Галина Шисловская
Методические рекомендации по вопросу «Невербальные средства общения»
▼ Скачать + Заказать документы
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по разделу «Личностное развитие»
«Невербальные средства общения
Методика работы с пиктограммами в процессе обучения и воспитания детей с ОВЗ»
Методические рекомендации направлены на развитие у детей дошкольного возраста с ОВЗ потребности в общении и формирование у них элементарных коммуникативных умений.
Публикация «Методические рекомендации по вопросу „Невербальные средства общения“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2015
Дошкольная группа (8 человек). Все дети страдают речевым недоразвитием. У детей полное отсутствие словесных средств общения. Способность воспроизводить звуковую и слоговую структуру слова у детей еще не сформирована. Активный словарь детей находится в зачаточном состоянии. Он включает звукоподражания, лепетные слова. Звуковые комплексы непонятны окружающим, часто сопровождаются жестами. Лепетная речь представляет собой набор речевых элементов, сходных со словами, а также совершенно непохожих на произносимое слово. Дети могут объединять предметы под одним названием, ориентируясь на сходство отдельных частных признаков. Исходя из внешнего сходства, они один и тот же объект в разных ситуациях часто называют разными словами.
В связи с этим общеразвивающая работа с дошкольниками направлена на обучение детей коммуникативным действиям, в неразрывном единстве с формированием у них средств вербального и невербального общения, побуждением детей к речевой самостоятельности. Неоспорима необходимость развития «речевой коммуникации», так как это является фактором развития личности; играет важную роль в когнитивном и эмоциональном развитии; служит для успешной социализации данной категории детей в обществе.
Дети, страдающие речевым недоразвитием, имеют ограниченные возможности формирования навыков общения взаимодействия с социальным окружением.
Одной из задач обучения детей - научить пользоваться системой жестов и мимикой в повседневной жизни. Начиная от самой доступной формы выражать свои потребности, например, знак согласия и отрицания. Естественная жестикуляция может помочь ребенку в трудной ситуации для выражения своих потребностей, желаний или просьбы.
На данном этапе важная роль отводится созданию игровой среды, побуждающей к самостоятельному игровому творчеству и общению на основе использования вербальных и невербальных средств.
В коррекционно-развивающей работе с детьми предпочтение отдается следующим дидактическим играм: играм с природным материалом (песком, водой, с дидактическими игрушками (сборно-разборными, настольно-печатным играм, подвижным играм.
Игры имеют большое значение в развитии коммуникативных навыков детей. На основе игры уточняется с ребенком в практическом и речевом плане два типа переноса:
- перенос действий с предметом и словесного их обозначения;
- осуществление действия, но уже с предметом – заместителем.
Использование предметных и ролевых игр в процессе коррекционно-образовательной деятельности с детьми, направленной на обучение их коммуникативным умениям и навыкам, предваряются практическими упражнениями и упражнениями с картинками. Для этого используются иллюстрации.
Занятия с детьми с первым уровнем речевого развития следует начинать с заданий, направленных на соотнесения собственного образа с фотографией ребенка в полный рост (размер 10х15). В зависимости от темы используются разные фотографии: ребенок на детской площадке, на природе, ребенок дома.
Организация практических упражнений, упражнений с картинками, игр направлена на стимулирование ребенка к речевой самостоятельности. При выполнении упражнений следует использовать указательный жест. Ребенок должен овладеть указательным жестом пальцем, затем кистью руки.
В работе с детьми дошкольного возраста, используются приемы, обеспечивающие доступность информации (мимика, жесты, игры, совместное рассмотрение игрушек, иллюстраций, картинок, а также уделяется большое внимание работе с пиктограммами.
Пиктограммы – символические изображения, заменяющие слова. Пиктограммы относятся к невербальным средствам общения и могут использоваться как средство постоянного общения для неговорящего ребенка.
Эффективным способом, позволяющим удовлетворять потребность неговорящего ребенка в общении, является метод пиктограмм.
Пиктограммы служат средством постоянного общения для ребенка, неспособного говорить в будущем.
Систему пиктограмм можно поделить на следующие разделы:
• Я - ребенок;
• Ребенок и явления природы;
• Ребенок в семье;
• Ребенок и мир животных;
• Ребенок и его игрушки;
• Ребенок и мир растений;
• Ребенок и его дом;
• Ребенок в школе.
Каждая серия состоит из системы символов, изображающими предметы, действия с предметами, признаками предметов.
Содержание каждой серии обеспечивает ребенку возможность вступать в общение со сверстниками и взрослыми в разнообразных ситуациях повседневной жизни.
В ходе работы пиктограммы размещаются на специальной информационной коммуникативной доске, на которую на протяжении всего дня обращается внимание детей.
Этапы обучения работы с пиктограммами
1. Ознакомление ребенка со знаком – символом и уточнение его понимания.
• Идентификация символа (показываю ребенку пиктограммы, предлагаю опознать их и соотнести с реальным предметом, затем с его реалистичном изображением на картинке).
• Выбор нужной пиктограммы из ряда других (из нескольких пиктограмм ребенок должен узнать и показать ту, которую назвал взрослый).
• Выбор двух одинаковых пиктограмм среди ряда других.
• Конструирование фразы с помощью пиктограмм (ребенок выбирает и составляет пиктограммы в той последовательности, в которой произносятся слова, чтобы получилась нужная фраза).
2. Алгоритм установления связи между изображениями предметов и их функций.
• Составить из пиктограмм пару (предлагаем ребенку соединить стрелкой пиктограмму изображающую предмет. С пиктограммой отражающей действие, которое можно производить с этим предметом : кукла – играть; яблоко – есть).
3. Последовательность конструирования фразы путем самостоятельного выбора необходимого символа.
• Составить из пиктограмм произнесенную фразу.
• Подобрать группу пиктограмм по заданному признаку.
Таким образом, система невербальных средств общения предусматривает формирование логической цепочки:
1. Первоначальное понятие «Знак» (пиктограмма).
2. Обобщающее понятие.
3. Закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммами.
4. Самостоятельная ориентировка в системе знаков.
В своей практике мы используем пиктограммы на всех этапах коррекционной работы с детьми с ОВЗ.
Использование метода пиктограмм развивает психические функции, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.
Список литературы
1. Л. С. Баряева, Л. В. Лопатина «Учим детей общаться. Формирование коммуникативных умений у младших дошкольников с первым уровнем речевого развития: Учебно-методическое пособие» - СПб, 2011. – 144 с.
2. Л. С. Баряева, Е. Т. Логинова, Л. В. Лопатина «Я говорю» Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. М. : Дрофа, 2007. – 31