Инга Кудинова
Гимнастика пробуждения и закаливание
Гимнастика после сна
Степаненкова Эмма Яковлевна, описывая методику физического воспитания, выделила четыре вида гимнастики после дневного сна :
1. Разминка в постели и самомассаж;
2. Гимнастика игрового характера;
3. Гимнастика с использованием тренажеров и спортивного комплекса;
4. Пробежки по массажным дорожкам.
РАЗМИНКА В ПОСТЕЛИ И САМОМАССАЖ
Публикация «Гимнастика пробуждения и закаливание» размещена в разделах
Дети, лежа в постели на спине, откинув одеяла, выполняют 5—б упражнений общеразвивающего характера. После выполнения упражнения в постели дети по указанию встают и выполняют в разном темпе несколько движений (ходьба на месте, ходьба обычным, скрестным, гимнастическим шагом, по массажным коврикам, постепенно переходящая в бег). Затем все переходят из спальни в групповую комнату, которая должна быть хорошо проветрена, температура воздуха 19—17°С. В групповой комнате дети под музыку выполняют произвольные танцевальные, музыкально- ритмические и другие движения. Заканчивается комплекс дыхательными упражнениями.
ГИМНАСТИКА ИГРОВОГО ХАРАКТЕРА
Состоит из 3—б имитационных упражнений. Дети подражают движениям птиц, животных, растений, создают различные образы («лыжник», «конькобежец», «гимнаст», «петрушка», «цветок» и т. д.).
ГИМНАСТИКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРЕНАЖОРОВ ИЛИ СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА
Проводится в группе, спальне или в физкультурных, тренажерных залах. Комплекс гимнастики после дневного сна начинается с небольшой разминки, которая включает разные виды ходьбы, бега, прыжков, упражнения на профилактику плоскостопия и нарушения осанки. Дети занимаются подгруппами по 7—10 человек. Одна подгруппа может лазать по канату, подвесной и наклонной веревочной лестницам, передвигаться по рукоходу, выполнять висы на перекладине, канате, упоры стоя, лежа на перекладине и другие действия. Другая подгруппа произвольно выполняет различные упражнения с простейшими тренажерами (с диском «Здоровье», детским эспандером, гантелями) и с более сложными тренажерами («Бегущая дорожка», («Велосипед»). Подгруппы меняются местами через 5—б мин.
ПРОБЕЖКИ ПО МАССАЖНЫМ ДОРОЖКАМ
Эти упражнения желательно сочетать с контрастными воздушными ваннами и проводить не менее двух раз в неделю по 5—7 мин. Массажную дорожку составляют из пособий и предметов, способствующих массажу стопы (ребристая доска, резиновые коврики, кольца с шипами и др.). Вначале дети идут в быстром темпе по дорожке и плавно переходят на бег, бегут в среднем темпе 1—1,5 мин и переходят на спокойную ходьбу с дыхательными упражнениями. После этого детям предлагается непрерывный бег в течение
2—3 мин, который заканчивается спокойной ходьбой по массажной дорожке. Дети занимаются в одних трусиках, босиком.
Регулярные занятия имеют и воспитательное значение. Они способствуют формированию у детей привычки следить за своим здоровьем, тонко чувствовать состояние своего организма и восстанавливать резервы, не дожидаясь, начала заболевания.
Методика проведения и основы руководства гимнастикой после сна.
Длительность гимнастики после дневного сна может быть от нескольких минут (минимально 7-15 минут) до нескольких десятков минут.
Это определяется возрастом детей, состоянием здоровья и индивидуальными биологическими ритмами организма. Не рекомендуется применение в гимнастике после сна силовых упражнений и упражнений на выносливость. Наиболее простым способом оценки адекватности выбранной нагрузки является самочувствие после гимнастики. Если в результате выполнения комплекса упражнений ребёнок ощущает себя бодрым, энергичным, в хорошем настроении и самочувствии, значит, нагрузка была близкой к оптимальной.
Закаливание организма можно осуществлять только при отсутствии воспалительных процессов в. В противном случае закаливающие процедуры могут спровоцировать обострение заболеваний. В качестве закаливающих процедур чаще всего используются:
1. Действие солнечных лучей;
2. Действие холодного воздуха;
3. Действие холодной воды (обтирания, обширное умывание).
Закаливающие процедуры можно использовать по отдельности или в комплексе друг с другом.
Каждый организм характеризуется комплексом специфических, присущих только ему свойств. На земле не существует двух одинаковых организмов, более того, в одном многоклеточном организме нет двух одинаковых клеток - каждая клетка уникальна и отличается от других.
Поэтому при выборе комплекса гимнастики после сна, при его разработке необходимо учитывать индивидуальные особенности организма.
Наиболее простыми, доступными пониманию, запоминанию и исполнению ребенка являются комплексы гимнастики после дневного сна, представленные в игровой, сюжетно-ролевой форме.
Пока дети спят, педагог создает условия для контрастного закаливания детей : готовит «холодную» комнату (игровая комната или раздевалка, в зависимости от планировки здания детского сада); температура в ней с помощью проветривания снижается вначале на 3—5 градусов по сравнению с «теплой» комнатой.
Пробуждение детей происходит под звуки плавной музыки, громкость которой медленно нарастает.
Гимнастика в постели направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию. Педагог начинает проводить ее с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Гимнастика в постели может включать такие элементы, как потягивание, поочередное и одновременное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз и т. п. Главное правило — исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение, перепад кровяного давления и, как следствие, головокружение. Длительность гимнастики в постели — около 2—З минут.
Затем дети переходят в «холодную» комнату босиком и в трусиках. Там они выполняют корригирующую ходьбу (на носках, на пятках, с высоким подниманием колен, в полуприседе, в полном приседе, на внешней стороне стопы, с перекатом с пятки на носок, по корригирующим дорожкам) или комплекс упражнений, направленных на профилактику плоскостопия. При этом важно следить не только за правильностью выполнения упражнений для ног, но и за осанкой детей — положением головы, спины, плеч, рук. Длительность части гимнастики — 2—З минуты.
Далее дети переходят в «теплую» комнату, где выполняют комплекс упражнений или несколько физкультминуток, направленных на профилактику нарушений осанки. Чтобы заинтересовать детей, можно использовать кубики, мячи, обручи, гантели, гимнастические палки, фитболы, а также такие упражнения как хатха-йоги («Кошечка», «Дерево», «Рыба», «Кузнечик» и др.). Они выполняются в течение 2—З минут.
Затем дети вновь переходят в «холодную» комнату, чтобы выполнить комплекс упражнений дыхательной гимнастики, что очень важно для укрепления иммунитета, профилактики простудных заболеваний и заболеваний верхних дыхательных путей. Наибольший оздоровительный эффект достигается только при достаточно длительном выполнении дыхательных упражнений. Увеличивать их дозировку нужно постепенно от 0,5—1 до 5—7 минут. В противном случае у детей может наблюдаться головокружение и тошнота.
Затем педагог проводит индивидуальную или дифференцированную оздоровительную работу с нуждающимися детьми (например, с ЧБД). Он может организовать самостоятельную деятельность детей по оздоровлению (например, дать задание детям с диагнозом «плосковальгусные стопы» собирать каштаны то правой, то левой ногой). В это время остальные дети под руководством воспитателя или его помощника выполняют водные процедуры (умывание, обливание рук прохладной водой и т. п.).
Общая длительность оздоровительной гимнастики после дневного сна должна составлять не менее 12—15 минут.
Важно проводить в игровой форме все оздоровительные мероприятия, в том числе и гимнастику после дневного сна. Это позволяет создать положительный эмоциональный фон, вызвать повышенный интерес ко всем оздоровительным процедурам. Кроме того, принимая определенный игровой образ, дети зачастую лучше понимают технику выполнения того или иного упражнения. Таким образом, одновременно решается несколько задач: оздоравливание детей, развитие у них двигательного воображения, формирование осмысленной моторики. А главное — все это доставляет детям огромное удовольствие.
Комплекс пробуждения после сна №1
«Мы проснулись».(Звучит спокойная музыка, дети просыпаются.)
1.«Потянись» - И. п. : лёжа на спине. Потянуться. И. п. то же 1-2 медленно руки вверх – вдох; 3-4 опуститься - выдох (2 раза).
2. «Жуки барахтаются» - И. п. : лёжа на спине. Поднять руки и ноги вверх, потрясти. (2 раза). 3. «Жучки» - И. п. : лёжа на спине, перекаты на правый, затем на левый бок (2 раза).Дети встают с кроватей, и идут по массажным дорожкам.
Самомассаж «Потянем уши» - дети захватывают кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянут их вниз, а затем отпускают. (3 раза)
Ушки ты свои найди,
И мне их покажи.
А сейчас все тянем вниз,
Ушко, ты не отвались.
Комплекс пробуждения после сна № 2. Мы проснулись, потянулись и друг другу улыбнулись.
1.«Потянись, как котёнок» - И. п. : лёжа на спине, произвольное потягивание (3 раза).
2. «Любопытный котёнок» - И. п. : стоя на четвереньках потянуться вперёд, повороты головы в стороны, вверх, вниз, круговые вращения. (3 раза). 3.«Жучки» - И. п. : лёжа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища. Перекаты на правый бок, на левый бок. (4 раза).
4.«Жучки барахтаются» - И. п. : лёжа на спине. Поднять руки и ноги вверх, потрясти. (2 раза).
5. «Растём большими» - И. п. : о. с. Поднять руки вверх, подняться на носках – потянуться как можно выше. (3 раза).
Ходьба на месте обычная, выходят из спальни на носках. Ходьба босиком по массажным дорожкам. Бег босиком из спальни в группу: Потянулись, быстро встали, На носочки побежали….
Самомассаж: «Лепим красивое лицо».
Поглаживаем лоб, щёки, крылья носа от центра к вискам, мягко постукиваем по коже, словно уплотняет её, чтобы была упругой. (3 раза).
Комплекс пробуждения после сна № 3.
Гимнастика – пробудка : «Весна». Дети просыпаются – Солнце уж не спит давно, Смотрит к нам оно в окно. Хорошо вам отдыхать, Но пора уже вставать.
1.«Потягивание» - И. п. : лёжа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища. Потянуться, вытягивая позвоночник. Тихо – тихо колокольчик позвени, Всех мальчишек и девчонок разбуди, Все проснулись, потянулись, И друг другу улыбнулись.
2.«Мы шагаем по дорожке» - И. п. : лёжа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища. Подтянуть ноги к груди, обхватить руками. Вернуться в и. п. Подтянуть колено правой ноги к груди, отвести ногу, согнутую в колено влево (скручивание). Повторить то же самое левой ногой (отвести вправо). Снег растаял, всюду лужи, Выше ноги поднимай. Ноги нам мочить не нужно, По дорожке ты шагай!
3.«Нарисуй радугу» - И. п. : лёжа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища. Поднять правую ногу, нарисовать полукруг в воздухе слева направо и справа налево. Повторить то же левой ногой. Ноги в коленях не сгибать. Что за чудо – красота, Расписные ворота! В небе радуга повисла, Как цветное коромысло!
4. «Гром» - И. п. : лёжа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища. Подтянуть ноги к груди, обхватить руками. Перейти в исходное положение. По дорожкам пыль летит, Гром грохочет, гром гремит! Спрячемся от грома, Громкого такого!
Дети встают с кроватей и идут по массажным дорожкам, проходят сквозь массажный душ (радужные ленты).
Выполняют дыхательную гимнастику : «Куры».
И. п. : стоя. Наклониться пониже, свободно свесив руки и опустив голову. Произнося «тах–тах», одновременно похлопывать себя по коленям – выдох. Выпрямиться, подняв руки к плечам, - вдох. Повторить 4 раза.
Бормочут куры по ночам,
Бьют крыльями: тах-тах.
Поднимем крылья мы к плечам,
Потом опустим так.
Контрастное закаливание (ходьба по воде 36-20 градусов) с постепенным увеличением дозировки.
Самомассаж «Дождик моет руки» - И. п. : поза по-турецки. Выполнять, как при мытье рук. Потереть ладонь о ладонь пока они не нагреются. Круговыми движениями поглаживать и растирать внешнюю сторону кисти, постепенно переходя на предплечье и плечи. Покрутить каждый палец 2 раза в одну сторону, затем в другую.
Дождь поймали мы в ладошки, Дождь согреем мы немножко. Разотрём им пальцы, руки: Дождь весенний просто супер! Наши пальцы веселит, Укрепляет и бодрит!
«Слепим красивое лицо» - И. п. : поза по-турецки. Поглаживать лоб, щёки, крылья носа от центра к вискам, мягко постукивать по коже, чтобы она была упругой. С усилием, надавливая, рисовать желаемый изгиб бровей, щипками лепить густые брови от переносицы к вискам. Мягко и нежно лепить глаза, надавливая на их уголки и расчёсывая длинные пушистые реснички. У весны красы попросим Для себя, для всех ребят. Лепим лоб, глаза и носик, Щёки пусть огнём горят!
3.«Сапожки» - растирающими движениями помассировать стопу, пятку, пальцы, подъём, щиколотки, голень. Прощупывающими, растирающими движениями помассировать колени.
Тёплый дождик кап да кап, Все залил дорожки. Всё равно пойдём гулять, Надевай сапожки. «Умывай-ка» Раз – обмоем кисть руки. Два – с другою повтори. Три – до локтя помочили Четыре – с другою повторили Пять – по шеи провели Шесть – смели по груди Семь – лицо своё обмоем Восемь – с рук усталость смоем Девять – воду отжимай, Десять – сухо вытирай!
Комплекс пробуждения после сна №4.
(Звучит спокойная музыка). Гимнастика пробуждения : «Путешествие снежинки» (часть первая).
Дети просыпаются – Солнце уж не спит давно, Смотрит к нам оно в окно. Хорошо вам отдыхать, Но пора уже вставать. Все проснулись, потянулись, И друг другу улыбнулись.
1.«Снежинки просыпаются» - И. п. : лёжа на спине, руки вдоль туловища. Повороты головы влево - вправо. (5раз).
2. «Снежинки - пушинки» - И. п. : лёжа на спине, руки вдоль туловища. Развести руки и ноги в стороны, вернуться в и. п. (5 раз)
3. «Снежинки - балеринки» - И. п. : стоя возле кроватки, руки в стороны. Повороты туловища с вращением кистей (3 раза).
4.«Снегопад» - И. п. : стоя возле кровати. Медленные приседания с опусканием рук вниз (3 раза).
5.«Танец снежинок» - И. п. : стоя возле кровати, руки на поясе. Кружение на месте на носках (4раза).
Дети идут по массажным дорожкам, проходят сквозь сухой душ (радужные ленты).
Выполняют дыхательную гимнастику :
«Трубач» : И. п. : сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленный выдох с громким произношением звука «п-ф-ф-ф-ф». Повторить 4 раза. «Летят мячи» : И. п. : стоя. Руки с мячом поднять вверх. Бросить мяч от груди вперёд. Произнести при выдохе длительное «у-х-х-х-х» Повторить 2 раза. Солевое закаливание.
Самомассаж шейных позвонков.
Мягкие круговые движения головой по часовой стрелке, затем против часовой стрелки (3 раза).
Повороты головы в стороны, вверх, вниз (5 раз).
Наклоны головы во время «рисования» влево, затем вправо (2 раза).
«Поиграем с носиком» - (Каждый ребёнок берёт носовой платок или салфетку и тщательно очищает нос). Надавливая на крылья носа, вести пальчики от переносицы к носовым пазухам, подёргивать себя за нос и представлять, какой у тебя красивый нос. (1 раз)
Лечимся сами (полоскание горла) – Поза «факира», стакан воды. Руками дети делают пассы над стаканом (вдох свободный на выдохе произносится «аум») и говорят: «Водичка чистая, здоровая. Я всегда буду здоровым и весёлым, милым и красивым». (Этой водой полощут горло).
Комплекс пробуждения после сна № 5.
(Звучит спокойная музыка). Гимнастика – «Мы проснулись». (Дети просыпаются.)
1.«Весёлые ручки» - И. п. : лёжа на спине, поднимать руки в стороны и опускать вниз (4раза).
2. «Резвые ножки» - И. п. : лёжа на спине, поочерёдно поднимать то одну, то другую ногу (5 раз).
3. «Жучки» - И. п. : лёжа на спине, перекаты на правый, затем на левый бок (6раз). 4. «Кошечки» - И. п. : стоя на средних четвереньках, двигаться вперёд-назад, наклоняться вниз, сгибая локти, возвращаясь в и. п. (5 раз).Дети встают с кроватей и идут по массажным дорожкам, проходят сквозь сухой душ (радужные ленты).
Ходьба на месте обычная, выходят из спальни на носках.
Выполняют дыхательную гимнастику : «Куры».
И. п. : стоя. Наклониться пониже, свободно свесив руки и опустив голову. Произнося «тах–тах», одновременно похлопывать себя по коленям – выдох. Выпрямиться, подняв руки к плечам, - вдох. Повторить 4 раза.
Бормочут куры по ночам, Бьют крыльями: тах-тах. Поднимем крылья мы к плечам, Потом опустим так.
Контрастное закаливание (ходьба по воде 36-20 градусов) с постепенным увеличением дозировки.
Самомассаж.
«Дождик моет руки» - И. п. : поза по-турецки. Выполнять, как при мытье рук. Потереть ладонь о ладонь пока они не нагреются. Круговыми движениями поглаживать и растирать внешнюю сторону кисти, постепенно переходя на предплечье и плечи. Покрутить каждый палец 2 раза в одну сторону, затем в другую.
Дождь поймали мы в ладошки, Дождь согреем мы немножко. Разотрём им пальцы, руки: Дождь осенний просто супер! Наши пальцы веселит, Укрепляет и бодрит!
«Слепим красивое лицо» - И. п. : поза по-турецки. Поглаживать лоб, щёки, крылья носа от центра к вискам, мягко постукивать по коже, чтобы она была упругой. С усилием, надавливая, рисовать желаемый изгиб бровей, щипками лепить густые брови от переносицы к вискам. Мягко и нежно лепить глаза, надавливая на их уголки и расчёсывая длинные пушистые реснички.
У осени красы попросим Для себя, для всех ребят. Лепим лоб, глаза и носик, Щёки пусть огнём горят!
Комплекс пробуждения после сна № 6.
(Звучит спокойная музыка).
Гимнастика пробуждения : «Кошечка»
Дети просыпаются – Солнце уж не спит давно, Смотрит к нам оно в окно. Хорошо вам отдыхать, Но пора уже вставать. Все проснулись, потянулись, И друг другу улыбнулись.
1.«Потянись, как кошечка» - И. п. : лёжа на спине, произвольное потягивание. (5раз).
2.«Кошечка выпускает когти» - И. п. : лёжа на спине, руки вперёд, поочерёдно сжимать и разжимать пальцы рук. (5 раз)
3. «Кошечка на дереве» - И. п. : лёжа на спине, руки вдоль туловища, поднять одну ногу отвесно вверх, крепко взяться двумя руками за бедро и перебирая руками подняться. (3 раза).
4. «Любопытный котёнок» - И. п. : стоя на четвереньках потянуться вперёд, повороты головы в стороны, вверх, вниз, круговые вращения. (3 раза). 5.«Кошка испугалась» - И. п. : стоя на четвереньках, спину прогнуть. 1-3 выгнуть спину дугой, зашипеть, как кошка. На 4 вдох. (4раза). 6.«Растём большими» - И. п. : о. с. Поднять руки вверх, подняться на носках – потянуться как можно выше. (3 раза).
Дети идут по массажным дорожкам, проходят сквозь сухой душ (радужные ленты).
Выполняют дыхательную гимнастику :
«Партизаны» : И. п. : стоя, палка (ружьё) в руках. Ходьба, высоко поднимая колени. На 2 шага – вдох, на 6-8 – выдох с произнесением слова «ти-ш-ш-ш-ше». Повторить 4 раза.
Солевое закаливание.
Самомассаж : «Лепим красивое лицо».
1. Поглаживаем лоб, щёки, крылья носа от центра к вискам, мягко постукиваем по коже, словно уплотняет её, чтобы была упругой. (3 раза). 2. Надавливаем пальцами на переносицу, середину бровей, делая вращательные движения по часовой, затем против часовой стрелки по 5-6 раз.
3. С усилием, надавливая, рисуем желаемый красивый изгиб бровей, затем щипками лепим густые брови от переносицы к вискам. (2 раза).
4. Мягко и нежно лепим глаза, надавливая на их уголки и расчёсывая длинные пушистые реснички. (2раза).
5. Надавливая на крылья носа, ведём пальчики от переносицы к носовым пазухам, подёргиваем себя за нос, и представляем, какой красивый нос для Буратино у детей получился. (2 раза).
6. «Поиграем с носиком» - (Каждый ребёнок берёт носовой платок или салфетку и тщательно очищает нос). Надавливая на крылья носа, вести пальчики от переносицы к носовым пазухам, подёргивать себя за нос и представлять, какой у тебя красивый нос. (1 раз)
7. Лечимся сами (полоскание горла) – Поза «факира», стакан воды. Руками дети делают пассы над стаканом (вдох свободный на выдохе произносится «аум») и говорят: «Водичка чистая, здоровая. Я всегда буду здоровым и весёлым, милым и красивым». (Этой водой полощут горло).