Мариана Родина
Фотоотчет о работах по объёмной лепке на пластинах
▼ Скачать + Заказать документы
Для занятий лепка на пластинах должно быть на каждого ребенка:
- коробка пластилина (или тарелочка с нарезанными кусочками пластилина всех цветов);
- тарелочка с водой (т. к. детали мелкие и очень быстро размягчаются);
- пластина.
Публикация «Фотоотчет о работах по объёмной лепке на пластинах» размещена в разделах
Пластилин и пластина должны быть индивидуальны для каждого ребёнка, т. к. после выставки работ, дети готовят пластины к следующему занятию, снимая детали и раскладывая их в свою коробку пластилина по цвету. Главное требование – это порядок в пластилине, цвет к цвету.
В основном работа на пластинах состоит из нескольких деталей: завиток, шарик, столбики разной длины, величины. Если дети с первых занятий усвоили приёмы раскатывания, прищипывания, то они с лёгкостью выполнят любую работу.
В конце каждого месяца проводятся занятия по замыслу. Дети самостоятельно придумывают себе тему, фантазируют, изобретают. Если ребёнок в процессе своего творения не может изготовить самостоятельно новый элемент, ему нужно обязательно помочь, чтобы задуманное им обязательно нашло отражение в его работе.
Такие занятия помогают воспитателю и детям создавать вместе новое, интересное, необыкновенное.
Занятие 1. «Изготовление пластин»
Цель: вызвать у детей желание изготовить пластины своими руками.
Ход: Дорогие мои ребята, сегодня я вам хочу показать необыкновенную работу по лепке на пластине. Эту работу я сделала сама специально для вас. «Розы».
Хотите, я научу вас делать такие красивые и замечательные работы? Но сначала нам нужно изготовить пластины. Вот вам картон и пластилин. Пластилин берём тёмных тонов (чёрный, коричневый, серый).
Размягчаем в руках пластилин и, отрывая кусочки от целого куска, аккуратно наносим на картон, равномерно его размазывая. Поверхность должна быть гладкой и ровной. (Дети работают, помогают друг другу).
«Пластина» - это ваша «живая доска», на ней можно создавать любые картины. Детали, наложенные на пластину, легко снимаются, переставляются (показ, т. е. вы ребята, можете творить, фантазировать, придумывать новое уже в процессе работы.
А сейчас мы подпишем ваши пластины и уберём их в коробку до следующего занятия.
Занятие 2. «Розы»
Цель: научить детей простейшим техническим навыкам лепки на пластинах. Познакомить детей с техникой закручивания столбика в спираль.
Ход: Ребята, сегодня мы с вами выполним интересную работу на пластинах, и называется она «Розы». Вот такие (показ образца).
Если вы меня внимательно будете слушать, то у вас обязательно всё получится.
У вас на тарелках лежит пластилин разных цветов. Давайте назовём эти цвета (дети называют).
- Ребята, для работы на пластинах мы будем использовать маленькие кусочки пластилина, и самое интересное это то, что почти все детали мы будем лепить из тоненьких столбиков.
-Двумя пальчиками я отщипываю небольшой кусочек от зелёного пластилина и раскатываю на ладошке тоненький столбик – это у розы будет стебель, можно их сделать 2 или 3. Очень важно аккуратно приложить деталь на пластину, не примазывая её. Она должна потом легко сниматься.
- Ребята, а какой по цвету, пластилин мы возьмём для изготовления цветка розы? Красный!
- Сколько вы изготовили столбиков? (2-3)
- Значит, сколько мы должны сделать бутонов? (2-3)
- Отщипываем от красного пластилина два-три одинаковых кусочка и раскатываем их на ладошке в столбик, а затем столбик закручиваем в завиток (, когда все детали будут готовы, составляем композицию из роз.
В конце занятия устраивается выставка, и воспитатель даёт положительную оценку всех работ.
Занятие 3. «Клоун»
Цель: научить детей создавать портрет любимой игрушки «Клоуна».
Ход: Ребята, а вы любите цирк?
- А кто вам больше всего нравится?
- Клоуны!
- А почему? (Дети отвечают).
- Верно клоуны весёлые, смешные и нам с ними очень радостно!
Давай и мы с вами сегодня попробуем создать на наших пластинах этого весёлого яркого человека.
Вот у меня есть портрет (игрушка) Рыжего Клоуна, давайте рассмотрим, как его изобразил художник. Клоун это человек, и у него есть глаза, нос, рот, брови, волосы, только они необычные, очень яркие.
Сейчас я вам покажу, как я буду делать портрет клоуна.
Для контура лица я беру кусочек белого пластилина и раскатываю длинный столбик, готовую деталь располагаю в центре пластины.
Затем беру пластилин любого цвета (зелёного, красного, фиолетового и т. д.) и делаю волосы, раскатываю кусочки в столбики и делаю завиток (5-6 деталей).
Потом делаю воротник из завитков, но использую пластилин другого цвета. Теперь надо сделать лицо, глаза, нос и рот. Для глаз отщипываю очень маленькие кусочки голубого цвета и придаю им форму шариков. Нос большой и красный, делаю его из кусочка красного цвета, раскатываю шарик, а рот большой, но клоуны бывают весёлые и грустные. Раскатываю короткий столбик и делаю «Улыбку» или «грусть». Мой клоун готов, а теперь и вы можете придумать своего клоуна. Дети работают, воспитатель помогает. В конце занятия придумываем имя каждому клоуну.
Занятие 4. «Зайчик с морковкой»
Цель: учить детей изображать животных, передавая их характерные особенности.
Ход:
- Ой, ребята, кто к нам пришёл в гости? Зайка.
- Зайка, а почему ты грустный?
- Да вот моркови на огороде много, а помочь её собрать не кому нет у меня друзей.
- Это не беда, мы тебе поможем с ребятами и вылепим много зайчиков.
- Ребята, мы с вами учились лепить зайчика из целого куска пластилина, а сегодня я вас научу лепить зайчика на пластине – плоского.
- Давайте рассмотрим зайчика, из каких частей тела состоит зайчик!
(дети отвечают)
- Какой формы голова? (уши, туловище, лапы).
- Из какого пластилина будем лепить зайчика? – Белого.
- Хорошо.
- Работаем вместе со мной.
- Берём пластилин белого цвета, отщипнём от него кусочек и скатаем из него шар, затем двумя пальцами расплющим его и положим в центре пластины - это голова.
- Ребята, а что больше голова или туловище? – Туловище. Значит, для туловища отщипываем кусочек больше чем для головы. Раскатаем шарик, из шарика – толстый столбик, столбик сплющим – получилось туловище.
Теперь осталось вылепить четыре лапы и два уха. Для этого отщипываем ещё один кусочек от белого пластилина и раскатываем его между ладонями в длинный столбик. А теперь будем его делить на сколько частей? 6 I = I = I = I = I = I = I.
Собираем зайчика.
Из чёрного пластилина делаем глазки, носик, ротик. А теперь делаем морковку.
- Какого она цвета?
- Какой формы?
Берём красный пластилин и отщипываем кусочек, раскатываем шар, столбик, расплющиваем и «делаем» морковку нашим зайчикам.
Из зелёного сделаем зелёные черенки. Отщипываем зленный кусочек и раскатываем столбик, делим на три части и прикладываем к широкой стороне морковки.
- Зайчик, хороших мы тебе помощников вылепили, они всю морковку тебе помогли собрать.
- Спасибо ребята, вы мне очень помогли!
Занятие 5. «Дымковский узор»
Цель: учить детей передавать в лепке на пластинах красоту дымковской росписи, использую дымковскую игрушку как образец.
Ход:
- Я вам сегодня принесла интересные игрушки, в старину для своих детей взрослые делали из глины забавные игрушки кони барышни птицы, и расписывали их очень ярко. Сегодня мы рассмотрим детали дымковской росписи и попробуем их вылепить.
- Из каких деталей состоит дымковская роспись? (круги, точки, линии).
- Какой цвет используем в своей работе? (красный, синий, жёлтый, оранжевый, фиолетовый, чёрный, зленный).
- Уточним технику исполнения (шарики, столбики).
- Стекой можно нанести контур узора и по нему накладывать готовые детали.
Дети работают, воспитатель помогает. В конце занятия выставка работ, положительная оценка.
Занятие 6. «Цыплята гуляют»
Цель: учить детей передавать в лепке животных (птиц) в движении. Техника: шар - сплющенный, столбики тонкие, длинные, короткие, завиток. Развивать у детей творчество, фантазию.
Ход:
- Ребята, вы ничего не слышите? Мне кажется, что кто-то пищит.
- Ой, ребята, да это же цыплёнок!
- Какой ты грустный, что случилось?
- Я сегодня вылупился, но никого рядом не увидел, нет моих братиков – цыплят, совсем я один.
- Не грусти мы с ребятами тебе обязательно поможем.
- Ребята, давайте для нашего цыплёнка вылепим друзей. Вы согласны помочь?
- Какой цыплёнок? (круглый, жёлтый)
- А что ещё у него есть? (глазки, клюв, ножки).
- Теперь нам нужно всё это вылепить.
- Кто мне скажет, как будем лепить туловище? (если дети затрудняются объяснить, то берём пластилин жёлтого цвета, раскатываем в шар и сплющиваем (показ).
- А ножки будем лепить так: раскатываем из красного пластилина длинный столбик и делим его на три части (показ, из двух частей получаются ножки, а из третей клюв, из чёрного маленького шарика – глаз.
Дети работают.
- Ребята, а цыплёнок у нас гуляет, посмотрите, как я сделаю на образце:
-Давайте поиграем с цыплятами.
- Идёт цыплёнок (ноги как мы поставим) идёт и поё т: «Ко-кое всё красивое. Ко-ко! Ко-кое всё зелёное, ко-ко! Ко-ко, ко-ко, ко-ко – ко-ро-ко-ко! Оглянулся, а травки нет, солнца нет и загрустил…»
- Давайте сделаем солнце и травку.
- Как? Солнце – расплющенный шар, а травка – много маленьких столбиков.
- Можно сделать розу (по памяти).
Дети работают.
- Помогли ребята цыплёнку.
- Солнышко греет, травка зеленеет, увидел розу, остановился, ножки поставил прямо и радостно запищал, и прибежали его братцы цыплята и все стали счастливы.
- Молодцы ребята, хорошо справились с заданием.
Занятие 7. «Мой котёнок»
Цель: учить детей передавать в лепке характерные особенности животных.
Ход:
- Я вам сейчас загадаю загадку, и вы вместе скажете про кого она.
«Подушки на лапках
А в лапках царапки». Кошка.
- Правильно.
- У кого дома есть кошка?
- Какая она? (дети рассказываю т).
- И у меня есть котёнок, вот он!
- Его зовут Мурзик и он любит сидеть в корзине.
- Давайте и мы с вами сделаем котёнка в корзине. Начнём работу с плетения корзины. Выберем цвет (по желанию детей). И отщипывая кусочки, раскатаем из них столбики и составляем корзину по схеме:
- Для мордочки котёнка выбираем белый, жёлтый, оранжевый цвета. Делаем шар, сплющиваем, оттягиваем ушки.
-Какие ушки у котёнка? (маленькие, с заострёнными кончиками). Делаем глазки, носик, ротик, усики.
- И вот выглядывает мордочку из корзинки.
- Придумайте, ему имя и позовите Кис-Кис.
Занятие 8. «Снеговик»
Цель: учить детей создавать сказочных героев, передать в работе свой замысел и индивидуальность образа.
Ход:
- Ребята, какое время года наступило?
- Зима!
- А как вы догадались? (снег выпал)
- А во что можно играть зимой? (кататься на санках, лыжах, коньках, строить замки, играть в снежки, лепить снеговика)
- Снеговик – это первый снежный гость, а ещё он почтальон Деда Мороза, и все письма от вас доставляет ему в терем.
- Вот какой он красивый на открытке.
- Давайте и мы с вами вылепим снеговика и он обязательно передаст ваши письма с пожеланиями Деду Морозу.
- ИЗ каких форм состоит снеговик?
- Шара.
- Шары все одинакового размера? Нет.
- Я вам предлагаю самостоятельно вылепить снеговика на пластинах
Дети работают.
- Какие красивые и разные снеговики у вас получились, молодцы!
- Давайте всех ваших снеговиков поставим на окно, Дед Мороз заглянет к нам и очень обрадуется.
Занятие 9. «Снегурочка»
Цель: учить детей создавать простейшую форму фигуры человека через образ сказочного героя.
Ход:
- На прошлом занятии мы с вами лепили снеговика, а сегодня мы с вами будем лепить Снегурочку.
- Кто скажет как появилась Снегурочка? (её вылепили дед и баба из снега)
- А какая она Снегурочка, опишите её? (девочка в шубе, шапочке, варежках, с длинной косой)
- Попробуем и мы как дед с бабой создать из пластилина сказочную красавицу.
- Выберем цвет для головы (белый)
- Какой формы голова? (шар – сплющиваем) готовую деталь прикладываем в центре пластины.
- Шубу сделаем в форме треугольника, из длинных столбиков, рукава сделаем из сплющенных столбиков, варежки – шарики, лицо, глаза, нос из шариков, кокошник из тонкого столбика любой формы, волосы – коса маленькие шарики. Сугробы из завитков. Выставка на окне хоровод из Снегурочек.
Занятие 10. «Ёлка»
Цель: учить передавать в лепке сказочное дерево.
Ход:
- Я вам загадаю загадку:
«В лесу простая – зелёная,
На празднике красавица – наряженная».
- Расскажите мне про ёлку. (рассказ детей)
- А чем ёлку наряжают? (игрушками, шарами, бусами)
- Каждому хочется самому украсить свою ёлочку, так давайте вылепим ёлочку и украсим её, как вам нравится.
- Ёлка, это дерево, а дерево начинает расти снизу ствол широкий, а вверху тонкий. Цвет у ствола какой? (коричневый)
- А ветки тоненькие, длинные, зленные.
- Выполняем вместе со мной.
Дети работают вместе с воспитателем по показу. Ёлка готова, а украшать вы будете её сами. Дети украшают ёлку бусами, шарами. В конце занятия чтение стихов о новом годе, ёлочке. Выставка на окне для Деда Мороза.
Занятие 11. «Аквариум»
Цель: учить детей передавать в лепке на пластинах среду обитания морских жителей (рыб, улиток, водоросли, камушки и т. д.)
Ход:
- Ребята, а кто живёт в реках, озёрах, морях и океанах? (рыбы, медузы, черепахи, улитки и т. д.)
- Это очень удивительный и загадочный мир морских обитателей. Я вам сейчас покажу необыкновенных рыб, которые живут на самом морском дне, они очень красивые и яркие. (фотографии, иллюстрации)
- Не все люли могут видеть эту красоту, поэтому люди придумали аквариум, и создали в нем частичку морской жизни.
- У нас в группе есть аквариум, давайте рассмотрим его.
- Кто живет в аквариуме? (рыбы, улитки)
- Что ещё есть в аквариуме? (камушки- большие и маленькие, разные по цвету)
- А растения в воде растут? (да)
- Хотите и мы с вами сейчас на пластинах сделаем свои миниаквариумы? (да)
- Из разных кусочков пластилина мы на дно положим «камушки» разные по цвету и размеру. Потом «посадим» растения, но растения в воде движутся, плавают, значит, листья должны быть не прямые, а изогнутые. Потом сделаем улиток, с помощь деталей завиток. А сейчас рыбки.
- Кто подскажет мне, как можно сделать рыбок? (выслушать детей и показать разную технику изготовления рыб, напомнить, что у рыбок есть плавники и хвост)
- Туловище – овал, сплющенный, хвост – тонкий столбик, согнут пополам, плавники – защипы, глаз – шарик.
- Рыбки могут быть разные по цвету, размеру и по форме.
Дети работают самостоятельно, реализуя свои творческие замыслы. В конце дети рассказывают о своих питомцах, придумывают им имена.
Занятие 12. «Тюльпан»
Цель: учить детей лепить цветок.
Ход:
-Наступила весна, скоро мамин праздник 8 марта! Всем женщинам в этот день дарят цветы.
- Кто какие цветы дарят на 8 марта? (подснежники, мимозу, тюльпаны)
- Правильно, тюльпаны!
- Мы их с вами рисовали, а теперь сделаем его на пластинах.
- Расскажите мне, какой это цветок по цвету, по форме? (дети описывают форму цветка, стебля, листа)
- Какой пластилин по цвету мы возьмём для тюльпана? (красный)
- Берём красный пластилин, отрываем кусок и скатываем шар, готовый шар расплющиваем между ладонями.
- У тюльпана лепестки имеют заострённые края с одной стороны. Для этого мы сделаем защипы раз, два, три, сгладим неровности и у нас получится бутон. (дети выполняют, помочь индивидуальным показом)
- Приложим бутон на центр пластины.
- Что ещё есть у тюльпана?
- Стебель, широкий длинный лист
- Какого цвета пластилин используем для этого (зелёный)
- Раскатываем длинный столбик, вот и готов стебель, приложим его снизу под бутоном.
- Раскатаем ещё столбик, толстый, длиной со стебель, и пальцами сплющим его, а на концах сделаем защипы.
- Вот и готов наш цветок. А теперь вы можете сами самостоятельно сделать ещё два цветка и у вас получится красивый букет из тюльпанов.
Занятие 13. «Верба»
Цель: учить детей лепить цветущие кустарники методом объёмной лепки.
Ход:
- Какое время года наступило? Весна
- Весна – это начало новой жизни всего растительного мира. Просыпается травка, деревья, кустарники.
На Руси отмечали праздник «Вербное воскресенье». Все шли к водоёмам, где росла верба, отламывали веточки и несли их в дом. Раньше у всех были коровы, овцы и зимой их держали в хлевах, а на вербное воскресенье их выгоняли на вольные луга веточкой вербы.
- Я принесла веточку вербы, давайте её рассмотрим.
- На коричневой ветке серые, пушистые комочки.
Предлагаю вам самостоятельно выполнить эту лепку с натуры. Чтобы было красиво, ярко, празднично сделаем солнце символ тепла и жизни.
В конце занятия выставка работ.
Дети усвоили все приёмы лепки на пластинах. Они теперь самостоятельно могут выполнять работы на заданную воспитателем тему:
1. Ветка с листьями;
2. Кораблик
3. Корзина с подснежниками
4. Фиалки.
воспитатель 1-й квалификационной категории
Родина Марина Анатольевна
МБДОУ-136 г. Ульяновск.