Получи документы

Методические рекомендации для педагогов «Гиперактивный ребенок. Правила общения с гиперактивным ребенком»

Марина Шальнова
Методические рекомендации для педагогов «Гиперактивный ребенок. Правила общения с гиперактивным ребенком»
▼ Скачать +Заказ

О детской гиперактивности начинают говорить, когда ребенок достигает младшего школьного возраст. Как следствие, уже в подростковом возрасте многие гиперактивные дети почти не отличаются от своих ровесников (если родители, педагоги и врачи совместными усилиями помогают ребенку преодолеть этот синдром). Подвижность и невнимательность, конечно, остаются, однако уже как вариант нормы.

Публикация «Методические рекомендации для педагогов „Гиперактивный ребенок, Правила общения с гиперактивным ребенком“» размещена в разделах

Чтобы достичь положительного результата, с гиперактивными детьми необходимо быть крайне внимательными, и в мягкой, доступной форме объяснять им нормы поведения. Никаких криков, упреков, раздраженности. Во-первых, такие дети не виноваты, что родились слишком подвижными. Во-вторых, они почти не воспринимают запретов и наказаний, а слово «нет» для них просто пустой звук. В то же время хорошо реагируют на похвалу. Поэтому их нужно чаще хвалить пусть даже за незначительные успехи, когда удалось довести какое-то дело до конца, особенно если оно связано с концентрацией внимания (рисованием, чтением, уборкой). Такой подход обязательно будет способствовать укреплению уверенности ребенка в своих силах.

Часто родители и педагоги допускают ошибку — одновременно требуют от гиперактивного ребенка сосредоточенности, усидчивости и внимания, забывая, что именно этих качеств ему не хватает, к тому же такую задачу не каждому взрослому под силу выполнить, что уж говорить о детях.

Намного полезнее тренировать каждое качество отдельно. Если вы предлагаете ребенку игру, требующую концентрации внимания, не ограничивайте его в движениях. Развивая усидчивость, не требуйте активного внимания. А если воспитываете в ребенке внимательность, не перегружайте его мозг разными дополнительными заданиями.

Пассивные игры с гиперактивным ребенком

Не ленитесь играть с ребенком в пассивные игры. Читайте, рисуйте, собирайте конструктор, складывайте пазлы. Если же вашего непоседу интересуют другие занятия, не возражайте и проявите заинтересованность к его выбору, а потом ненавязчиво вернитесь к предыдущему занятию. Очень важно научить ребенка доводить начатое до логического завершения, но не переутомляйте его чрезмерными требованиями. Не думайте, что упорно занимаясь разными упражнениями, сможете быстрее достичь положительного результата. В некоторых случаях гиперактивность может быть даже негативным последствием, казалось бы, благородных стремлений родителей «слепить» из своего ребенка гения. Вследствие своих природных способностей или переутомления он не может выполнять то большое количество заданий, которые градом сыплются на его уставшую голову. Поэтому все должно быть в меру.

Гиперактивные дети очень тонко ощущают настроение окружающих и легко подхватывают как положительные, так и отрицательные эмоции. Поэтому постарайтесь создать для их развития и роста спокойные и благоприятные условия. Ведь разногласия и частые ссоры в семье лишь усилят негативное влияние на детскую психику. Не менее важно также единство взглядов родителей относительно воспитания, поскольку иначе ребенок просто запутается и не сможет понять, что ему можно делать, а что нельзя.

Подвижные игры с ребенком

Гиперактивность доставляет множество проблем как ребенку, так и его окружающим. Дом советов научит Вас правилам общения с гиперактивным ребенком. Научите своего непоседу контролировать эмоции. Это не так легко, но крайне важно для дальнейшей адаптации в обществе. При этом не следует забывать, что в гиперактивном ребенке бурлит почти бездонный вулкан энергии, которую периодически нужно куда-то девать. Поэтому, идя на прогулку, дайте своему ребенку возможность наиграться в свое удовольствие, поскольку физическая нагрузка помогает избавиться от переизбытка энергии. Но и тут не допускайте переутомления, перерастающего в гиперактивность. Ненавязчиво остановите набегавшегося ребенка, обнимите за плечи, о чем-то спросите или предложите какое-нибудь другое занятие — пусть немного отвлечется, но ни в коем случае повышенным тоном не приказывайте остановиться и отдохнуть. А еще лучше приучите его к какому-нибудь виду спорта. Особенно будут кстати подвижные спортивные игры, с помощью которых ребенок поймет такое понятие, как «цель», и научится соблюдать правила поведения.

К слову, всем детям, а особенно гиперактивным, необходимо придерживаться здорового питания — меньше употреблять жареных, острых, соленых, копченых блюд и больше вареных, тушеных, свежих овощей и фруктов. Силы организма, даже переполненного энергией, тоже нужно поддерживать.

Воспитывать детей с повышенной активностью нелегко, но не нужно воспринимать избыток энергии как недостаток, поскольку невнимательность и несобранность вовсе не говорят о том, что они неспособные. Действительно, такие дети по-особому воспринимают мир и усваивают информацию, но все они умные и талантливые. Просто нужно найти правильный подход к их воспитанию и обучению, и тогда они непременно приятно вас удивят. Кроме того, статистика свидетельствует, что многим ныне известным и успешным людям в детстве ставили диагноз «гиперактивность», что, однако, не помешало им достичь успеха.

Результаты решения проблемы дефицита внимания у гиперактивных детей зависят от многих факторов, в частности отношения окружающих к ним. Если ребенку с раннего возраста говорить, что он «плохой», «глупый» и что «из него никогда ничего толкового не получится», то это, конечно, до добра не доведет. Именно поэтому важно быть с такими детьми не только внимательными, но и толерантными, терпеливыми, любить и понимать их.

Признаки синдрома дефицита внимания

Признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью можно обнаружить у детей самого раннего возраста. Буквально с первых дней жизни у такого ребенка повышен мышечный тонус. Он изо всех сил старается освободиться от пеленок и плохо успокаивается, если его пытаются туго запеленать или даже надеть на него стягивающую одежду. Могут наблюдаться частые неоднократные, немотивированные рвоты. Не срыгивания, характерные в младенчестве, а именно рвоты, что служит признаком расстройства нервной системы. В данном случае важно не спутать их с пилоростенозом – проблемой желудка, не способного принять много пищи. Поэтому прежде чем ставить диагноз, необходимо проконсультироваться с врачом.

Гиперактивные дети на протяжении первого года жизни плохо и мало спят, особенно ночью. Тяжело засыпают, легко возбуждаются, громко плачут. Они чрезвычайно чувствительны ко всем внешним раздражителям: свету, шуму, духоте, жаре, холоду и т. д. В два–четыре года у них появляется диспраксия, так называемая неуклюжесть.

Дети постоянно что-нибудь переворачивают или опрокидывают, очень медленно выполняют работу, требующую ловкости и работоспособности. Многие с трудом обучаются езде на велосипеде и удручающе плохо играют в подвижные игры с мячом. Тело ребенка как бы "не вписывается" в пространство, задевая предметы, натыкаясь на простенки, дверные проемы. Несмотря на то, что нередко у таких детей живая мимика, быстрая речь, подвижные глаза, они зачастую оказываются как бы вне ситуации: застывают, "выключаются", "выпадают" из деятельности и ситуации, т. е. "уходят" из нее, а затем спустя некоторое время снова "возвращаются".

Все более отчетливо проявляется неспособность сосредоточиться на каком-нибудь предмете или явлении. Ребенок разбрасывает игрушки, не может спокойно дослушать сказку, досмотреть мультфильм. Но наиболее заметными проблемы с вниманием становятся к моменту, когда дошкольник приходит в детский сад. Он попадает в коллектив, живущий по определенному распорядку, где от каждого требуется достаточная степень самоконтроля.

Такой ребенок чувствует себя неуютно в коллективе, ведь попав в разряд "неуспевающих", он ощущает негативное отношение со стороны педагогов и сверстников, что еще больше усугубляется неадекватным активным поведением. Дошкольника часто ругают взрослые, над ним смеются и "не берут в игру" дети. Из-за этого неуравновешенность, вспыльчивость, заниженная самооценка – характерные эмоции при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью – получают дополнительный стимул. Вспышки гнева и раздражения случаются довольно часто и порой даже на ровном месте. Многие дети замыкаются и начинают жить своей отдельной внутренней жизнью. Но случается и обратное – гиперактивный ребенок становится лидером в коллективе.

Важно помнить, что такие дети, как правило, лишены чувства страха. Они, не задумываясь, могут выскочить на дорогу перед мчащимся автомобилем, прыгнуть с любой высоты, нырнуть в воду, не умея плавать и т. п. Здесь нужен особый контроль со стороны взрослых, тем более что обычно у таких детей снижена реакция на болевые стимулы, большинство из них спокойно воспринимают удары, порезы и даже довольно серьезные травмы. Часто у них появляются подергивания и тики.

Многие дети жалуются на частые головные боли (ноющие, давящие, сжимающие, сонливость, повышенную утомляемость. У некоторых наблюдается энурез (недержание мочи, причем не только ночью, но и днем.

Если болезнь не лечить, то с каждым годом проблемы с поведением ребенка усугубляются. Наиболее ярко симптомы заболевания начинают проявляться в детском саду, примерно в пятилетнем возрасте, и сохраняются приблизительно до 12 лет. Детям дошкольного возраста диагноз синдром дефицита внимания с гиперактивностью при первом обращении специалисты обычно не ставят, а наблюдают за ребенком несколько месяцев, в течение которых симптомы должны сохраняться. Это позволяет избежать диагностических ошибок. Второй "всплеск" симптомов относят к 14 годам, что совпадает с периодом полового созревания.

Взаимодействие педагогов с гиперактивным ребенком

С появлением гиперактивного ребенка в детском саду у педагогов возникает немало проблем. Воспитатели жалуются на исходящее от него непрекращающееся беспокойство, замечают, что он вмешивается во все дела, болтает безумолку, обижает друзей. При этом следует помнить, что многое зависит от поведения самих взрослых, стратегии и тактики общения с таким ребенком. Так, система запретов должна сопровождаться альтернативными предложениями. Например, если ребенок начинает рвать обои – можно предложить ему порвать ненужный лист бумаги, а затем собрать все клочки в пакетик.

Занятия с детьми должны способствовать снятию напряжения, излишней двигательной активности, снижению агрессивности, развитию умения концентрировать внимание, следовать инструкциям педагога. В качестве примера в приложении представлены игры для гиперактивных детей.

Многие дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью с трудом выдерживают тихий час в детском саду. В таком случае необходимо сесть с ребенком рядом, погладить по головке, приговаривая ласковые, добрые слова. Благодаря этому мышечное беспокойство и эмоциональная напряженность дошкольника будут снижаться. Постепенно он привыкнет отдыхать в это время дня, будет вставать отдохнувшим, менее импульсивным, а порой и выспавшимся. Эмоциональный и тактильный контакт очень эффективен при взаимодействии с гиперактивным ребенком.

"Не замечайте" мелкие шалости, сдерживайте раздражение и не кричите на ребенка, так как от шума возбуждение усиливается;

Надо применять при необходимости позитивный физический контакт: взять за руку, погладить по головке, прижать к себе, давать возможность в середине занятия подвигаться (попросить что нибудь поднять, принести, предложить протереть доску и т. п.); хвалить за каждое проявление сдержанности, самоконтроля, открыто проявлять свой восторг, если ребенок довел какое-то дело до конца.

Все это даст результаты, если подобную линию поведения по отношению к дошкольнику выберут и его родители.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Гиперактивный ребенок. Как ему помочь?» В последнее время мы все чаще слышим понятие «гиперактивный» ребенок. Какой он? Каковы причины гиперактивности ребенка? Гиперактивность.

Мастер-класс «Музицирование на ложках». Методические рекомендации для педагогов Подготовила: музыкальный руководитель МАДОУ Центр развития ребенка д. /с. №12 Г. Шебекино Белгородской области Вдовиченко Ирина Владимировна.

Методические рекомендации «Чем заняться с ребенком во время летнего отдыха на море»Методические рекомендации «Чем заняться с ребенком во время летнего отдыха на море» Отпуск – отличное время, когда можно не только отдохнуть, позагорать и увидеть мир. Для родителей отдых с ребенком – это удивительная.

Методические рекомендации для педагогов и воспитателей «Нужно ли учить дошкольника раскрашивать»Методические рекомендации для педагогов и воспитателей «Нужно ли учить дошкольника раскрашивать» Методические рекомендации для педагогов и воспитателей "Нужно ли учить дошкольника раскрашивать?" Автор: Назарова Татьяна Валентиновна,.

Методические рекомендации для педагогов по обобщению опыта работы Аннотация: в статье рассматривается проблема обобщения педагогического опыта, представлен алгоритм, как обобщить педагогический опыт, начиная.

Методические рекомендации для педагогов по организации и проведению физкультминуток Физкультминутки, наряду с двигательными паузами, вводной гимнастикой, подвижными переменами, относятся к «малым» формам занятий физическими.

Методические рекомендации для педагогов «Сказочные сюжеты к артикуляционным упражнениям». Часть 1 Одним из основных направлений руководства речевым развитием детей является – работа над артикуляцией. Упражнения преподносятся детям в виде.

Методические рекомендации для педагогов «Сказочные сюжеты к артикуляционным упражнениям». Часть 2 Дорогие коллеги, друзья! Предлагаю вашему вниманию 2- ую часть артикуляционных упражнений, знакомство и выполнение которых сопровождается.

Памятка для родителей «Правила общения с ребенком в семье» Каждому родителю хочется, чтобы ребенок быть общительным. Но чтобы он был таким, соблюдайте простые советы. 1. Начинайте утро с улыбки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации для педагогов «Гиперактивный ребенок. Правила общения с гиперактивным ребенком»
Опубликовано: 25 января 2024 в 08:58
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации для педагогов «Гиперактивный ребенок. Правила общения с гиперактивным ребенком»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Шальнова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД