Папки-передвижки

Методические рекомендации для педагогов «Как составлять мнемотаблицы»

Майра Агишева
Методические рекомендации для педагогов «Как составлять мнемотаблицы»
▼ Скачать + Заказать документы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 140»

Методические рекомендации для педагогов на тему:

«Как составлять мнемотаблицы»

Выполнила: воспитатель

Агишева М. Г.

2025 г.

Введение

У дошкольников память носит непроизвольный характер, т. е. лучше запоминаются предметы, события, явления. Еще К. Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Этому и способствует мнемотехника.

Цель обучения мнемотехнике: развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а имеено всех процессов, связанных с полноценным развитием речи.

Ожидаемые результаты:

- получение педагогами представлений о мнемотехнике;

- внедрение в работу метода мнемотехники для развития речи дошкольников.

1. Что такое мнемотехника?

Мнемотехника - очень древняя наука, которая имеет свою историю. Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз и обозначают «искусство запоминания».

МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотехника помогает развивать :

- зрительную и слуховую память;

- зрительное и слуховое внимание;

- воображение;

- восприятие;

- развивает кругозор;

- развивает все стороны речи.

Задачи мнемотехники :

1. Способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления.

2. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации).

3. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей.

4. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.

Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному. Её можно разделить на три этапа.

I этап – работа с мнемоквадратами.

Мнемоквадрат – это отдельная карточка – изображение с закодированной информацией. Рисунок в квадрате обозначает, либо одно слово, либо словосочетание, либо простое предложение. Это может быть как предмет, так и действие.

II этап – работа с мнемодорожками.

Мнемодорожка – это последовательность 4 или более мнемоквадратов, расположенных линейно. Рисунок в каждом квадрате соответствует одному слову или словосочетанию. Опираясь на изображение, ребенок составляет историю из нескольких простых предложений.

Например: при описании предметов детям предлагаются символы для обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот приём хорошо использовать для работы с загадкой. На этом же этапе учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов.

III этап - работа с мнемотаблицами.

Мнемотаблица – это таблица, поделенная на квадраты, в каждый из которых заложенная определенная информация. Каждому изображению в квадрате соответствует слово или словосочетание, на основе этих изображений составляется рассказ или учится стих. Мнемотаблицы бывают двух видов :

- обучающие – содержат познавательный материал;

- развивающие – содержат информацию, позволяющую развивать определенные навыки и умения.

2 Кроме того, следует отметить, что при работе с мнемотаблицами успешному запоминанию способствует соблюдение определенных условий:

• Установка на запоминание.

• Заинтересованность, так как легче запоминается то, что интересно.

• Яркость восприятия. Лучше запоминается то, что вызывает определенные эмоции.

• Образность запечатления. Запоминание, опирающееся на образы, гораздо прочнее механического запоминания.

Мнемотаблица - это средство, орудие, которое помогает детям выделить в предметах или их отношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание рассказа. Она учит фиксировать полученный результат в доступной детям схематичной форме. Рисунки и их количество в схеме-модели могут изменяться в зависимости от содержания рассказа.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. В мнемотаблице можно изображать практически всё. В мнемотаблице производится графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т. е. можно нарисовать то, что посчитаете нужным. Для дошкольников, первоклассников необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, огурец – зелёный. В более старшем возрасте можно давать детям – чёрно-белые мнемотаблицы.

ОБЩИЕ ЗАДАЧИ ДЛЯ ВСЕХ ВИДОВ МНЕМОТАБЛИЦ:

1. Развитие памяти.

2. Умение анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое; умение систематизировать.

З. Развитие логики.

4. Развитие образного мышления.

5. Умение связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информацию.

6. Решение дидактических общеобразовательных задач.

7. Содержание информации по всем направлениям учебной программы.

8. Развитие смекалки.

9. Тренировка внимания.

10. Навык правильно воспроизвести графически.

Методы и приёмы мнемотехники Во-первых, большое внимание надо уделить развитию у детей восприятия: зрительного слухового кинестетического (движение глаза, руки, голосового аппарата) обонятельного вкусового осязательного. Для этого на занятиях необходимо использовать множество разнообразных игр и упражнений для тренинга перечисленных выше чувств. Например: «Что изменилось?», «Чего не стало?» «Кто ушёл?» «Кто позвал?» «Развесим и соберём слова» «Парные открытки» «Узнай на ощупь» «Чудесный мешочек» «Узнай на вкус» и другие. Во-вторых, необходимо сформировать у детей навыки запоминания любой информации.

Принцип работы с мнемотаблицей строится от простого к сложному:

Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Так проводится работа над словом. Например, даётся слово «мальчик», его символическое обозначение. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Символы максимально должны быть приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка.

Этапы создания мнемотаблиц :

1. Читаем рассказ или стихотворение, выделяем важные моменты;

2. Берем лист бумаги и расчерчиваем его на равные квадраты;

3. В каждом квадрате рисуем картинку, которая по вашему мнению ассоциируется со словами этого квадрата;

4. Подписываем каждый квадрат словами, которые стоит запомнить.

Алгоритм создания мнемотаблиц для заучивания стихотворения, пересказа

1. Выразительно прочитать текст.

2. Прочитать еще раз, показывая изображения в мнемотаблице.

3. Уточнить все слова, знакомые ребенку. Если что-то не понятно, или не знакомо, стоит объяснить в простой доступной форме.

4. Далее нужно прочитать по строчке с опорой на мнемотаблицу, а ребенок должен повторить, глядя на таблицу.

5. И последнее, ребенок «читает» мнемотаблицу сам. То есть воспроизводит то, что запомнил.

Алгоритм составления мнемотаблиц для рассказа-описания.

1. Озвучить для ребенка вопрос, показывая на квадрат, в котором данный вопрос написан.

2. Уточнить, понятно ли почему в этом квадрате нарисовано такое изображение. Если ребенку не понятно, объяснить ему в простой форме.

3. Привести пример описания.

4. Попросить ребенка, чтобы теперь он Вам описал какой-либо овощ или фрукт, опираясь на таблицу.

Коллаж - это определенный формат картона или плотный лист бумаги, на который наклеиваются или накладываются, рисуются различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. Главной задачей коллажа – соединить, т. е. связать все картинки между собой. Таким образом, происходит обработка сюжетного метода запоминания.

При работе с коллажами выделяю следующие этапы:

• Просмотр коллажа и разбор, какие картинки, цифры, буквы и т. п. на нем.

• Составление сюжета с использованием всех картинок.

• Установление логических связок, ассоциативных связок.

• Отработка приемов запоминания предложенной информации.

• Самостоятельное составление коллажа на заданную тему.

Дополнительные приемы работы с мнемотаблицей. Кроме основного назначения данной техники, мнемотаблицы можно использовать и в другом порядке. Когда дети уже хорошо запомнили сказку, можно на основе мнемотаблицы организовать игры «Что сначала, что потом?», «Что не так?» Мнемозагадки – это форма мнемотаблицы, где присутствует двойная кодировка: визуальная и словесная. При отгадывании этих загадок дети учатся по признакам, описанных при помощи знаков, определять объект. В результате использования мнемотехники у детей появляется и сохраняется интерес к устному народному творчеству, появляется желание самостоятельно рассказывать сказки — ребенок понимает, что это занимательно, поучительно и совсем не трудно. Заучивание потешек, пословиц превращается в игру, которая очень нравится детям. Мнемотехника в целом является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.

Публикации по теме:

Консультация и методические рекомендации для педагогов «О чём можно поговорить с родителями перед Новым годом»Консультация и методические рекомендации для педагогов «О чём можно поговорить с родителями перед Новым годом» Вспомним историю новогодних праздников Накануне зимних праздников работа с родителями не отменяется. И, кроме решения насущных вопросов.

Мастер-класс «Музицирование на ложках». Методические рекомендации для педагогов Подготовила: музыкальный руководитель МАДОУ Центр развития ребенка д. /с. №12 Г. Шебекино Белгородской области Вдовиченко Ирина Владимировна.

Методические рекомендации для педагогов и воспитателей «Нужно ли учить дошкольника раскрашивать»Методические рекомендации для педагогов и воспитателей «Нужно ли учить дошкольника раскрашивать» Методические рекомендации для педагогов и воспитателей "Нужно ли учить дошкольника раскрашивать?" Автор: Назарова Татьяна Валентиновна,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Методические рекомендации для педагогов «Как составлять мнемотаблицы»
Опубликовано: 20 марта 2025 в 13:46
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации для педагогов «Как составлять мнемотаблицы»» (включая файлы) размещена пользователем Майра Агишева (УИ 678692) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 марта 2025 суббота
Экологическая акция в последнюю субботу марта (2025)
Отмечаем день воды!
Всероссийская неделя детской книги пройдет под лозунгом «История с продолжением»
Книжкина неделя
Путешествуем по Балтийскому морю!
Пробуем играть в театре мимики и жестов!
Отмечаем день весеннего равноденствия, встречаем птиц!
23 марта 2025 воскресенье
Мишкин праздник!
Павел Яблочков получил патент на «электрическую свечу».



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД