Виктория Викторовна Гребенева
Методические приемы активизации речи неговорящих детей
▼ Скачать + Заказать документы
Количество детей с речевой патологией в последнее время имеет тенденцию к возрастанию. С каждым годом увеличивается число детей со сложной патологией, в частности практически неговорящих детей.
Причины этого явления многообразны:
- на первое место можно уверенно поставить перинатальное поражение ЦНС;
- мозговая дисфункция;
- внутриутробные инфекции различного характера;
- гипоксия плода;
- хронические заболевания матери;
- осложнения, возникшие в процессе родов;
Публикация «Методические приемы активизации речи неговорящих детей» размещена в разделах
- в постнатальном периоде причиной речевой задержки могут стать заболевания ребенка, травмы и т. д.
Общим для всех этих детей является отсутствие мотивации к общению, неумение ориентироваться в ситуации, повышенная эмоциональная истощаемость. Эти дети обладают общей моторной неловкостью, снижением общей работоспособности, внимания, памяти, двигательной расторможенностью или заторможенностью. Всё это мешает полноценному развитию речи и взаимодействию ребёнка с окружающим миром.
Любые занятия по развитию речи у неговорящих детей начинаются с воспитания понимания обращенной к ним речи, с развития неречевых психических функций: внимания, памяти, мышления и т. д.
Особое значение придается:
1. Развитию слухового внимания и памяти.
Развитие происходит в двух направлениях: с одной стороны, развитие восприятия окружающих звуков (физический слух, с другой – восприятие звуков человеческой речи (фонематический слух).
2. Развитию зрительного внимания и памяти (необходимо, чтобы ребенок научился находить и показывать пальцем игрушку, картинку, соотносить их со словами-названиями, удерживать в памяти ряд предметных образов (игрушки, предметы, картинки).
3. Развитию пространственных представлений (сначала по подражанию логопеду, а затем по речевой инструкции ребенка учат располагать картинки в пространстве, складывать разрезные картинки).
4. Развитию сенсорной базы (цвет, форма, размер, количество).
5. Воспитанию у ребенка подражательности: подражательная моторика, сначала общая, затем ручная и артикуляторная.
6. Научению длительному управляемому ротовому неречевому выдоху с помощью упражнений: дутье на вату, пушинку, в бутылочку, в трубочку и т. д.
Успешное развитие понимания речи ребенка начинается с соотнесения слова и того, что оно означает, с того, что мы учим ребенка, понимать слово в определенной ситуации. Обычно это слова – существительные, затем глаголы, затем простые признаки, например большой и маленький. Желательно проводить занятия если не индивидуальные, то с небольшой группой детей, не более чем из 3 человек. Ведущая форма занятий – игровая.
Самая удобная и интересная игра – это прятки. Во время этой игры происходит многократное появление и исчезновение объекта. Например, игрушки с одновременным называнием. Все это помогает ребенку соотнести слово и предмет, члена семьи, домашнего любимца.
Коррекционная работа по развитию понимания речи детей подробно и поэтапно представлена в книге Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников».
Наряду с развитием импрессивной речи осуществляется обучение активной речи на материале звукоподражаний с опорой на соответствующие игрушки и картинки. Работа строится параллельно.
Эту работу я стою, опираясь на материал книг:
Нищевой Н. В. "Картотека методических рекомендаций для родителей дошкольников с алалией", Новиковской О. "Большой альбом по развитию речи для самых маленьких", Надеждиной В. «Альбом по развитию речи для самых маленьких», Закревской О. В. «Развивайся, малыш!» (система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста, Башинской Т. В., Пятница Т. В. «Как превратить
«неговорящего» ребенка в болтуна» (из опыта преодоления моторной алалии).
На этом этапе главное эмоционально заинтересовать ребенка!
Работа начинается:
- с вызывания и пропевания гласных звуков;
- вызывание междометий;
- вызывание и развитие звукоподражательных слов;
- ещё на уровне лепетных и звукоподражательных слов строится фраза;
- глаголы повелительного наклонения;
- построение простой двухсоставной фразы и употребление ее в речи.
Наши неговорящие детки участвуют во всех праздниках и утренниках, не пассивными слушателями, а полноценными участниками. Это стимулирует речевую уверенность, желание говорить. Даже пара слов, сказанная на утреннике, помогает ребёнку расправить плечи, у него появляется мотивация к речевым занятиям. Здесь качество звукопроизношения уступает цели выработки смелого речевого поведения, желания говорить!