Екатерина Галимова
Методическая разработка проекта «Эмоции со мной, с тобой, с нами»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение.
В наше время компьютерных и информационных технологий, когда с малых лет живое общение с людьми может заменяться электронной перепиской и другими видами опосредованной коммуникации, актуально не просто изучение эмоций, а понимание собственных чувств и эмоций, понимание эмоциональных состояний другого человека. «Овладение» этими эмоциями, в большей степени позволяет понять себя и построить эффективные межличностные отношения.
Публикация «Методическая разработка проекта „Эмоции со мной, с тобой, с нами“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции, настроение. Проекты, планы, недели
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Работы, посвященные проблеме развития, изучения, освоения, понимания эмоций, рассматриваются, в основном, с позиции происхождения эмоциональных явлений, в меньшей степени – в аспекте важного психологического фактора, способствующего гармоничному психическому и социальному развитию ребёнка. Именно этим актуальна данная методическая разработка, позволяющей глубже изучить и показать дошкольникам эмоциональную сторону человека, понимать свои чувства и эмоции.
Эмоции и эмоциональные состояния появляются у ребё нка практически с первых дней жизни: сначала это плач, крик, сообщающей матери о каком-то дискомфорте, далее – это искренняя и яркая улыбка ребёнка, когда он видит лицо мамы. По мере роста и развития «эмоциональный репертуар» расширяется, усложняется, пронизывает все стороны и аспекты жизни ребёнка.
Актуальность.
Учет психического состояния ребенка является одной из актуальнейших проблем современной образовательной практики, которая призвана обеспечить физическое и психическое здоровье подрастающего поколения, особенно в связи с тем, что школьниками становятся дети шести лет. Требуется не только профессиональная оценка психического состояния ребенка, но и создание соответствующих условий охраны и гигиены его нервной системы как во время пребывания в дошкольном учреждении, так и во время учебного процесса в начальной школе.
Обучать тому, как определить свое психофизическое состояние, необходимо начиная с детского возраста. Для этого и родители, и практический психолог, и воспитатель детского сада, и учитель начальной школы должны научиться четко, разграничивать личностные черты и особенности психического состояния ребенка.
Поскольку эмоциональное самочувствие детей в их ближайшем окружении не всегда благополучно. В такой ситуации межличностные отношения ребенка со сверстниками играют важную роль в его жизни. Для эффективного формирования эмоционального здоровья была составлена методическая разработка и представлена система работы педагога- психолога в детском саду «Вишенка» по данной теме.
Инновационные формы в работе педагога-психолога.
Работа по развитию эмоций проводится с внедрением инновационных технологий, и большая её часть написана с учетом современных взглядов дошкольников. Сегодняшние дети шагают в ногу со временем, а стандартные программы устарели. Чтобы заинтересовать дошкольника разрабатываются инновационные технологии.
В данной методической разработке «эмоции со мной, с тобой, с нами», используются следующие инновационные технологии:
1).Информационная технология – специальный способ, программные и технологические средства (кино-, аудио-, видео-средства, компьютеры). Метод обучения – презентационный метод.
2). Интерактивная технология—способ активизации деятельности субъектов в процессе взаимодействия. Метод обучения – презентационный метод, демонстрационный метод, работа в парах.
Практика показала, что при условии систематического использования в коррекционно-развивающем процессе мультимедийных презентаций и видеороликов в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста значительно повышается.
3). Игровая технология — совокупность методов и приемов организации педагогического процесса в виде конкретных игровых моделей. Метод обучения — разыгрывание ролей (ролевая игра, имитационная игра.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. В данной разработке мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностью выбора и удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации. Проигрывая сценки, этюды и ситуации из жизни дети осваивают коммуникативные функции, с помощью диалектики общения; функции самореализации. Игротерапевтическая функция используется для преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении и общении с окружающими. С помощью ролевых игр у ребенка формируется воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет ребенку включаться в коллективную деятельность и общение.
Объект изменений: дети дошкольного возраста
Предмет изменений: эмоциональная сфера у детей дошкольного возраста
Цель методической разработки :
-развивать эмоциональную сферу детей дошкольного возраста;
Задачи методической разработки :
-Познакомиться с эмоциями человека, осознать собственные эмоции и чувства, научиться распознавать эмоциональные реакции других людей и развивать умение адекватно выражать свои эмоции.
-Формировать навыки правильного реагирования родителей, воспитателей на различные эмоциональные проявления детей в практическом игровом тренинге.
-Профилактика неврозов и невротических реакций, нарушений поведения, профилактика школьной дезадаптации, Коррекция эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая самооценка).
Ожидаемый результат:
Уметь:
- выражать свое эмоциональное состояние вербально, мимикой;
-понимать свою индивидуальность, свой внешний и внутренний мир;
-понимать и описывать словесно свои желания и чувства;
-различать определённые эмоциональные состояния взрослых и детей, сравнивать эмоции;
-контролировать свои эмоциональные реакции;
-оценивать поступки и видеть достоинства и недостатки собственного поведения;
-разрешать конфликтные ситуации, находить компромиссные решения;
-оказывать помощь другим детям в трудной ситуации;
-изображать на рисунке своё внутреннее состояние.
Способы предоставления результатов:
1) наблюдение и близкие к нему методы (изучение биографии, беседа и т. п.)
2) специальные экспериментальные методы (моделирование определенных видов деятельности, ситуаций, методики и т. д.)
3) личностные опросники (методы, базирующиеся на самооценке)
4) проективные методы, тесты.
5) графические методики
Оценка результатов:
Дети научились выражать свое эмоциональное состояние вербально, мимикой, в рисунке, движениями; стали лучше понимать эмоциональное состояние других людей.
Основная часть
Методическая разработка рассчитана на : 6 занятий
Этапы реализации:
1этап. Аналитический.
На первом этапе осуществляется подбор методической литературы, наглядного материала и оборудования, с помощью методик и тестов мы получаем представление о ребенке и его внутреннем и эмоциональном мире. Проведение анкетирование родителей, педагогов. Разработка плана занятий с детьми, форм работы с педагогами и родителями.
Занятия проводятся с детьми старшей и подготовительной групп. Продолжительность занятий 25-30 минут. Проводятся 1 раз в неделю. Разработка плана занятий с детьми, форм работы с педагогами и родителями.
Методики для определения эмоционального состояния :
-Тест Тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, А. Амен)
Цель: Определить уровень тревожности ребенка. Методика предназначена для детей 4-7 лет. Степень тревожности свидетельствует об уровне эмоциональной приспособленности ребенка к социальным ситуациям.
-Методика «Лесенка» (В. Г. Шур. С. Г. Якобсон)
Цель: Выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.
- «Кактус» - Графическая методика М. А. Панфиловой.
Цель: выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.
-Тест «Страхи в домиках» (модификация М. А. Панфиловой)
Цель: Выявить количество страхов у детей и определить их характер.
-Проективный тест «Дом – Дерево - Человек» (разработан Дж. Буком).
По мнению Дж. Бука, каждый рисунок - это своеобразный автопортрет, детали которого имеют личностное значение.
Тест «В тридевятом царстве» - проективная методика исследования личности. Предназначена для оценки у детей способности испытывать эмоции тревоги и удовольствия. Предложена Т. Фагула в 1994 г. Испытуемому предъявляют 9 рисунков – сцен из мультфильмов и просит упорядочить их и составить рассказ.
2этап. Формирующий.
На данном этапе проводится цикл занятий и психологических тренингов по развитию эмоциональной сферы детей, игр и упражнений. Привлечение родителей к выполнению домашнего задания.
Стиль ведения занятий эмоциональный и непринуждённый. К каждому ребёнку необходимо находить индивидуальный подход, и учитывать его личностные особенности. В случае необходимости, выправить психологически неблагоприятную ситуацию. На занятиях регулярно использовать музыкальное, мультимедийное сопровождение, релаксационное, которое эффективно помогает снять мышечное и психоэмоциональное напряжение у воспитанников.
3этап. Завершающий.
На завершающем этапе проводится повторная диагностика и тестирование психических состояний, которая показывает динамику в работе с развитием эмоций, что в дальнейшем будет поспособствовать легкой адаптации детей к школе и умению проводить самоконтроль.
У детей в младшем школьном возрасте меняются жизненные идеалы, а также восприятие окружающего мира, увеличивается опыт, расширяется сфера общения.
Основные направления реализации:
• Проведение диагностики.
• Выявление уровня эмоционального состояния воспитанников.
• Разработать методические рекомендации.
• Разработать план занятий.
• Подобрать серию игр для детей.
• Использование релаксационных процедур.
• Обеспечить внутреннюю включенность каждого участника в действия.
• Изготовить дидактические пособия для занятий.
• Разработать и провести консультации и семинары для педагогов.
• Разработать и провести консультации для родителей.
• Разработать анкету для родителей.
Механизмы, средства и способы реализации:
• Проведение специально разработанных психологических занятий с детьми.
• Упражнения,
• психологические игры,
• этюды,
• решение проблемно-практических ситуаций,
• элементы арт-терапии,
• игры-драматизации,
• подвижные игры,
• чтение и анализ сказок,
• беседы,
• релаксация,
• мультфильмы,
• презентации,
• видеоролики и т. д.
• Наблюдение
• Анкетирование
• Тестирование
• Беседа