Оксана Баталова
Методические рекомендации для воспитателей ДОУ по организации процесса питания и сервировке столов в группах
▼ Скачать + Заказать документы
Психологический комфорт детей во время посещения образовательного учреждения во многом зависит от условий организации питания. Важным моментом в правильной организации питания является сервировка.
Сервировка стола должна вызывать у малышей не только желание принять пищу, но и желание быть аккуратными, а также поднимать настроение, способствовать эстетическому развитию.
Публикация «Методические рекомендации для воспитателей ДОУ по организации процесса питания и сервировке столов в группах» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Посуда. Все о посуде для детей
- Правильное питание ребенка. Консультации
- Продукты питания
- Сервировка стола
- Темочки
Эстетика оформления стола включает в себя обязательно наличие бумажных салфеток, красиво и правильно разложенных столовых приборов (ложки, вилки, ножи, порционно нарезанного хлеба в хлебнице, чашек, кружек) по количеству детей.
К завтраку стол сервируется следующим образом:
На середину стола ставится хлебница с хлебом накрытая салфеткой, салфетница. Затем раскладывают ложки, вилки, ножи для масла (допускается со старшего дошкольного возраста) Вилка с левой стороны, нож и ложка – справа. Если нет ножей – справа ложка и вилка. Кружки ставятся в центре стола по количеству детей.
Основное блюдо детям подает помощник воспитателя перед тем, как они сядут за стол. Заранее блюда не раскладывают, за исключением тех, которые едят холодными. Подают и убирают посуду слева от сидящего ребенка.
Если на завтрак подают яйца, их кладут в тарелку, которая стоит в центре стола.
К обеду стол сервируется следующим образом:
На середину стола ставится хлебница с хлебом накрытая салфеткой, салфетница. Затем раскладывают ложки, вилки, ножи. Вилки с левой стороны, нож и ложка – справа. Если нет ножей – справа ложка и вилка. Чайная ложка подается к компоту. Столовой ложкой едят суп, десертной - кашу, суфле, желе, пудинг.
Кружки ставятся в центре стола, по количеству детей, а на край стола горкой ставят глубокие тарелки и салатники, если к обеду подается салат.
Суп разливает помощник воспитателя перед тем, как дети сядут за стол. Не нужно преждевременно раскладывать второе, чтобы оно не остывало: остывшая пища менее полезна. Если младший воспитатель внимательно следит за детьми во время еды, она всегда успеет вовремя подать каждому второе.
К полднику стол сервируется следующим образом:
В центре стола ставится салфетница, кружки и тарелка, если предлагается выпечка или печенье. Пироги, печенье, пряники дети едят, держа их в руке. Фрукты кушают по-разному. Почистить фрукты малышам должны взрослые, но допускается есть их целиком.
К ужину стол сервируется таким же образом как к завтраку
Дежурство
Во время сервировки столов к процессу питания активное участие принимают дежурные.
Дежурство вводятся со второй младшей группы во второй половине года, и ставят перед ребёнком только одно условие: помочь накрыть на стол. Ребёнок раздаёт ложки, ставит хлебницы, салфетницы. Понимание обязанности ещё не доступно детям до четырёх лет, и было бы неправильно выдвигать перед ними такое требование. В руководстве детьми педагог опирается на их интерес к процессу деятельности, создаёт эмоционально-положительное отношение к нему, объясняет необходимость потрудиться и всячески поощрять любую попытку ребёнка проявить самостоятельность. Он формирует у детей представление о значимости труда дежурных, об очерёдности в выполнении порученного дела.
В среднем возрасте у детей формируют умения самостоятельно выполнять обязанности дежурного по столовой: аккуратно расставлять хлебницы, чашки, ставить салфетницы, раскладывать столовые приборы (ложки, вилки, ножи). Выходя из-за стола, ребенок может взять свою чашку и отнести её на раздаточный стол. Дежурные убирают со стола хлебницы, стаканы с салфетками, а помощник воспитателя - тарелки.
Дежурства продолжают иметь место в старшей и подготовительной к школе группе детского сада, постепенно усложняясь и по содержанию труда, и по формам объединения детей, и по требованию к самостоятельности в процессе работы, а так же по самоорганизации в процессе деятельности. Смена дежурных проводится ежедневно. В содержание труда дежурных по столовой входит полная сервировка стола: аккуратно раскладывать столовые приборы (ложки, вилки, ножи); расставлять хлебницы, салфетницы, кружки. После еды дежурные помогают наводить порядок на обеденных столах.
У дежурных по столовой должна быть специальная форма: фартуки головной убор (косынки, колпачки).
Этикет кормления
Знание правил столового этикета формирует у ребенка уверенность. Вводить определенные правила нужно постепенно. Детский этикет за столом ничем не отличается от правил для взрослых. Не забывайте личным примером показывать хорошие манеры. Основные правила, которые должен соблюдать дошкольник: кушать аккуратно и без лишнего шума, не играть с едой, следить за своей осанкой, заботиться о присутствующих за столом (для более старших).
Младшая группа
Во время кормления в распоряжении детей должны быть и салфетки. После трех лет они должны научиться самостоятельно пользоваться ими. Воспитатель приучает ребёнка держать ложку в правой руке, за середину черенка, обхватив сверху пальцами. Детей учат есть первое и второе блюдо с хлебом, не брать пищу из тарелки руками, мясное блюдо есть с гарниром.
Надо помнить, что движения ребёнка ещё мало координированы, и требовать от него соблюдения полного порядка во время еды нельзя. Дети быстро утомляются и, утолив голод, начинают отвлекаться или совсем перестают есть. Взрослые должны помочь им закончить обед. Если малыш всё-таки отказывается от еды, настаивать не следует.
Дети должны усвоить правила: нельзя выходить из-за стола с куском хлеба, яблока и т. д. ; нельзя выходить, если рот наполнен непрожеванной пищей. Уже в этом возрасте ребёнок должен благодарить взрослого после еды, задвигать свой стульчик.
В средней и старшей группе совершенствуется:
• умение есть аккуратно;
• есть бесшумно;
• умение правильно пользоваться ложкой;
• умение правильно пользоваться вилкой;
• умение сохранять правильную осанку за столом;
• умение обращаться с просьбой, благодарить;
• продолжать прививать навыки культуры поведения: выходя из-за стола, тихо задвигать стул, благодарить взрослых.
В подготовительной группе закрепляются умения и навыки:
• культуры поведения за столом: прямо сидеть, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу, правильно пользоваться ножом, вилкой, салфеткой
• обращаться с просьбой, благодарить;
•. аккуратно пользоваться столовыми приборами.
К шести годам ребенок должен знать и соблюдать основные правила поведения за столом и не делать того, что может быть окружающим неприятным: жевать с открытым ртом, причмокивать губами, ковырять в зубах, облизывать пальцы, чесаться, оставлять ложку в чашке, набивать полный рот.
Важное требование, предъявляемое к младшим воспитателям и педагогам, – не создавать своими действиями и словами напряженную обстановку, когда едят дети. Приучая детей к хорошим манерам, следует снисходительно относиться к промахам, не порицать и не торопить. Манерам нужно обучать непринужденно, спокойно и лучше всего собственным примером, приходя на помощь всякий раз, когда ребенок испытывает затруднения.
Подготовила: Баталова Оксана Константиновна. Детский сад №133 г. Тюмени