Татьяна Мокина
Методические рекомендации «Ознакомление с произведениями художественной литературы во второй младшей группе»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая рекомендация. Ознакомление с произведениями художественной литературы во второй младшей группе.
«Ребёнок – не сосуд, который надо наполнить,
а светильник, который надо зажечь»
Н. Заболотский
Младших дошкольников приучают слушать сказки, рассказы, короткие стихотворения, воспитывают умение воспроизводить последовательность описанных в произведении событий с помощью 3-4 вопросов воспитателя, выразительно читать небольшие по объему стихотворения. Такие разнообразные формы работы над литературным произведением способствует более глубокому эмоциональному восприятию его детьми.
Публикация «Методические рекомендации „Ознакомление с произведениями художественной литературы во второй младшей группе“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
Известно, что использование различных средств наглядности помогает сконцентрировать внимание детей, включить их в активную деятельность. Вот почему занятия с младшими дошкольниками лучше начинать с демонстрации игрушек, предметов, иллюстраций. В тех случаях, когда показ нецелесообразен, детям сообщают, что познакомят их с новой интересной книжкой: сказкой (рассказом, стихотворением, называть жанр стихотворения обязательно.
Народные сказки воспитатель должен рассказывать. В беседах по прочитанному традиционен вопрос «Как называется новое произведение?» Воспитателю надо помнить, что маленький ребенок не всегда может дать точный ответ. Приемлемый для детей этого возраста следует считать ответы типа «рассказали сказку про петушка» : «Читали про Машу, она заблудилась в лесу, и про медведя» и т п Получив подобный ответ, педагог сообщает правильное название произведения и предлагает повторить его.
Воспитатель неоднократно возвращается к произведению, зачитывая (рассказывая) отрывки, наиболее ценные в информативном и языковом отношениях. Это помогает детям глубже прочувствовать содержание, художественное своеобразие произведения.
Задачи по развитию риторических умений и навыков:
Развивать устную речь. Умение высказываться сложноподчинёнными предложениями.
Побудить совершенствовать собственную речь, диалоговую и монологическую.
Формировать умение использовать звуковые средства выразительности собственной речи.
Развивать умения использовать интонационные средства выразительности речи при пересказе и чтении художественного произведения. Развитие умения передавать содержание произведения используя пространственную модель.
Развитие умения анализировать текст, его логику (определять вид текста, о ком, о чём говориться в произведении, и отношение к прочитанному.)
Развитие умения понимать основную мысль художестве6нного произведения.
Развивать действия наглядного моделирования.
Способствовать становлению когнитивных процессов. Наполнению их вербальным (знаковым) материалом, развитие знакового мышления.
Развивать эмоциональное восприятие окружающего мира.
Способствовать усвоению социальных норм поведения.
Методы и приёмы :
Игровая мотивация, посредством моделирования воображаемой ситуации. Перевод реального плана в условно- игровой, при помощи образно- символистических средств (волшебные бантики, превращения в героев произведений и т. д.)
Совместная игровая деятельность с детьми с использованием средств познавательных задач.
Обсуждение игровых действий, выбор способов действий, средств достижения результата.
Включение различных ориентировочных действий: обследование, сравнение, соотношение и т. д.
Положительная оценка результата, стимулирование на дальнейшую деятельность.
Эмоционально- образное стимулирование, побуждение к сопереживанию.
Создание ситуации «новизны»
Обращение к личному опыту детей, беседы, рассказывание.
Образец эмоционально- образной речи, выразительное чтение, рассказывание изучаемого произведения.
Вопросы, сравнения, обобщения.
Совместный рассказ, подсказ- напоминание.
Беседа о прочитанном, услышанном, закрепление целостности восприятия литературного произведения.
Закрепление приобретаемых знаний, умений и навыков в различных видах художественной деятельности.
Словесные указания, поощрения.
Словарная работа, направленная на обогащения словаря и введения новых слов в активную речь.
Объяснения, вопросы, создание и решение проблемных ситуаций, активизация мышления и воображения.
Демонстрация наглядного материала.
Подбор игр и упражнений, направленных на закрепление пройденного материала.
Оценка речевой деятельности. Планирование последующей работы.
Усложнение материала в зависимости от усвоения предыдущего. Введение различных игровых действий ведущих к усвоению нового материала.
Использование данных методов и приёмов одно из важнейших условий реализации моей работы.
Влияние художественной литературы на правильное отношение ребёнка к окружающей действительности целиком и полностью оправданно.
Именно через художественную литературу мы учим видеть детей красоту окружающего мира, знакомим с человеческими взаимоотношениями, учим выделять закономерности природных явлений, формируем основы базовой культуры личности, позитивное отношение к миру, любовь и интерес к художественной литературе, предоставляем равные возможности для творческой деятельности, способствуем полноценному развитию личности. Маленький ребёнок живёт по своим психическим законам, и познание окружающего мира, развитие речи, формирование мышления имеют специфические особенности.
Дошкольный возраст – это период, когда закладываются основы интеллекта, мышления, воображения, развиваются творческие способности. Происходит это не само собой, а под влиянием окружающей среды, развитием общения со взрослыми и сверстниками, развитием его чувственной сферы. Не случайно психологи называют дошкольный возраст сказочным, а активное творческое восприятие художественных произведений признаётся равным игре. Речь - один из ведущих компонентов психического и личностного развития ребёнка. В процессе развития речи у детей появляется интерес к звучащему красивому слову. Согласитесь, это не простая задача и самое трудное – сделать так, чтобы знакомство с художественной литературой стало интересным, увлекательным делом, ведь по принуждению никто ещё не становился лучше. Литературный материал оказывает очень большое влияние на развитие интеллекта, речи, позитивного отношения к миру.
1. Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений.
2. Бородич А. М. Методика развития речи детей. - М., 1981.
3. Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. – СПб., 2004.
4. Ф. А. Сохин. Развитие речи детей дошкольного возраста рассказыванию – М. ,1979г.
5 .В. В. Гербова. Занятия по развитию речи с детьми 3-4лет. М. ,1987г.
6. Гербова В. В., "Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского
сада".