Ами Ами
Методические рекомендации для воспитателей «Дидактические игры для детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Данные методические рекомендации предназначены воспитателям и педагогам дополнительного образования в работе с детьми дошкольного возраста. Методическая разработка содержит рекомендации по использованию созданного своими руками, игрового пособия в целях формирования элементарных математических представлений.
Публикация «Методические рекомендации для воспитателей „Дидактические игры для детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2023
Использование данного пособия в игровой деятельности способствует развитию восприятия, мелкой моторики, мышления, памяти, воображения, обогащения чувственного опыта детей. С его помощью можно не только играть, но и учить ребенка. Творческие и полезные задания, разработанные в соответствии с ФГОС ДО, в которых учтены психологические особенности детей дошкольного возраста. Позволяет развивать мелкую моторику, формировать основные мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, обобщение, классификация, а также сенсорные представления. Познание ребенком окружающей действительности основывается на ощущении и восприятии. Ребенок узнает об окружающих предметах и явлениях при помощи зрения, слуха, осязания, а далее в процесс познания включаются речь, память, представления, мышление. Поэтому воспитание сенсорных функций имеет очень большое значение для всего последующего развития ребенка, в том числе и коммуникативного.
Данное дидактическое пособие предназначено для детей 3–5 лет, а также подходит для индивидуальной и подгрупповой работы с дошкольниками.
Цель – формировать элементарные математические представления, развивать творческий потенциал детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.
Формировать представления детей об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени;
Учить различать времена года;
Учить детей анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки предметов и явлений окружающего мира;
Учить устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
Развивать познавательные интересы;
Развивать сенсорные навыки, обогащать чувственный опыт;
Развивать любознательность;
Развивать воображение и творческую активность;
Развивать внимание, память, наблюдательность.
Воспитывать доброжелательные отношения между детьми в игровой деятельности;
Воспитывать в детях умение получать положительные эмоции в процессе игры.
Ценность методического пособия :
Пособие представляет собой книгу, состоящую из 10 мягких съемных страниц, изготовленных из ткани и фетра. Включает в себя съёмные детали, которые ребенок сам может перемещать в нужное поле. Детали имеют различные виды крепления: пуговицы, кнопки, крючки, липучки, ленточки, застёжки и т. д.
Методические приёмы работы с дидактическим пособием
Работу с данным дидактическим пособием рекомендую проводить в три этапа:
1 этап: Играем вместе. Совместное изучение пособия, организация непосредственной образовательной деятельности.
2 этап : Я играю сам. Самостоятельная деятельность детей, где дети самостоятельно играют и манипулируют с элементами книги.
3 этап: Косвенное руководство игрой. На этом этапе воспитатель наблюдает за тем, как дети, занимаясь с данной книгой, привлекают друг друга к совместной деятельности.
Дидактический материал в данной книге можно дополнять персонажами, расширяя познавательный интерес детей. На каждых страничках книги есть несколько вариантов игр и упражнений, тем самым дети легко могут самостоятельно играть с этим пособием. Работать с пособием очень удобно, а главное легко, так как оно мягкое, безопасное, интересное.
Таким образом, с помощью дидактического многофункционального пособия, формировать элементарные математические и сенсорные представления у детей дошкольного возраста, становится еще легче, интереснее и разнообразнее. Использование данного пособия в игровой деятельности способствует развитию восприятия, мелкой моторики, мышления, памяти, воображения, обогащения чувственного опыта детей.
Дидактический материал в данной книге можно дополнять персонажами, расширяя познавательный интерес детей. На каждых страничках книги есть несколько вариантов игр и упражнений, тем самым дети легко могут самостоятельно играть с этим пособием. Работать с пособием очень удобно, а главное легко, так как оно мягкое, безопасное, интересное.
Таким образом, с помощью дидактического многофункционального пособия, формировать элементарные математические и сенсорные представления у детей дошкольного возраста, становится еще легче, интереснее и разнообразнее. Использование данного пособия в игровой деятельности способствует развитию восприятия, мелкой моторики, мышления, памяти, воображения, обогащения чувственного опыта детей.
Нажмите, чтобы узнать подробности
Дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Выполняя функцию средства обучения, д/игра может служить составной частью занятия. Она помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование д/игры как метода обучения повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Особенно эффективны эти игры на занятиях по ознакомлению с окружающим, по обучению грамоте, формированию элементарных математических представлений. В д/игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому при организации игры следует особое внимание обращать на присутствие в занятиях элементов занимательности: поиска, сюрпризности, отгадывания и т. п. Д/игры создаются взрослыми как игры с правилами и предлагаются детям в готовом виде. Лишь после того, как под руководством воспитателя дети овладеют их содержанием, правилами, они начинают играть в них самостоятельно. По характеру используемого материала дидактические игры принято условно делить на игры с предметами и игрушками, настольно-печатные и словесные.
Дидактические игры.
Методические рекомендации к организации и руководству.
Дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Выполняя функцию средства обучения, д/игра может служить составной частью занятия. Она помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование д/игры как метода обучения повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Особенно эффективны эти игры на занятиях по ознакомлению с окружающим, по обучению грамоте, формированию элементарных математических представлений. В д/игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому при организации игры следует особое внимание обращать на присутствие в занятиях элементов занимательности: поиска, сюрпризности, отгадывания и т. п. Д/игры создаются взрослыми как игры с правилами и предлагаются детям в готовом виде. Лишь после того, как под руководством воспитателя дети овладеют их содержанием, правилами, они начинают играть в них самостоятельно. По характеру используемого материала дидактические игры принято условно делить на игры с предметами и игрушками, настольно-печатные и словесные.
Дидактическая игра с правилами – основной и наиболее характерный вид игровой деятельности детей – имеет определенную структуру, которая включает дидактическую, игровую задачу, игровые действия, правила игры. Д/игры с правилами, особенно когда речь идет о самостоятельной игровой деятельности, доступны главным образом старшим дошкольникам. В младших и средних группах такого рода игры используются реже и требуют непосредственного участия воспитателя.
Игры с дидактическими игрушками и материалами предназначены больше для маленьких детей. Они не требуют обязательного взаимодействия с другим ребенком, предполагают характерную для малышей повторность действий. Дети познают специально выделенные, нарочито подчеркнутые в игрушке, материале свойства – цвет, форму, величину и др. Эти игры позволяют организовать более или менее длительную самостоятельную деятельность маленьких детей, развивать умения занимать себя, играть рядом с другими, не мешая им, а значит, помогают организовать жизнь группы.
Лучшим временем для д/игр является вторая половина дня. В это время дети могут спокойно и длительно заниматься разными играми. Воспитатель удовлетворяет их интересы, играет с ними, объясняет новую игру, обращает внимание на умение детей играть самостоятельно.
У детей младшей группы самостоятельная игра только начинает развиваться. Игровое начало поддерживает воспитатель. Педагог систематически предлагает игры, способствующие объединению детей на основе общего места действия, общего предмета, выполнения одинаковых действий. На их основе воспитатель может периодически проводить более сложные игры, требующие очередности выполнения действий, умений отвечать, не мешать другому отвечающему, действовать по приглашению ведущего.
Во второй младшей группе игры с д/игрушками и материалами занимают основное место в самостоятельной деятельности детей и используются для сенсорного развития. Игры усложняются за счет увеличения количества деталей, вкладышей (до 5-6, подбора частей не по одному признаку, а по 2-3 и т. д. Содержанием игр являются также действия детей с предметами обихода и их изображениями на картинке. Воспитатель создает ситуации, способствующие развитию игры рядом и элементарной совместной игры.
В старшей группе на первое место по своему значению выходят собственно обучающие игры – д/ игры с правилами :
В руководстве настольными играми воспитатель должен шире опираться на стремление детей к большей самостоятельности, на их интерес к разнообразным игровым действиям, к точности выполнения правил, а также на возможность ребенка самому быть ведущим в игре.
Воспитателю надо знать, кого и в какие игры следует научить играть, выделить детей, лучше овладевших содержанием и правилами игры, поручать им роль ведущих, следить, чтобы ведущими становились и другие, стимулировать повторные игры, с тем, чтобы дети научились играть самостоятельно.
Особое внимание педагога требуют дети, которые не умеют играть, с трудом входят в общество играющих, которых не принимают в игру. Важно разобраться в причине таких фактов и найти путь включения в игру, в общую жизнь группы.
Правила игры для старших дошкольников становятся нормой взаимоотношений, позволяют контролировать себя и других играющих.
Определяя программное содержание самостоятельных д/игр, педагог предусматривает :
задачи образовательного характера
организацию жизни детей в игре, развитие умений выбирать интересную игру, договориться о правилах, ведущем, порядке игры и т. д.
Важной задачей педагогического руководства д/играми по-прежнему является создание таких условий, при которых дети могут играть самостоятельно. Для этого воспитатель, систематически проводя организованные д/игры и принимая в них участие в качестве ведущего, формирует у детей умения включаться в игровые взаимоотношения, соблюдать правила игры, решать д/задачи в процессе разнообразных игровых действий. Опыт участия в таких играх дети переносят на самостоятельные игры. Педагог помогает детям организовывать и проводить самостоятельные игры : знакомит с новыми настольно-печатными играми, наблюдает за играющими и в случае необходимости напоминает правила и т. п. Воспитателю необходимо руководить и выбором игр. Он повседневно наблюдает за играющими детьми и, учитывая их интересы и желания, намечает, какие игры следует рекомендовать в тот или иной период работы той или иной группе детей.