Алина Бакалова
Дидактическое пособие «Сенсорная юбка-скатерть»
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребенка. Это возраст, когда все впервые, все только начинается – речь, игра, первые представления о себе, о других, о внешнем мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многое другое. Причем все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка, а требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности. То, что заложено в ребёнке в раннем и дошкольном возрасте, останется на всю жизнь.
Публикация «Дидактическое пособие „Сенсорная юбка-скатерть“» размещена в разделах
- Дидактические и сенсорные фартуки и юбки
- Дидактические игры
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Темочки
Важность этой темы в том, что в наше время большое значение приобретает проблема развития речи детей младшего дошкольного возраста, основой, которое является сенсорное воспитание.
Достижение пяти образовательных областях развития и образования детей представляется достижимым через применение различных способов и методов обучение и воспитания малышей. И в первую очередь через сенсорное развитие ребёнка. Одной из основных особенностей сенсорного развития у детей в раннем возрасте является применение методов прикладывания, сравнивания, сопоставление цвета, формы, величины.
Поэтому мы предлагаем, наряду с традиционными приёмами, использование методического пособия «Сенсорная юбка-скатерть» изготовленная своими руками, которое способствует и служит созданию условий для успешной адаптации ребёнка к условиям ДОУ, для проведения занятий, совместной, а также самостоятельной деятельности детей.
К юбке представлено краткое описание и поставлены задачи по её использованию:
1. Создание теплых и доверительных отношений между педагогом и ребёнком.
2. Развитие эмоционально-волевой сферы.
3. Развитие психических процессов у детей (восприятия, внимания, памяти).
4. Развитие творческих способностей, воображения, восприятия, связной речи.
5. Развитие познавательной и исследовательской активности.
6. Развитие мелкой моторики.
7. Активное развитие коммуникативных способностей.
Опираясь на эти задачи, мы создали данное пособие.
В работе с детьми эффективно использую методическое пособие «Сенсорная юбка», а принцип использования пособия такой : педагог, завлекает малышей необычным пособием, превращается в волшебную фею, которая предлагает поиграть с деталями сенсорной юбки. Между взрослым и ребёнком устанавливается зрительный и вербальный контакт, так необходимый для создания тёплых и доверительных отношений в период адаптации, занятий, совместной и самостоятельной деятельности.
Дети с интересом включаются в разнообразные игры, предложенные педагогом. Ребята манипулируют с деталями юбки, двигаясь от одной к другой. Помимо установления тёплых и доверительных отношений между педагогом и ребёнком в период адаптации, данное пособие способствует развитию ребенка во всех образовательных областях, это:
-физическое развитие (ребёнок развивает мышление, ловкость, восприятие);
-социально-коммуникативное (способствует развитию взаимодействия взрослого и ребенка);
-познавательное (развитие сенсорных эталонов);
-речевое (предпосылки к обогащению словарного запаса и грамматического строя речи);
-художественно-эстетическое (развитие творческих способностей, крупной и мелкой моторики).
В период адаптации юбка помогает детям отвлечься от переживаний, связанных с расставанием с близкими людьми. Между воспитателем и ребёнком налаживается зрительный и вербальный контакт. Яркая с множеством деталей юбка привлекает малышей и позволяет удерживать рядом сразу несколько человек. А еще юбка полезна для развития сенсорных эталонов и формирования навыков самообслуживания.
В 2022-2023 году наш детский сад №78 входил в Краевой инновационный комплекс по Хабаровскому краю. Я состою в творческой группе детского сада по наставничеству, активно принимала участие в разработке материалов, вела активную работу в данном направлении, разрабатываю дидактические пособия для молодых специалистов и студентов АмГПГУ, которые в дальнейшем внедряются в работу с детьми. И поэтому я получила благодарственное письмо от директора ИПиП.
Вывод: при развитии сенсорных способностей у детей 2-3 лет были сформированы следующие навыки и умения:
• Выделение нужного предмета из группы по форме, цвету, величине и другим характеристикам;
• Нахождение предмета, соответствующему образцу, из 4 различных;
• Сортировка предметов по различным характеристикам;
• Определение объекта по соответствующему цветовому пятну;
• Подбор предметов нужной формы или цвета при необходимости их использования в самостоятельной игре.
Еще много дидактических упражнений можно придумать. Вы увидите эффективность сенсорной юбки-скатерти и сможете дальше использовать ее и на занятиях в других возрастных группах. Родителей можно подключить к оформлению сенсорной юбки : со шнуровкой, молнией, пуговками, кнопками, липучками. Игры с сенсорной юбкой можно сопровождать стихами и потешками. Яркая, широкая юбка с разноцветными карманами, ленточками, игрушками собирает вокруг себя всех ребят.
Сенсорное развитие детей раннего младшего дошкольного возраста способствует не только совершенствованию систем восприятия окружающей действительности, но и формированию творческой, гармонично развитой личности. Данное пособие рекомендовано воспитателям ДОУ в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста.