Папки-передвижки

Методические рекомендации по вопросу «Невербальные средства общения»

Галина Шисловская
Методические рекомендации по вопросу «Невербальные средства общения»
▼ Скачать + Заказать документы

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по разделу «Личностное развитие»

«Невербальные средства общения

Методика работы с пиктограммами в процессе обучения и воспитания детей с ОВЗ»

Методические рекомендации направлены на развитие у детей дошкольного возраста с ОВЗ потребности в общении и формирование у них элементарных коммуникативных умений.

Публикация «Методические рекомендации по вопросу „Невербальные средства общения“» размещена в разделах

Дошкольная группа (8 человек). Все дети страдают речевым недоразвитием. У детей полное отсутствие словесных средств общения. Способность воспроизводить звуковую и слоговую структуру слова у детей еще не сформирована. Активный словарь детей находится в зачаточном состоянии. Он включает звукоподражания, лепетные слова. Звуковые комплексы непонятны окружающим, часто сопровождаются жестами. Лепетная речь представляет собой набор речевых элементов, сходных со словами, а также совершенно непохожих на произносимое слово. Дети могут объединять предметы под одним названием, ориентируясь на сходство отдельных частных признаков. Исходя из внешнего сходства, они один и тот же объект в разных ситуациях часто называют разными словами.

В связи с этим общеразвивающая работа с дошкольниками направлена на обучение детей коммуникативным действиям, в неразрывном единстве с формированием у них средств вербального и невербального общения, побуждением детей к речевой самостоятельности. Неоспорима необходимость развития «речевой коммуникации», так как это является фактором развития личности; играет важную роль в когнитивном и эмоциональном развитии; служит для успешной социализации данной категории детей в обществе.

Дети, страдающие речевым недоразвитием, имеют ограниченные возможности формирования навыков общения взаимодействия с социальным окружением.

Одной из задач обучения детей - научить пользоваться системой жестов и мимикой в повседневной жизни. Начиная от самой доступной формы выражать свои потребности, например, знак согласия и отрицания. Естественная жестикуляция может помочь ребенку в трудной ситуации для выражения своих потребностей, желаний или просьбы.

На данном этапе важная роль отводится созданию игровой среды, побуждающей к самостоятельному игровому творчеству и общению на основе использования вербальных и невербальных средств.

В коррекционно-развивающей работе с детьми предпочтение отдается следующим дидактическим играм: играм с природным материалом (песком, водой, с дидактическими игрушками (сборно-разборными, настольно-печатным играм, подвижным играм.

Игры имеют большое значение в развитии коммуникативных навыков детей. На основе игры уточняется с ребенком в практическом и речевом плане два типа переноса:

- перенос действий с предметом и словесного их обозначения;

- осуществление действия, но уже с предметом – заместителем.

Использование предметных и ролевых игр в процессе коррекционно-образовательной деятельности с детьми, направленной на обучение их коммуникативным умениям и навыкам, предваряются практическими упражнениями и упражнениями с картинками. Для этого используются иллюстрации.

Занятия с детьми с первым уровнем речевого развития следует начинать с заданий, направленных на соотнесения собственного образа с фотографией ребенка в полный рост (размер 10х15). В зависимости от темы используются разные фотографии: ребенок на детской площадке, на природе, ребенок дома.

Организация практических упражнений, упражнений с картинками, игр направлена на стимулирование ребенка к речевой самостоятельности. При выполнении упражнений следует использовать указательный жест. Ребенок должен овладеть указательным жестом пальцем, затем кистью руки.

В работе с детьми дошкольного возраста, используются приемы, обеспечивающие доступность информации (мимика, жесты, игры, совместное рассмотрение игрушек, иллюстраций, картинок, а также уделяется большое внимание работе с пиктограммами.

Пиктограммы – символические изображения, заменяющие слова. Пиктограммы относятся к невербальным средствам общения и могут использоваться как средство постоянного общения для неговорящего ребенка.

Эффективным способом, позволяющим удовлетворять потребность неговорящего ребенка в общении, является метод пиктограмм.

Пиктограммы служат средством постоянного общения для ребенка, неспособного говорить в будущем.

Систему пиктограмм можно поделить на следующие разделы:

• Я - ребенок;

• Ребенок и явления природы;

• Ребенок в семье;

• Ребенок и мир животных;

• Ребенок и его игрушки;

• Ребенок и мир растений;

• Ребенок и его дом;

• Ребенок в школе.

Каждая серия состоит из системы символов, изображающими предметы, действия с предметами, признаками предметов.

Содержание каждой серии обеспечивает ребенку возможность вступать в общение со сверстниками и взрослыми в разнообразных ситуациях повседневной жизни.

В ходе работы пиктограммы размещаются на специальной информационной коммуникативной доске, на которую на протяжении всего дня обращается внимание детей.

Этапы обучения работы с пиктограммами

1. Ознакомление ребенка со знаком – символом и уточнение его понимания.

• Идентификация символа (показываю ребенку пиктограммы, предлагаю опознать их и соотнести с реальным предметом, затем с его реалистичном изображением на картинке).

• Выбор нужной пиктограммы из ряда других (из нескольких пиктограмм ребенок должен узнать и показать ту, которую назвал взрослый).

• Выбор двух одинаковых пиктограмм среди ряда других.

• Конструирование фразы с помощью пиктограмм (ребенок выбирает и составляет пиктограммы в той последовательности, в которой произносятся слова, чтобы получилась нужная фраза).

2. Алгоритм установления связи между изображениями предметов и их функций.

• Составить из пиктограмм пару (предлагаем ребенку соединить стрелкой пиктограмму изображающую предмет. С пиктограммой отражающей действие, которое можно производить с этим предметом : кукла – играть; яблоко – есть).

3. Последовательность конструирования фразы путем самостоятельного выбора необходимого символа.

• Составить из пиктограмм произнесенную фразу.

• Подобрать группу пиктограмм по заданному признаку.

Таким образом, система невербальных средств общения предусматривает формирование логической цепочки:

1. Первоначальное понятие «Знак» (пиктограмма).

2. Обобщающее понятие.

3. Закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммами.

4. Самостоятельная ориентировка в системе знаков.

В своей практике мы используем пиктограммы на всех этапах коррекционной работы с детьми с ОВЗ.

Использование метода пиктограмм развивает психические функции, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.

Список литературы

1. Л. С. Баряева, Л. В. Лопатина «Учим детей общаться. Формирование коммуникативных умений у младших дошкольников с первым уровнем речевого развития: Учебно-методическое пособие» - СПб, 2011. – 144 с.

2. Л. С. Баряева, Е. Т. Логинова, Л. В. Лопатина «Я говорю» Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. М. : Дрофа, 2007. – 31

Публикации по теме:

Обзор стихов и методические рекомендации к нимОбзор стихов и методические рекомендации к ним Я издала 3 сборника стихов: "Сказы старого деда", "Звёздочка в гостях", "Выводила зорька солнышко несмело". Стихи из этих сборников я все.

Методические рекомендации к чтению (рассказыванию) произведения Методические рекомендации к чтению (рассказыванию) произведения Работа по знакомству с художественными произведениями проводится в каждой.

Методические рекомендации к оформлению конспекта НОД Методические рекомендации к оформлению конспекта НОД (Подготовила старший методист ГБОУ СОШ №1159 ДО-5 Ависова Надежда Петровна). Любой.

Методические рекомендации к организации работы с дошкольниками по ПДД Безопасность жизнедеятельности детей представляет собой серьезную проблему в современном обществе. Дорожно-транспортный травматизм остается.

Методические рекомендации к занятиям по изодеятельности МБДОУ «Берёзка» Воспитатель Никитина Ж. Н. Методические рекомендации к занятиям по изодеятельности. Изобразительная деятельность - органичная.

Методические рекомендации по организации досуговой деятельности Методические рекомендации по организации досуговой деятельности. Решению задач физического воспитания в детском саду «Солнышко» г. Уварово.

Методические рекомендации «Пора в детский сад». «Пора в детский сад» Я долгое время работаю с детьми раннего возраста. Многие малыши успешно прошли адаптацию к детскому саду на моих глазах.

Методические рекомендации «Трудовое воспитание дошкольников» Труд – это носитель и база человеческой культуры – эстетической, познавательной, нравственной. Цель – воспитание интереса и эмоционально.

Методические рекомендации для родителей малышей 2-х-3-х лет по развитию речи Период от 2 до 3 лет логопеды называют показательным для развития ребёнка. Заканчивается подготовительный этап становления речи, и малыш.

Методические рекомендации для воспитателей «Сказкотерапия» Методические рекомендации для воспитателей Все мы знаем, что очень важно воспитателю читать детям сказки или другие литературные произведения,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по вопросу «Невербальные средства общения»
Опубликовано: 19 августа 2015 в 17:00
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации по вопросу «Невербальные средства общения»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Шисловская (УИ 344471) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД