Ирина Пятаева
Методическая разработка «Взаимодействие детского сада и семьи по повышению воспитательных возможностей родителей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Санкт-Петербургское государственное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №15» Колпинского района Санкт-Петербурга»
Методическая разработка на тему
«Взаимодействие детского сада и семьи по повышению воспитательных возможностей родителей»
Воспитатель :
Пятаева И. В.
Колпино
2021
Содержание
1. Введение…. ….3
1.1 Актуальность…. 3
1.2 Цель…. 3
1.3 Целевая аудитория…. 3
Публикация «Методическая разработка „Взаимодействие детского сада и семьи по повышению воспитательных возможностей родителей“» размещена в разделах
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2021
2. Теоретические основы процесса взаимодействия воспитателя и родителей в образовательном процессе ДОУ….….…. 4
2.1Особенности организации взаимодействия ДОУ с семьями
воспитанников. 4
2.2 Формы взаимодействия в условиях пандемии COVID-19 …. …. 4
2.3 Коллективная форма взаимодействия…. ….….….4
2.4 Индивидуальная форма взаимодействия…. 5
2.5 Наглядная форма взаимодействия…. …. 6
3. Заключение. …. …6
4. Литература. …. …. 6
1. Введение
Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей».
Усиление воспитательной и образовательной функции дошкольного образовательного учреждения, а также изменения, происходящие в жизни общества, обуславливают необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия с семьями воспитанников. От совместной работы представителей ДОУ и родителей зависит дальнейшее развитие дошкольника. От качества работы ДОУ зависит уровень педагогической культуры родителей, а, исходя из этого, и уровень семейного воспитания детей.
1.1 Актуальной в настоящее время является проблема взаимодействия детского сада и семьи по повышению воспитательных возможностей родителей, так как семейное воспитание играет особую роль в дошкольный период развития ребенка - именно в этом возрасте происходит первоначальное становление личности.
Следовательно, важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет и важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.
1.2 Цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций :
-развитие интересов и потребностей ребенка;
-распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;
-поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;
-выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;
-понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.
1.3 Методическая разработка адресована воспитателям и специалистам ДОУ.
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ
Семья и детский сад — две важные структуры для ребенка, которые взаимосвязаны с собой. Задача детского сада — оказать педагогическую помощь, сделать так, чтобы семья помогала в воспитании ребенка.
2.1 Особенности организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников
Условия успешной работы с родителями- изучение социального состава родителей, уровня образования, социального благополучия, выявление семей группа риска; - дифференцированный подход к работе с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи; - целенаправленность, систематичность, плановость; - доброжелательность и открытость.
Выделяют три основные формы взаимодействия педагогов с родителями :
Коллективные — родительские собрания, конференции, консультации;
Индивидуальные — индивидуальные консультации, беседы;
Наглядные—папки-передвижки, стенды, дни открытых дверей.
2.2 Формы взаимодействия в условиях пандемии COVID-19 .
Выделяют три основные формы взаимодействия педагогов с родителями :
Коллективные — родительские собрания, конференции, консультации;
Индивидуальные — индивидуальные консультации, беседы;
Наглядные—папки-передвижки, стенды, дни открытых дверей.
2.3 Коллективная форма взаимодействия
В условиях пандемии COVID-19 жить и работать всем приходится по-новому. Всех участников образовательного процесса - родителей и детей, педагогов и специалистов ДОУ, коснулись эти изменения и каждый из нас вынужден приспосабливаться и находить возможности поддерживать привычный ритм жизни.
Педагогам приходится искать новые формы работы с родителями своих воспитанников. В своей работе с родителями в данной ситуации выгодно использовать персональные сайты, социальные сети Viber, WhatsApp и Вконтакте, где можно размещать интересную и полезную информацию, направленную на развитие и обучение детей в семье, а также памятки различной направленности. Данный вид взаимодействия позволяет без визуального контакта проконсультировать родителей, ответить на интересующие их вопросы.
Наиболее распространенными формами остаются родительские собрания и индивидуальные беседы. Не смотря на то, что традиционные родительские собрания запрещены, проводить их можно в режиме онлайн через различные приложения, которые можно скачать не только на компьютер, но так же на телефон, что дает возможность присутствовать всем участникам процесса. Наиболее популярные приложения ZOOM и Skype. Через эти приложения участники собрания имеют возможность не только слушать педагога, но и так же общаться, задавать свои вопросы.
Онлайн могут проходить не только родительские собрания, но так же и всевозможные мастер-классы для родителей и детей, тематические консультации, которые организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Они могут проводиться как воспитателями, тк и специалистами по общим и специальным вопросам, например, развитию музыкальности, физическому воспитанию ребенка. Приглашенные специалисты детского сада могут провести маленький урок, т. е. поделиться опытом по воспитанию и развитию детей, продемонстрируют свои достижения в той или иной области.
2.4 Индивидуальная форма взаимодействия
Преимущество такой формы работы с родителями состоит в том, что через изучение специфики семьи, беседы (консультации) с родителями (с каждым в отдельности, наблюдение за общением родителей с детьми, как в группе, так и дома, педагоги намечают конкретные пути совместного взаимодействия с ребенком.
В современных условиях роль индивидуальных форм существенно возросла, и в реальности они становятся более востребованными со стороны родителей. Эффективность их высока, если удалось найти с каждым родителем индивидуальный стиль взаимоотношений.
Цель индивидуальной формы работы — обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность — активное участие и воспитателя и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога. Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника.
2.5 Наглядная форма взаимодействия
Невозможно представить детский сад без красиво и оригинально оформленного родительского уголка. В нем размещается полезная для родителей и детей информация : распорядок дня, расписание занятий, ежедневное меню, полезные статьи и справочные материалы для родителей по развитию и воспитания детей.
Еще один из способов коммуникации с родителями в детском саду – это памятки (несложные, доступные советы родителям по правилам поведения в детском садике и проверенные рекомендации по воспитанию и развитию детей). Наличие памяток позволяет построить беседу педагога с родителем по определенной проблеме, выбрать нужное направление в работе с конкретной семьей, дать родителям мини-пособие по проблемам воспитания и обучения.
Та же в детский дошкольных учреждениях проходят выставки, вернисажи детских работ. Их цель – продемонстрировать результаты индивидуальной и совместной деятельности детей, родителей и педагогов. Они воспитывают интерес к окружающему миру, развивают креативные способности, а также:
• укрепляют связь дошкольного учреждения с семьёй;
• побуждают родителей к совместной деятельности с детьми и объединяют их в творческую команду;
• стимулируют детей к применению полученных умений и навыков в продуктивной деятельности;
3. Заключение
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Это возможно только благодаря объединению сил и сотрудничеству. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.
4. Источники и литература:
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.
2. Я – компетентный родитель. Программа работы с родителями дошкольников / Под. ред. Л. В. Коломийченко. – М. ТЦ Сфера, 2013 -128 с.
3. Социальная сеть работников образования nsportal.ru
4. Международный образовательный портал maam.ru
5. Журнал «Ребенок в детском саду» № 5 Миленко В., Бутырина Н., Лысенко Г. Учимся работать с родителями с. 2.
6. журнал «Управление ДОУ» № 5 Лукина Л. И. Работа с родителями в дошкольном образовательном учреждении с. 40.