Хомченко Екатерина
Методические приемы и принципы обучения дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Методические приемы и принципы обучения дошкольников
Известно, что первое впечатление оставляет наиболее яркий свет в
психике воспитанников и оказывает сильное воздействие на их отношение
к занятиям в дальнейшем. В силу этого, организация и проведение занятий
на начальном этапе обучения может стать фактором, определяющим весь
дальнейший ход обучения, а, следовательно, и решающим для успеха
обучения. И здесь все имеет значение: интонация, взгляд, настроение и
даже внешний вид педагога.
В общении с детьми нужна приветливая, уважительная интонация.
Публикация «Методические приемы и принципы обучения дошкольников» размещена в разделах
Каждый ребенок должен почувствовать, что его любят, в него верят, его
понимают. Дети активно и благодарно откликаются на слова педагога,
если чувствуют в нем старшего друга. Если на первом занятии допустить
19
несобранность внимания, нарушение правил поведения, то серьезное
отношение, с которым пришли дети, пропадет и восстановить его будет
трудно: игры, упражнения превратятся в беспорядочную беготню, дети
будут возбуждаться, и занятия потеряют всякий смысл.
Еще до начала занятий нужно поговорить с родителями об одежде
детей, о гигиене, прическе, дисциплине. Хорошо, чтобы была единая
форма: белые или цветные купальники у девочек, белые футболки и
темные шорты у мальчиков. На ноги носочки и мягкая обувь (чешки или
балетные туфли).
На каждом занятии проходятся все разделы программы – слушание
музыки, учебно-тренировочная и постановочная работа, импровизация.
С первых занятий у детей должна активизироваться связь между
музыкой и движением. Они должны понять и уяснить те простые правила,
которые необходимы на занятиях хореографией:
Музыка – хозяйка на занятиях, без нее не может быть музыкальной
игры, она руководит в музыкальных упражнениях.
Музыку надо «беречь», во время звучания нельзя шуметь, говорить,
смеяться, без музыки не разрешается двигаться.
Музыку надо слушать с начала до конца, начинать двигаться с
началом музыки и прекращать движение с окончанием звучания.
Один из важных факторов работы на начальном этапе обучения –
использование минимума танцевальных элементов при максимуме
возможности их сочетания. Длительное изучение, проработка небольшого
количества материала (движений) дает возможность качественного его
усвоения, что и в дальнейшем явится прочным фундаментом знаний.
Разнообразие сочетаний танцевальных движений создает впечатление
новизны и развивает творческую фантазию детей.
Обучение танцевальным движениям происходит путем
практического показа и словесных объяснений. Здесь необходимо четко
определять баланс в сочетании этих двух методов. Излишнее словесное
20
объяснение может привести к потере внимания, вызовет скуку на занятиях.
В то же время нельзя ограничиваться только практическим показом, в этом
случае дети воспринимают материал подражательно и не осознано.
Не следует все время считать под музыку, так как это притупляет
восприятие мелодии ребенком. Объяснив и показав, в каком размере и
темпе делается данное упражнение, необходимо дать малышу возможность
самому вслушиваться в музыку. Считать вслух можно в самом начале
обучения новому движению. Не следует и все время громко командовать,
иногда нужно объяснять тихо, но эмоционально. Это заставит детей
соблюдать тишину и внимательно слушать объяснение преподавателя.
Танцевальные способности следует развивать, в равной степени
работая над движениями рук и ног. Если внимание обращено только на
ноги и забываются руки, корпус и голова – никогда не будет достигнута
полная гармония движений и не сложится должное впечатление от
исполнения. Упражнения должны дозироваться: сложные чередуются с
легкими; движения, требующие большого мышечного напряжения, с
движениями на расслабление.
При изучении материала следует, как можно чаще менять
построение детей в зале. Например, через каждые 3-4 движения дети,
стоящие в первой линии, переходят в последнюю, соответственно вторая
линия становится первой и т. д. В противном случае дети, постоянно
находящиеся в последних линиях, привыкнув смотреть на ноги впереди
стоящих, никогда не научатся мыслить и работать самостоятельно. Кроме
того, при перестроении создается оживленная, игровая атмосфера,
происходит своеобразная разрядка.
При исполнении движений важно следить за правильной осанкой
детей. На формирования правильной осанки направлены целые
комплексы развивающих и корригирующих упражнений партерной
гимнастики, которая является составной частью занятия по хореографии
или может быть самостоятельным уроком.
21
Залогом любого двигательного навыка, особенно танцевального, в
сочетании с музыкой является осознанный контроль за выполнением
движений. Педагог-хореограф должен постоянно напоминать детям:
думай, что делаешь и как делаешь. Чем большее число танцевальных
движений и комбинаций освоено, тем лучше развита мышечная память.
Даже самый несложный танец состоит из комбинаций движений, и
ребенок должен мгновенно переключаться с одного движения на другое,
меняя размер шага, скорость, ракурс, ориентируясь в пространстве
сценической площадки.
Любое движение представляет собой рефлекс, и на овладение любым
танцевальным движением требуется время. Процесс усвоения материала
предполагает поэтапность с учетом возрастных особенностей.
Принципиальный подход к усвоению танцевальных движений таков:
движение, исполненное многократно, становится простым и доступным.
Занятие нужно проводить увлекательно, в темпе, чтобы дети
уходили с него с чувством удовлетворения и с каждым разом приобретали
все больше знаний и навыков. Заканчивать занятие следует заданиями на
расслабление, несложными комбинациями, составленными из движений
небольшой амплитуды, из дыхательных упражнений. Это действует
успокаивающе. И начинать и заканчивать занятие - поклоном.
Успешное решение поставленных задач на занятиях в дошкольном
учреждении возможно при использовании принципов обучения :
Принцип доступности и индивидуализации.
Предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей
ребенка и определение посильных для него заданий. Доступность здесь
означает не отсутствие трудностей, а возможность их успешного
преодоления. Индивидуализация подразумевает учет индивидуальных
особенностей ребенка. У каждого по-разному протекает процесс усвоения
движений, организм различно реагирует на физическую нагрузку.
Принцип постепенного повышения требований.
22
Заключается в постановке перед ребенком и выполнении им все
более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объема и
интенсивности нагрузок.
Принцип систематичности.
Это непрерывность и регулярность занятий. Иначе наблюдается
снижение уже достигнутого уровня умелости. Ребенок должен знать, что
каждое занятие обязательно. Систематические занятия дисциплинируют
ребенка, приучают его к методичной и регулярной работе.
Принцип сознательности и активности.
Для успешного освоения ребенку необходимо ясно представлять, что
и как нужно выполнить и почему именно так, а не иначе.
Принцип повторяемости материала.
Хореографические занятия требуют повторения вырабатываемых
двигательных навыков, только тогда образуется двигательный стереотип.
Принцип наглядности.
При разучивании движений наглядность – это безукоризненный
практический показ движений педагогом.
Также организация занятий по хореографии обеспечивается рядом
методических приемов :
Метод показа.
Разучивание нового движения, позы педагог предваряет точным
показом. В исполнении педагога движение предстает в законченном
варианте. Дети видят художественное воплощение образа, что будит
воображение.
Словесный метод
Словесные объяснения должны быть краткими; точны, образны и
конкретны. Детей с первых же занятий нужно познакомить со
специальными терминами. Очень важна и интонация, и то с какой силой
сказано слово. Словом можно очень хорошо стимулировать активность
учеников.
23
Музыкальное сопровождение
Правильно выбранная музыка несет в себе все те эмоции, которые
затем маленькие исполнители проявляют в танце.
Импровизационный метод
На занятиях хореографией имеет смысл постепенно подводить детей
к возможности импровизации, то есть свободного, непринужденного
движения, такого, как подсказывает музыка. Вначале зачастую малыши
зажаты, стеснительны. Путем различных упражнений, этюдов, игр нужно
помочь детям раскрепоститься, обрести внутреннюю и внешнюю свободу
и уверенность.
Метод иллюстративной наглядности
Это рассказы о танцевальной культуре прошлых столетий,
знакомство с репродукциями, книжными иллюстрациями, фотографиями и
видеофильмами. Необходимо помочь детям разобраться в увиденном,
выяснить, понятен ли им материал, понравился или нет и почему.
Игровой метод
Крупнейший ученый – педагог, доктор медицины П. Ф. Лесгафт в
конце ХIХ в. разработал теорию и методику подвижных игр. Подвижная
игра определяется им: «как упражнение, при помощи которого ребенок
готовится к жизни» (10). В разных формах игра сопровождает
человечество на всём пути его исторического развития – от древности до
современности. Понятие игры очень многопланово. Когда-то игра была не
просто досужим развлечением, а способом организации хозяйственной,
семейной и общественной жизни человека. Игра учила и наставляла. Она
развивала и «держала в форме» все человеческие способности:
сообразительность, ловкость, выносливость, наблюдательность,
пластичность, умение общаться так, как этого требуют обстоятельства.
Но, всt же, само слово «игра» неразрывно связано в нашем
восприятии именно с детством. Мир детства невозможно представить себе
без игры. По определению многих ведущих психологов и педагогов, игра
24
является основной формой деятельности ребенка. В этом возрасте она не
только развлечение. Игра ценна для малыша еще и потому, что развивает
его интеллектуально, физически, психически и эстетически. Да и самому
ребенку легче именно в игре выплеснуть накопившиеся эмоции.
Игра – вид деятельности ребенка, который представляет
сознательную, инициативную деятельность, направленную на достижение
условной цели, добровольно установленной играющим. В игре
удовлетворяются физические и духовные потребности ребенка, в ней
формируются его ум, волевые качества. В игре ребенок ищет и часто
находит рабочую площадку для воспитания своих нравственных и
физических качеств. Игра помогает ребёнку приобрести определённые
навыки в той или иной деятельности, усвоить социальные нормы
поведения; игра повышает жизненный тонус, улучшает эмоциональное и
физическое состояние.
Многочисленные педагогические наблюдения показывают, что
важнейший результат игры – это радость и эмоциональный подъем детей.
Благодаря этому свойству игры, в значительной степени
соревновательного характера, больше чем другие формы и средства,
соответствуют воспитанию двигательно-активных способностей у детей.
Развитие танцевальных способностей связано с необходимостью
многократного повторения движения, что для ребенка достаточно сложно.
Игровые виды и действия способны облегчить этот процесс. При
рациональном использовании игра становится эффективным методом
физического воспитания на начальном этапе изучения танцев. Психика
малыша, особенно в раннем возрасте, устроена так, что его, практически,
невозможно заставить целенаправленно выполнять какие-либо, даже
самые полезные упражнения. Ребенку должно быть интересно это делать
не потому, что «надо» и «полезно», а потому что это ему нравится.
Педагог подбирает для детей такую игру, которая отвечает задачам и
содержанию занятия, возрасту и подготовленности занимающихся.
25
У маленького человека всегда есть свой план игры и свой замысел.
Тем более, что в игре все условно, все понарошку – действие, роли, место.
Достаточно провести черту, чтобы обозначить речку, начертить квадрат –
будет дом. В игре можно полететь на Луну, стать доктором, капитаном.
Или превратиться в бабочку, кошку, черепаху и т. п. Создавая тот или иной
образ в игре, ребенок искренне верит тому, что изображает. Русский
театральный режиссер, актер и педагог К. С. Станиславский советовал
актерам учиться у детей умению перевоплощаться. Поэтому педагогу надо
чуточку вернуться в детство, играть вместе с детьми. Тогда игра заживёт
новой жизнью, развиваясь, варьируясь, меняясь, как и полагается ей в
естественных условиях бытования.
Все игры можно подразделить на виды по форме и содержанию.
1. Музыкально-подвижные игры.
Это танцы, поставленные на основе детских подвижных игр. Для
хореографов определенный интерес могут представлять игры:
«Репка» – образец народного творчества, широко известный как
детская игра, в которой участники стремятся вытянуть «репку» из общего
ряда. Главное в этой игре – мотив «вытягивания». Танец удобно исполнять
в парах, где мальчик будет периодически приседать, а девочка
«вытягивать» его. Может быть, вариант традиционного кругового
хоровода с солисткой «репкой» в центре и т. д.
«Курочки». В этой игре девочки садятся на корточки вокруг
«петушка» – мальчика. Он, танцуя, изображает, что клюет зерна, ищет их и
«петушится». Угощает зернышками курочек.
2. Игры-превращения (Приложение 1)
Игры-превращения помогают детям владеть мышцами своего тела,
произвольно напрягать и расслаблять их. То же относится и к отдельным
частям корпуса, ногам, рукам, в том числе и кистям рук. Музыкальное
сопровождение подбирается соответственно содержанию игр.
Это могут быть такие игры, как:
26
1. «Деревянные и тряпичные куклы»
2. «Мельница»
3. «Паровозики»
4. «Иголка с ниткой»
5. «Веселые клоуны»
6. «Запрещенное движение»
3. Использование игрушки в детском танце.
Самые приемлемые в танце игрушки – это куклы, плюшевые
набивные зверушки, мячи, лошадки, детские зонтики. Они украсят танец,
усилят интерес к танцу и окажут немалое влияние на создание конкретного
игрового образа. Игрушка должна быть красивой, интересной, безопасной,
такой, чтобы с ней можно было свободно двигаться, легко и удобно
держать в руке.
4. Игры-импровизации
Импровизацию в хореографии мы можем назвать «танцем в
настоящем», «сиюминутной хореографией». Необходимым элементом
импровизации является воображение. Психологи рассматривают
воображение как процесс манипулирования образами, в результате
которого создаются новые оригинальные образы (5). Воображение
проявляется там, где задачи содержат некоторую неопределенность, т. е. не
имеют заданного решения, что и предполагает импровизацию. Но, «если
ум, наделенный воображением, просто воспроизводит, то ум, наделенный
еще и фантазией, творит» (5, С. 48).
Наша задача развивать не столько воображение дошкольника,
сколько помочь ему проявить свою фантазию. Ребята обычно по-разному
относятся к заданиям, содержащим элементы импровизации. Это зависит
от индивидуальных особенностей ребенка: одним импровизация дается
легче, другим труднее. В этом случае важно, чтобы все участники танца
увлеклись ощущением «сиюминутности» процесса творчества. Успех
импровизации порой зависит от настроения и самочувствия каждого,
27
поэтому лучше игры и этюды с элементами импровизации проводить не в
начале занятия, когда дети еще не достаточно собранны и их воображение
«не разогрето», а во второй его половине.
Примеры игр-импровизаций
«Петушок расплясался» – такие упражнения активизируют
воображение ребенка, и он легко идет на импровизацию. Предварительно с
детьми разучиваются отдельные элементы танца, несложные комбинации,
иллюстрирующие танец Петушка. Затем ребятам предлагается потанцевать
как они хотят. Но необходимо следить, чтобы дети именно танцевали.
«Замри» – дети свободно располагаются по залу. Как только зазвучит
музыка, они начинают двигаться в любом направлении, движения
выбирают сами в соответствии с музыкой. Неожиданно музыка
прекращается, и ребята должны замереть в той позе, в которой их застала
музыкальная пауза. Дается немного времени на обдумывание своей позы:
почему она выбрана и что бы это значило? Со временем, чтобы
поддержать интерес к игре, можно вносить новые занимательные
элементы. Также на занятиях мы используем такие игры, как: «Веночек»,
«Гномы», «Подворье» (Приложение 2).
В этих играх самое главное – что чувствует ребенок, когда танцует:
он открывает для себя танец, в котором можно выразиться с максимальной
глубиной, яркостью и удовольствием. Поскольку многие задания
выполняются так, «что кто-то делает, кто-то смотрит», постепенно
исчезает страх публичного выступления и оценки своих действий. Таким
образом, решается очень важная проблема – внешнее и внутреннее
раскрепощение ребенка, столь необходимое для импровизации.
Игровой метод в работе с дошкольниками хорош на любых занятиях.
Поэтому игры всегда были и остаются традиционным средством
педагогики. Педагог может провести все занятие в игровой форме, а может
использовать игровые приемы в какой-то определенной части занятия.
Игры-превращения, музыкально-подвижные игры не займут много
28
времени на занятиях по хореографии, а разучивание их не потребует
особых усилий. Но с помощью этих игр дети научатся выразительности
движений, оживят фантазию и воображение.
Известно, что в дошкольном возрасте внимание ребенка
неустойчиво, отличается большой подвижностью, впечатлительностью и
нуждается в частой смене заданий. Поэтому обучение ребенка
пластическому языку в игровой форме – традиционно утвердившийся
способ, который на практике неоднократно подтверждал свою
эффективность (1).
Концентрический метод
Педагог по мере усвоения детьми определенных движений,
танцевальных композиций вновь возвращается к пройденному, но уже
предлагает все более сложные упражнения и задания. Однако какой бы
метод ни выбрал педагог, главное, чтобы ребенок уходил с занятия
счастливым и с нетерпением ждал новой встречи.
Выводы по первой главе:
1. Искусство танца доступно для изучения любому ребенку
независимо от его природных дарований и возраста. В хореографии
заложен огромный воспитательный и обучающий потенциал.
2. Хореография оказывает развивающее влияние на формирование
физических и личностных качеств ребенка, его эмоциональной сферы.
Занятия танцами несут оздоравливающий эффект.
3. Обучение хореографии должно опираться на знания возрастных
психо-физиологических особенностей развития дошкольников.
4. Успешное решение поставленных задач на занятиях в дошкольном
учреждении возможно при использовании принципов обучения. Также
организация занятий обеспечивается рядом методических приемов.
5. Традиционно утвердившийся способ обучения детей танцу – игра,
с помощью которой дети учатся выразительности движений, раскрывают
творческие ресурсы ребенка, оживляют фантазию и будят воображение.