилетние дети проявляют большой интерес к учению, но игровой метод имеет еще большее значение. Об этом свидетельствует опыт многих передовых педагогов.

Руководя дидактическими играми детей подготовительных групп, воспитатель опирается на их возрастные особенности

Роль ведущего в играх шестилеток чаще поручается кому-либо из участвующих детей. Они уже более самостоятельны в выборе дидактических игр, организации обстановки, подборе партнеров. Воспитатель наблюдает за играющими, при необходимости выступает в качестве советчика или судьи во время самостоятельной игровой деятельности детей.

При организации и руководстве дидактической игрой 6-леток воспитатель использует те же методы и приемы, что и для детей пяти лет, но с учетом большей самостоятельности и инициативности детей шестилетнего возраста.

Воспитатель детского сада должен продумывать связь дидактической игры с другими видами детской деятельности.

Существует много методов и приемов организации и руководства дидактическими играми. Воспитатель должен стремиться овладеть как можно большим их числом. И только хорошее знание, и умелое применение их на практике в сочетании с другими видами деятельности детей при соблюдении определенных педагогических условий сможет наиболее эффективно обеспечить умственное развитие дошкольников.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «А давай поиграем» А давай поиграем… Игры в период адаптации ребенка к детскому саду Чтобы снизить напряжение необходимо переключить внимание малыша на деятельность,.

Методические рекомендации для педагогов ДОУ Методические рекомендации для педагогов ДОУ: «Использованиепотенциала информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для повышения качества.

Методические рекомендации для воспитателей ** - ребенок видит часть плоскостного силуэта и украшает его; ---скученное изображение. Характер линии: * - плавная без отрыва; ** - прерывистая;.

Методические рекомендации к презентации «Зимующие птицы» Методические рекомендации к презентации «Зимующие птицы» Презентация создана с помощью Microsoft Office Power Point и может использоваться.

Методические рекомендации по формированию портфолио воспитателя Какие задачи решаются воспитателем в процессе составления портфолио? - научиться анализировать свою педагогическую деятельность, - систематизировать.

Методические рекомендации по оформлению раздевалки МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ РАЗДЕВАЛКИ Как известно театр начинается с вешалки, а детский сад с раздевалки. Все педагоги прекрасно.

Методические рекомендации по организации новогоднего праздника Новый год - это всегда сказка и встреча с чудом. Этот праздник любят и отмечают все. Без праздников не бывает детства Праздники в жизни.

Методические рекомендации по организации спортивного праздника О, спорт! Ты — мир! Пьер де Кубертен Спортивные праздники, одна из форм активного отдыха детей и взрослых, включает разнообразные виды.

Методические рекомендации «Театрально — игровые технологии»Методические рекомендации «Театрально — игровые технологии» МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Театрально – игровые технологии» для музыкальных руководителей и воспитателей Содержание 1. Использование.

Рекомендации для родителей «Давайте поиграем» Развитие математических представлений. • Предложите ребёнку встать посредине комнаты лицом к двери и рассказать, что он видит в комнате.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Давай поиграем» (методические рекомендации)
Опубликовано: 23 мая 2018 в 10:49
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Давай поиграем» (методические рекомендации)» (включая файлы) размещена пользователем Зубанова Мария Владимировна (УИ 208434) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД