наталия фефелова
Занятие-эксперимент «Удивительное яйцо»
Методическая разработка
занятия-эксперимента «Удивительное яйцо»
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Педагог собирает детей в круг для приветствия.
- Ребята, а вы знаете, кто такие ученые и чем они занимаются? (ответы детей)
- Для чего они проводят опыты?
- А вы хотите сами стать учеными и немного поэкспериментировать?
(дети садятся за столы)
2. Основная часть.
- Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, с чем мы будем сегодня проводить эксперименты.
Скорлупой окружено
Очень хрупкое оно.
Птички выходят из него,
Публикация «Занятие-эксперимент „Удивительное яйцо“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Яйцо. Опыты и эксперименты с яйцами
- Темочки
А называется.. . (яйцо)
- Все верно! Сегодня речь пойдет об яйце. А в какой сказке нам встречается этот предмет? Верно, в сказке «Курочка Ряба». Но сегодня мы расскажем эту сказку по-новому. Хотите? Тогда помогайте мне. (Дети договаривают слова).
Жили-были дед и баба, (вывешивается картинка) у них курочка Ряба жила (вывешивается картинка). Сначала она была маленьким (цыпленком, а потом выросла в большую (курицу).
-Но вот беда, яйца она совсем не несла. Однажды случилось маленькое чудо, Ряба снесла на крыльце (яйцо). Подняла его баба и говорит: «Смотри, дед, какое удивительное яйцо» (показать яйцо).
- Ребята, а почему оно удивительное? (ответы детей)
- А удивительное оно потому, что в нем, в таком маленьком, содержится много белков, витаминов и минеральных веществ, которые помогают нам расти сильными и здоровыми. Достаточно утром съесть на завтрак одно яйцо, чтобы почувствовать себя сытым.
- Бил дед яйцо - (не разбил, баба била - (не разбила).
- Бабушка от досады даже заплакала, не разбивается яйцо и все тут. Решила она пока пойти отдохнуть.
- А дед подумал: «Интересно, а это яйцо может плавать?»
- Как вы думаете, ребята, яйцо может плавать в воде или оно утонет? (ответы детей).
- А давайте мы это узнаем!
Опыт 1. У вас на столах два больших стакана с водой, стаканчик с солью и ложка. В один стакан мы добавляем соль и размешиваем её. Берем яйцо и сначала опускаем в стакан с несоленой водой. Что происходит? Яйцо утонуло.
Вывод: в несоленой воде яйцо тонет.
Теперь достаем ложкой яйцо и опускаем в соленую воду. Что случилось? В соленой воде яйцо всплывает.
Вывод: в соленой воде яйцо плавает.
А теперь, мы разбавим соленый раствор пресной водой, и видим, что яйцо плавает посередине.
Вывод: в несоленой воде – яйцо утонуло, в сильно соленой – плавает на поверхности, в слабо соленой – плавает посередине.
- Ребята, настоящие ученый всегда записывают результаты своиз опытов, мы тоже это сделаем.
Зарисовать опыт. Детям раздаются заготовки-картинки: три пустых стакана. Дети зарисовывают уровень воды, яйцо плавает, яйцо тонет, яйцо плавет посередине, подписывают соленая вода, несоленая вода, ставят стрелки.
Физкульминутка
Дружно встали на разминку
И назад сгибаем спинку.
Раз-два, раз-два, раз-два-три,
Да не упади, смотри. (Дети наклоняются назад, для страховки упираясь ладонями в поясницу.)
Наклоняемся вперёд.
Кто до пола достаёт?
Эту сложную работу
Тоже делаем по счёту. (Наклоны вперёд.)
- Пока дед яйцо топил, баба проснулась и говорит: «Давай посильнее постучим, может, разобьем это яйцо».
- Давайте тоже попробуем разбить яйцо и посмотрим, что находится внутри.
Опыт 2. У детей на столах глубокая тарелка, мелкая тарелка, ложка. Осторожно стучим по яйцу ложкой, оно не разбивается.
Вывод: яйцо покрыто скорлупой и она довольно прочная, от слабого удара не разбивается.
Потом стукнем об угол стола, разбиваем и выливаем в глубокую тарелку. А скорлупу кладем в мелкую. Смотрим из чего состоит яйцо внутри : густая прозрачная масса это - белок, из белка состоят все живые организмы, желтая серединка- желток, бывает желтого или оранжевого цвета. Сырое яйцо - жидкое. В руки мы его не возьмем.
А какая скорлупа? Она хрупкая, ломкая, тонкая. В скорлупе тоже много полезных веществ и люди используют ее как лекарственное средство, добавляя ее в мази, садоводы и огородники используют скорлупу как удобрение, а народные умельцы и вышивают на скорлупе, вырезают из нее очень красивые поделки.
- Этот опыт мы тоже зарисуем.
Зарисовать опыт. Детям раздаются заготовки – картинки : разбитое яйцо, нужно раскрасить желток и подписать части яйца.
Теперь дед устал и пошел отдыхать, а бабка задумалась: «Что бы такого с этим яйцом сделать?» Достала книгу с рецептами, стала искать, чтобы из яйца приготовить. И решила испечь безе. Это такое пирожное. Для его приготовления нужно белки яичные взбить с сахаром и запечь. Но вот отделить белки от желтков совсем не просто. Я знаю один секрет, и сейчас вам его покажу.
Опыт 3. У детей на столах разбитое яйцо в тарелке и маленькая пластиковая бутылка. Сдавливаем пластиковую бутылку. Подносим горлышко бутылки к желтку. Ослабеваем нажим на бутылку. Желток в бутылке, а белок остался в тарелке.
Физкультминутка.
Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (круговые движения тазом)
Ой, яичко уронила (покачали головой, наклонились)
Посмотрите-ка разбила. (показали)
-Проснулся дед, съел все пирожные и плачет. Почему? Да, зубы заболели…
- Ребята, что нужно делать, чтобы зубы не болели! (чистить). Сейчас я вам покажу, что может случиться с нашими зубами, если этого не делать.
Опыт 4 (рассказывает педагог и показывает результат опыта) : Я взяла куриное яйцо, и залила уксусом. Оставила на два дня. Скорлупа полностью растворилась. Яйцо осталось внутри белой плёночки, которая находится под скорлупой. Яйцо стало скользким и противным. Наши зубы покрыты эмалью, которая похожа на скорлупу яйца по составу, а бактерии, которые остаются на зубах после еды, выделяют вещество, похожее на уксус. И если плохо чистить зубы и не счищать все бактерии, то их ожидает та же участь, что и скорлупу яйца.
Решили дед и баба, что не надо яйцо топить и разбивать, а надо на него курочку Рябу посадить (вывешивается картинка). И тогда из него через три недели вылупится (цыпленок). (Вывешивается картинка).
3. Рефлексия.
-Ребята, вам понравилось наша новая сказка об удивительном яйце? Вы узнали что-то интересное?
Я приготовила вам по бумажному яичку. Если вам понравилось наше занятие, то сделайте его веселым, а если нет, то - грустным.
- До свидания.