Получи документы

Методические рекомендации для педагогов «Как составлять мнемотаблицы»

Динеева Диля
Методические рекомендации для педагогов «Как составлять мнемотаблицы»
▼ Скачать + Заказать документы

Методические рекомендации для педагогов

«КАК СОСТАВЛЯТЬ МНЕМОТАБЛИЦЫ"

Аннотация

Методические рекомендации «Как составлять мнемотаблицы» разработаны на основе методических пособий и рекомендаций авторов

Большева Т. В. «Учимся по сказке: развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники» и Полянская Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста».

Публикация «Методические рекомендации для педагогов „Как составлять мнемотаблицы“» размещена в разделах

Материал социально-педагогической направленности, его содержание включает в себя краткую характеристику мнемотехники и рекомендации по составлению мнемотаблиц для развития памяти и повышения уровня речевого развития у детей дошкольного возраста.

Настоящие рекомендации могут быть использованы при пересказе, при составлении описательных рассказов, заучивании стихов.

Составитель : Динеева Диля Фанильевна, воспитатель отделения социальный приют для детей и подростков в г. Белорецк ГБУ РБ Восточный межрайонный центр «Семья»

Содержание

Введение 3

1. Что такое мнемотехника 3

2. Как составлять мнемотаблицы 5

Заключение 9

Список литературы 9

Приложение 1

Введение

Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. Но на сегодняшний день богатая речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном. Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой.

Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, используется приём мнемотехники.

У дошкольников память носит непроизвольный характер, т. е. лучше запоминаются предметы, события, явления. Еще К. Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Этому-то и способствует мнемотехника.

Цель: оказать методическую помощь педагогам дошкольного возраста в использовании мнемотехники для развития памяти и повышения уровня речевого развития у детей.

Ожидаемые результаты:

- получение педагогами представлений о мнемотехнике;

- внедрение в работу метода мнемотехники для развития речи дошкольников.

1. Что такое мнемотехника?

Мнемотехника - очень древняя наука, которая имеет свою историю. Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз и обозначают «искусство запоминания».

МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотехника помогает развивать :

- зрительную и слуховую память;

- зрительное и слуховое внимание;

- воображение;

- восприятие;

- развивает кругозор;

- развивает все стороны речи.

Задачи мнемотехники :

1. Способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления.

2. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации).

3. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей.

4. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.

Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному. Её можно разделить на три этапа.

I этап – работа с мнемоквадратами.

Мнемоквадрат – это отдельная карточка – изображение с закодированной информацией. Рисунок в квадрате обозначает, либо одно слово, либо словосочетание, либо простое предложение. Это может быть как предмет, так и действие.

II этап – работа с мнемодорожками.

Мнемодорожка – это последовательность 4 или более мнемоквадратов, расположенных линейно. Рисунок в каждом квадрате соответствует одному слову или словосочетанию. Опираясь на изображение, ребенок составляет историю из нескольких простых предложений.

Например: при описании предметов детям предлагаются символы для обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот приём хорошо использовать для работы с загадкой. На этом же этапе учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов.

III этап - работа с мнемотаблицами.

Мнемотаблица – это таблица, поделенная на квадраты, в каждый из которых заложенная определенная информация. Каждому изображению в квадрате соответствует слово или словосочетание, на основе этих изображений составляется рассказ или учится стих. Мнемотаблицы бывают двух видов :

- обучающие – содержат познавательный материал;

- развивающие – содержат информацию, позволяющую развивать определенные навыки и умения.

2. Как составлять мнемотаблицы?

Чтобы мнемотаблица, как наглядно-практическое средство познания, выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

• четко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены с ее помощью;

• быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий с ней;

• соответствовать уровню развития детей.

Этапы создания мнемотаблиц :

1. Читаем рассказ или стихотворение, выделяем важные моменты;

2. Берем лист бумаги и расчерчиваем его на равные квадраты;

3. В каждом квадрате рисуем картинку, которая по вашему мнению ассоциируется со словами этого квадрата;

4. Подписываем каждый квадрат словами, которые стоит запомнить.

Можно составить таблицу, просто зарисовав карандашами ассоциативные образы, можно использовать яркие картинки. Для детей от 3 до 5 лет важно, чтобы мнемотаблицы были цветные, потому что они быстрее запоминают цветные образы: апельсин – оранжевый, помидор – красный, трава – зеленая и т. д. детям старше можно давать черно-белые таблицы.

Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблицы можно использовать для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Можно применять и для заучивания стихотворений, при ознакомлении с художественной литературой, при обучении составлению рассказов, при отгадывании и загадывании загадок, при воспитании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

Алгоритм создания мнемотаблиц для заучивания стихотворения, пересказа

1. Выразительно прочитать текст.

2. Прочитать еще раз, показывая изображения в мнемотаблице.

3. Уточнить все слова, знакомые ребенку. Если что-то не понятно, или не знакомо, стоит объяснить в простой доступной форме.

4. Далее нужно прочитать по строчке с опорой на мнемотаблицу, а ребенок должен повторить, глядя на таблицу.

5. И последнее, ребенок «читает» мнемотаблицу сам. То есть воспроизводит то, что запомнил.

Алгоритм составления мнемотаблиц для рассказа-описания.

1. Озвучить для ребенка вопрос, показывая на квадрат, в котором данный вопрос написан.

2. Уточнить, понятно ли почему в этом квадрате нарисовано такое изображение. Если ребенку не понятно, объяснить ему в простой форме.

3. Привести пример описания.

4. Попросить ребенка, чтобы теперь он Вам описал какой-либо овощ или фрукт, опираясь на таблицу.

Это примерный план работы с таблицами, каждый ребенок индивидуален. Кому-то достаточно один раз прочитать и показать пальчиком на картинки, и он все запомнит. А кому-то стоит читать много раз для запоминания. В каких-то случаях и вы можете предложить ребенку раскрасить мнемотаблицу, и в процессе прочитывать текст.

Рекомендации для того, чтобы занятия проходили с пользой.

• Начинайте с простого. Сначала познакомьтесь с единичными изображениями, а потом постепенно добавляйте сложность.

• Не нагружайте детей. Не стоит показывать больше 2 мнемотаблиц в день, и количество квадратов в таблице не одно быть больше 9 штук. Если информации очень много ребенок устанет и не будет положительного эффекта от занятия.

• Изображения должны быть красочными обязательно цветными, чтоб привлекали внимание ребенка.

• Меняйте тему занятий, чтоб не пропал интерес. На одном занятии выучили стих, на другом – сказку, на третьем – познакомились с животными.

• Занимайтесь всегда только в хорошем настроении, и в добром расположении духа, тогда когда есть интерес. Заставлять и уговаривать не надо!

• И самое главное. Никаких занятий, только ИГРА! Все только в игровой форме. Заметили, что пропало внимание и интерес ребенка, закончите тренировку. Продолжить можно в другое удобное для Вас время.

Заключение.

Таким образом, использование мнемотехники открывает для педагогов огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности в совместной деятельности взрослого и ребенка. дает возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро. Занятия с использованием приемов мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога.

Список литературы

1. Интернет ресурсы: https://урок. рф/library/master_klass_ispolzovanie_priemov_mnemotehniki_191035.html

2. https://promany/ru/mnemotexnika

3. Большева Т. Н. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб «Детство-Пресс», 2011.

4. Одинцева А. В Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста/СПб. : Зневская площадь, 2014.

5. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. - СПб, 2009.

6. Ткаченко Т. А. использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание. 2003. №10.

Публикации по теме:

Консультация и методические рекомендации для педагогов «О чём можно поговорить с родителями перед Новым годом»Консультация и методические рекомендации для педагогов «О чём можно поговорить с родителями перед Новым годом» Вспомним историю новогодних праздников Накануне зимних праздников работа с родителями не отменяется. И, кроме решения насущных вопросов.

Мастер-класс «Музицирование на ложках». Методические рекомендации для педагогов Подготовила: музыкальный руководитель МАДОУ Центр развития ребенка д. /с. №12 Г. Шебекино Белгородской области Вдовиченко Ирина Владимировна.

Методические рекомендации «Танцевальная деятельность в ДОУ»Методические рекомендации «Танцевальная деятельность в ДОУ» МБДОУ «Краснокоммунарский детский сад «Стрела» Методическая рекомендация «Танцевальная деятельность в ДОУ»Подготовила: Музыкальный руководитель.

Методические рекомендации для педагогов и воспитателей «Нужно ли учить дошкольника раскрашивать»Методические рекомендации для педагогов и воспитателей «Нужно ли учить дошкольника раскрашивать» Методические рекомендации для педагогов и воспитателей "Нужно ли учить дошкольника раскрашивать?" Автор: Назарова Татьяна Валентиновна,.

Методические рекомендации для педагогов «Организация выставки «Моя мама — мастерица» ко Дню матери»Методические рекомендации для педагогов «Организация выставки «Моя мама — мастерица» ко Дню матери» В последнее воскресенье ноября с 1998 года в России отмечается День Матери. Целью празднования Дня матери является стремление подчеркнуть.

Методические рекомендации для педагогов по обобщению опыта работы Аннотация: в статье рассматривается проблема обобщения педагогического опыта, представлен алгоритм, как обобщить педагогический опыт, начиная.

Методические рекомендации для педагогов «Сказочные сюжеты к артикуляционным упражнениям». Часть 1 Одним из основных направлений руководства речевым развитием детей является – работа над артикуляцией. Упражнения преподносятся детям в виде.

Методические рекомендации для педагогов «Сказочные сюжеты к артикуляционным упражнениям». Часть 2 Дорогие коллеги, друзья! Предлагаю вашему вниманию 2- ую часть артикуляционных упражнений, знакомство и выполнение которых сопровождается.

Методические рекомендации по организации дня книголюба Как провести при помощи родителей день книголюба- Организовать силами детей и родителей выставку рисунков и поделок «Моя любимая сказка».

Методические рекомендации при разучивании песни «Праздничная» Методические рекомендации при разучивании песни "Праздничная" музыка Т. Попатенко, слова Е. Найденовой. Диапазон песни: ля - ми Программное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации для педагогов «Как составлять мнемотаблицы»
Опубликовано: 6 марта 2022 в 08:50
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации для педагогов «Как составлять мнемотаблицы»» (включая файлы) размещена пользователем Динеева Диля в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД