Динеева Диля
Методические рекомендации для педагогов «Как составлять мнемотаблицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации для педагогов
«КАК СОСТАВЛЯТЬ МНЕМОТАБЛИЦЫ"
Аннотация
Методические рекомендации «Как составлять мнемотаблицы» разработаны на основе методических пособий и рекомендаций авторов
Большева Т. В. «Учимся по сказке: развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники» и Полянская Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста».
Публикация «Методические рекомендации для педагогов „Как составлять мнемотаблицы“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2022
Материал социально-педагогической направленности, его содержание включает в себя краткую характеристику мнемотехники и рекомендации по составлению мнемотаблиц для развития памяти и повышения уровня речевого развития у детей дошкольного возраста.
Настоящие рекомендации могут быть использованы при пересказе, при составлении описательных рассказов, заучивании стихов.
Составитель : Динеева Диля Фанильевна, воспитатель отделения социальный приют для детей и подростков в г. Белорецк ГБУ РБ Восточный межрайонный центр «Семья»
Содержание
Введение 3
1. Что такое мнемотехника 3
2. Как составлять мнемотаблицы 5
Заключение 9
Список литературы 9
Приложение 1
Введение
Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. Но на сегодняшний день богатая речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном. Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой.
Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, используется приём мнемотехники.
У дошкольников память носит непроизвольный характер, т. е. лучше запоминаются предметы, события, явления. Еще К. Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Этому-то и способствует мнемотехника.
Цель: оказать методическую помощь педагогам дошкольного возраста в использовании мнемотехники для развития памяти и повышения уровня речевого развития у детей.
Ожидаемые результаты:
- получение педагогами представлений о мнемотехнике;
- внедрение в работу метода мнемотехники для развития речи дошкольников.
1. Что такое мнемотехника?
Мнемотехника - очень древняя наука, которая имеет свою историю. Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз и обозначают «искусство запоминания».
МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотехника помогает развивать :
- зрительную и слуховую память;
- зрительное и слуховое внимание;
- воображение;
- восприятие;
- развивает кругозор;
- развивает все стороны речи.
Задачи мнемотехники :
1. Способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления.
2. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации).
3. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей.
4. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.
Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному. Её можно разделить на три этапа.
I этап – работа с мнемоквадратами.
Мнемоквадрат – это отдельная карточка – изображение с закодированной информацией. Рисунок в квадрате обозначает, либо одно слово, либо словосочетание, либо простое предложение. Это может быть как предмет, так и действие.
II этап – работа с мнемодорожками.
Мнемодорожка – это последовательность 4 или более мнемоквадратов, расположенных линейно. Рисунок в каждом квадрате соответствует одному слову или словосочетанию. Опираясь на изображение, ребенок составляет историю из нескольких простых предложений.
Например: при описании предметов детям предлагаются символы для обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот приём хорошо использовать для работы с загадкой. На этом же этапе учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов.
III этап - работа с мнемотаблицами.
Мнемотаблица – это таблица, поделенная на квадраты, в каждый из которых заложенная определенная информация. Каждому изображению в квадрате соответствует слово или словосочетание, на основе этих изображений составляется рассказ или учится стих. Мнемотаблицы бывают двух видов :
- обучающие – содержат познавательный материал;
- развивающие – содержат информацию, позволяющую развивать определенные навыки и умения.
2. Как составлять мнемотаблицы?
Чтобы мнемотаблица, как наглядно-практическое средство познания, выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:
• четко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены с ее помощью;
• быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий с ней;
• соответствовать уровню развития детей.
Этапы создания мнемотаблиц :
1. Читаем рассказ или стихотворение, выделяем важные моменты;
2. Берем лист бумаги и расчерчиваем его на равные квадраты;
3. В каждом квадрате рисуем картинку, которая по вашему мнению ассоциируется со словами этого квадрата;
4. Подписываем каждый квадрат словами, которые стоит запомнить.
Можно составить таблицу, просто зарисовав карандашами ассоциативные образы, можно использовать яркие картинки. Для детей от 3 до 5 лет важно, чтобы мнемотаблицы были цветные, потому что они быстрее запоминают цветные образы: апельсин – оранжевый, помидор – красный, трава – зеленая и т. д. детям старше можно давать черно-белые таблицы.
Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Мнемотаблицы можно использовать для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Можно применять и для заучивания стихотворений, при ознакомлении с художественной литературой, при обучении составлению рассказов, при отгадывании и загадывании загадок, при воспитании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.
Алгоритм создания мнемотаблиц для заучивания стихотворения, пересказа
1. Выразительно прочитать текст.
2. Прочитать еще раз, показывая изображения в мнемотаблице.
3. Уточнить все слова, знакомые ребенку. Если что-то не понятно, или не знакомо, стоит объяснить в простой доступной форме.
4. Далее нужно прочитать по строчке с опорой на мнемотаблицу, а ребенок должен повторить, глядя на таблицу.
5. И последнее, ребенок «читает» мнемотаблицу сам. То есть воспроизводит то, что запомнил.
Алгоритм составления мнемотаблиц для рассказа-описания.
1. Озвучить для ребенка вопрос, показывая на квадрат, в котором данный вопрос написан.
2. Уточнить, понятно ли почему в этом квадрате нарисовано такое изображение. Если ребенку не понятно, объяснить ему в простой форме.
3. Привести пример описания.
4. Попросить ребенка, чтобы теперь он Вам описал какой-либо овощ или фрукт, опираясь на таблицу.
Это примерный план работы с таблицами, каждый ребенок индивидуален. Кому-то достаточно один раз прочитать и показать пальчиком на картинки, и он все запомнит. А кому-то стоит читать много раз для запоминания. В каких-то случаях и вы можете предложить ребенку раскрасить мнемотаблицу, и в процессе прочитывать текст.
Рекомендации для того, чтобы занятия проходили с пользой.
• Начинайте с простого. Сначала познакомьтесь с единичными изображениями, а потом постепенно добавляйте сложность.
• Не нагружайте детей. Не стоит показывать больше 2 мнемотаблиц в день, и количество квадратов в таблице не одно быть больше 9 штук. Если информации очень много ребенок устанет и не будет положительного эффекта от занятия.
• Изображения должны быть красочными обязательно цветными, чтоб привлекали внимание ребенка.
• Меняйте тему занятий, чтоб не пропал интерес. На одном занятии выучили стих, на другом – сказку, на третьем – познакомились с животными.
• Занимайтесь всегда только в хорошем настроении, и в добром расположении духа, тогда когда есть интерес. Заставлять и уговаривать не надо!
• И самое главное. Никаких занятий, только ИГРА! Все только в игровой форме. Заметили, что пропало внимание и интерес ребенка, закончите тренировку. Продолжить можно в другое удобное для Вас время.
Заключение.
Таким образом, использование мнемотехники открывает для педагогов огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности в совместной деятельности взрослого и ребенка. дает возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро. Занятия с использованием приемов мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога.
Список литературы
1. Интернет ресурсы: https://урок. рф/library/master_klass_ispolzovanie_priemov_mnemotehniki_191035.html
2. https://promany/ru/mnemotexnika
3. Большева Т. Н. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб «Детство-Пресс», 2011.
4. Одинцева А. В Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста/СПб. : Зневская площадь, 2014.
5. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. - СПб, 2009.
6. Ткаченко Т. А. использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание. 2003. №10.