Тома Асланова
Бизиборд «Ненецкий чум» как развивающая доска
Тема «Бизиборд «Ненецкий чум» как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста с использованием национально – регионального компонента»
Очень много уже сказано о безоговорочной пользе бизибордов в развитии детей младшего дошкольного возраста, об истории их создания и многообразии конструкций, доведенных в настоящий момент до совершенства с учетом гендерного воспитания, особенностей физического и интеллектуального развития, ФГОС и СанПин. И это изобретение действительно имеет огромное значение для активно развивающихся малышей.
Публикация «Бизиборд „Ненецкий чум“ как развивающая доска» размещена в разделах
- Бизиборд
- Ненецкий край. Ненецкий автономный округ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» август 2021
Бизиборд (busy board) – развивающая доска (стенд, модуль) со всевозможными кнопками, выключателями, крючками и прочими маленькими «опасностями», которые ребёнку трогать обычно запрещено – это не просто модное веяние. Это полезные игры на усидчивость, внимательность, умение концентрироваться, развитие мышления и мозговой активности.
Для дошкольников младшего возраста бизиборд помогает реализации таких целей, как познание мира через тактильные ощущения, развитие интереса к игровой деятельности, развитие мелкой моторики, речи и, как следствие, развитие логического мышления.
Организуя деятельность наших воспитанников, мы стремились найти что-то новое, нетрадиционное для занятий с ними, избежать формального игрового взаимодействия, активизировать желания и деятельность детей, активизировать на более продуктивное сотрудничество детей и взрослых. В связи с чем, возникла новая задача – сделать бизиборд более содержательным и интересным для использования. Так появилась идея развивающей доски «Ненецкий чум».
Обязательным элементом в реализации общеобразовательной программы является национально – региональный компонент. И, как в других образовательных областях, задача педагога создать развивающую предметно – пространственную среду для лучшего и более качественного восприятия окружающего мира, знакомства с родным краем, воспитания любви к своей малой Родине.
Конечно, одна доска никогда не сможет заменить целый комплекс подготовки к школе, но заложить важную основу в формировании знаний бизиборду «Ненецкий чум» вполне по силам.
Начиная работу по использованию пособия «Ненецкий чум», как средства всестороннего развития детей, мы учитывали требования к организации предметно-развивающей среды, указанные в программе «От рождения до школы», которая реализуется в нашем ДОУ. Исходя из них, мы определили, что бизиборд «Ненецкий чум» соответствует следующим принципам:
• Содержательно – насыщенный, развивающий (чем больше различных элементов будет закреплено на такой доске, тем более интересна она будет ребенку: различные застежки, молнии, липучки, кнопочки, съемные элементы, животные, растения и т. д.);
• доступный (пособие изготовлено с учётом возрастных особенностей и находится в свободном доступном месте, что доставляет детям радость, развивает у них интерес к изучению нового);
• безопасный (все поверхности мягкие тканевые, деревянные гладкие без острых углов, нет предметов, о которые можно пораниться);
• эстетически привлекательный (основной фон яркий, предметы разных форматов и цветов).
Кроме этого, развивающая доска «Ненецкий чум» служит предметом интеграции элементов всех образовательных областей развития ребёнка, отражё нных в ФГОС ДО: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно – эстетическое и является средством всестороннего развития его личности.
Занимаясь с бизибордом, дети не только знакомятся с бытовыми элементами, которые он встречает в своем ближайшем окружении, но и развивает определённые навыки :
• Развитие мелкой моторики кистей рук;
• Развитие координации движений;
• Развитие внимания, памяти;
• Развитие усидчивости;
• Развитие воображения (ребенок самостоятельно может придумать, как еще использовать ту или иную деталь);
• Развитие речи (при знакомстве с новыми словами, понятиями, произведениями, при обыгрывании ненецких сказок).
• Развитие познавательного интереса;
• Формирование словарного запаса;
• Формирование знаний о геометрических фигурах и цветах;
• Формирование волевых умений (не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения);
• Воспитание любви к родному краю, интереса к уникальности Ненецкого автономного округа.
Заниматься с развивающей доской «Ненецкий чум» можно до самой школы, тренируя навыки, которые пригодятся в быту, и развивая зоны мозга, отвечающие за речь.
Список возможных элементов для стандартного бизиборда весьма разнообразен : это дверные цепочки, крючки, петельки, пуговицы, замки (в том числе засовы, щеколды, задвижки, шпингалеты, фонарики и лампочки, выключатели и кнопки, дверной звонок, дисковый или кнопочный телефон, пульт, катушки и шнурки, молнии и пуговицы, циферблаты от часов, колёсики и шарики, поворотные тумблеры, рисунки и многое другое, но в нашем пособии «Ненецкий чум» элементы несут еще и тему национально – регионального компонента.
Нашей задачей было создать не просто развивающую доску для сенсорного и познавательного развития своих воспитанников, а привить интерес к родному краю, к истории, культуре и обычаям жителей Ненецкого автономного округа. Нам хотелось сделать подачу материала о коренных малочисленных народах Крайнего Севера новой, интересной и содержательной для детей, вызывающей желание взаимодействовать друг с другом, обыгрывать и, тем самым, закреплять полученные знания.
Бизиборд «Ненецкий чум» сделан своими руками из следующих материалов:
- мех искусственный и натуральный олений
- синтепон
- фетр
- дерево (основа из фанеры, колья чума – деревянные палочки для суши)
- молнии, застежки, липучки, кнопки
- фигурки животных, оленевода, предметов быта
- клей, нитки
Бизиборд «Ненецкий чум» знакомит детей с:
- ненецким национальным жилищем – чумом;
- внутренним убранством чума;
- названиями предметов обихода, одежды, быта;
- элементами декоративно – прикладного искусства (орнамент, узоры);
- традициями кочевых оленеводов;
- особенностями растительного и животного мира тундры в разные времена года.
Кроме того, «Ненецкий чум» вызывает желание обыгрывать сюжеты ненецких сказок «Три сына», «Кукушка», «Два брата и великан», «Два брата» https://skazkoved.ru/index.php?fid=1&sid=123.
Каковы же результаты моей работы? Конечно же – это знания и представления детей об истории Ненецкого автономного округа, особенностях жизни малочисленных народов Севера. Но главное – это неподдельный, активный интерес детей к родному краю, желание сделать его еще лучше и краше своими делами и поступками. Подводя итог, хочется отметить, что с использованием бизиборда «Ненецкий чум» у наших детей повышается желание взаимодействовать друг с другом, а общение и взаимодействие наполняются новым, актуальным и интересным содержанием.
Воспитатель Асланова Тамила Магомедшакировна
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Ненецкого автономного округа «Детский сад «Ромашка» (ГБДОУ НАО «Детский сад «Ромашка»)