Светлана Хмелева
«Общение — неотъемлемая сторона человеческой жизни». Методические рекомендации для заинтересованных родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Общение
Общение - неотъемлемая сторона человеческой жизни. Взаимодействуя, ребенок получает знания об окружающем его мире, усваивает нормы и правила жизни в обществе, понимает чувства и переживания других людей. Общение формирует образ собственного «я», позволяет ребенку оценить степень принятия его окружающими, избежать чувства ненужности и одиночества.
Публикация «„Общение — неотъемлемая сторона человеческой жизни“, Методические рекомендации для заинтересованных родителей» размещена в разделах
Ребенок, не умеющий общаться со сверстниками, несчастлив. Он многого лишен: радости дружбы, возможности получить поддержку, развиваться в играх. Общение со сверстниками – это и школа стрессоустойчивости, потому что ребенок получает и необходимый отрицательный опыт. (ссоры, неприятие сверстников, их обзывалки, дразнилки, отказ взять в игру). Общаясь, дети становятся гибче, учатся понимать и учитывать мотивы других людей, избегать конфликтов, преодолевать трудности, быть самостоятельными и т. д. А это для жизни – необходимый багаж.
Очень важно, как мы общаемся в присутствии наших детей, какие модели поведения им демонстрируем.
Вот типы общения, которые хорошим примером для детей стать не должны.
И, конечно же, ни в коем случае нельзя
допускать такое общение в отношении
детей.
«Контакт масок» - формальное общение,
при котором используются привычные
маски скромности, участливости, строгости,
вежливости и т. п. Такому общению
свойственен определенный, соответственно
маске, набор жестов, выражения лица, фраз…
Это общение, когда истинные эмоции, чувства, отношение к собеседнику скрыты.
Формально-ролевое – общение по регламенту : заранее определены и содержание разговора, и средства общения (жесты, мимика, слова). Собеседника воспринимают только как социально значимую функцию, отводя ему определенную социальную роль – начальника, подчиненного, обслуживающего персонала, соседа, попутчика.
Примитивное – другой человек оценивается с позиции: «нужный-ненужный», «полезный-бесполезный», причем на данный момент. Если нужен – активно вступает в контакт, не нужен – полное равнодушие в лучшем случае, а в худшем – пренебрежение или агрессия. Получено желаемое – потерян и интерес.
Манимулятивное –общение направлено на то,чтобы любыми способами и приемами (лесть, обман, демонстративная доброта, запугивание и т. п.) добиться определенной выгоды для себя. Сам же человек, свойства его личности учитываются только для того, чтобы манипулирование было результативным.
Светское (этикетное) – холодное и, как правило, беспредметное, закрытое общение : истинные взгляды, мысли и чувства собеседников не имеют значения, говорится не то, что думается, а то, что положено говорить в подобных ситуациях.
А как общаются близкие, любящие, друзья, уважающие друг друга люди?
Их общение духовное, межличностное – можно затронуть любую тему; люди, общаясь, свободны и доверчивы; они внимательны не только к словам, но и интонациям, выражению лица, жестам, движениям. И молчание – не тягостно.
Такое общение – роскошь, счастье, но оно возможно лишь тогда, когда знают личность человека, его интересы, убеждения, отношения, когда людей соединяет подлинное, непоказное уважение.
…мы, взрослые, нарушаем беспрестанно гармонию детского мира. Мы, насильно врываясь в него, переносим ребенка, на каждом шагу, к себе, в наш свет. Мы спешим внушить ему наши взгляды, наши понятия, наши сведения, приобретенные вековыми усилиями уже зрелого человека…
Н. И. Пирогов
Несколько веселых игр,
способных помочь ребенку стать
увереннее и общительнее, пре-
одолеть замкнутость и застенчивость.
«Все знаю и все умею»
Усадите детей в кружок и предложите им ответить на ваши вопросы и выполнить ваши задания.
Задача ребенка: быстрее сообразить и первым громко ответить на вопрос, а также как можно лучше выполнить задание (его выполняет тот, на которого вы укажете).
Следите, чтобы ни один из детей не остался в тени и обязательно в чем-то да преуспел. Награждайте каждого участника после успешного выполнения задания маленьким призом или пусть все дети, если их немного, пожимают ему руку.
Примерные вопросы и задания:
Сколько ног у петуха?
Покажи где сердце у Даши (Маши, Дениса?
Прыгни выше всех.
Кто живет на дереве?
Крикни «Ура!» громче всех.
Почеши за ухом у Саши.
Пожми руку Роме как можно крепче.
Игра ребенка- его жизнь, он в ней самостоятельная, свободная личность, пытающая и развивающая свои силы; он в ней полный человек, пользующийся небольшими средствами своей еще не сформировавшейся души, чтобы жить своей полной детской и неполной человеческой жизнью.
Н. В. Шелгунов, русский публиц.
«Котята»
Детей разбить на две команды и поставить их друг против друга. Каждый член первой команды подходят к стоящему напротив и внимательно изучают его – ощупывает одежду, волосы, руки и т. д. и просит мяукнуть. Затем ребятам из первой команды завязывают глаза, а ребята из второй команды встают в другом порядке и мяукают.
Задача членов первой команды найти 2своего котенка»
«Зеркальце»
Ребят усадить в круг, взять в руку зеркальце и, глядя в него, сказать:
«Меня зовут … Я себе нравлюсь. У меня красивые,
веселые… глаза, … волосы, … улыбка… Я умею…
У меня есть друзья - …» Затем передать
зеркальце кому-нибудь из детей и попросить
его похвалить себя, глядя в зеркало, а
после передать зеркальце соседу. Зеркало
идет по кругу.
Смущающемуся ребенку надо помочь –
хвалить его может тот, кто пожелает
(сидя рядом с ним и глядя вместе с ним
в зеркальце).
Вера, надежда, любовь – не просто поэтический набор, это первая забота каждого воспитателя, а может быть, и единственная забота. …Только силы веры, любви и надежды бесконечны, все другие силы рано или поздно иссякают. И только в детстве можно дать ребенку эти бесконечные силы.
С. Л. Соловейчик
«Иностранцы»
Предложите детям стать иностранными туристами из разных стран. Им хочется общаться, но язык друг друга им непонятен. С помощи жестов, мимики и звуков они о чем-то спрашивают друг друга, делятся впечатлениями об увиденном, предлагают сфотографироваться, обменятся адресами, дарят друг другу сувениры ит. д. (ведущий-воспитатель им в этом помогает, подсказывает темы разговора и сюжеты, переводит). В конце игры дети могут приготовить фотографии (нарисовав их) и подарить их на память.
… искренность вызывается только искренностью; вот почему не только в воспитаннике, но и в воспитателе полная искренность души есть единственный прочный залог действительного, а не призрачного успеха воспитания.
К. Д. Ушинский