Андреева Светлана
Методическая разработка «Волшебный поясок»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Почемучка – двигатель прогресса.
Он взрослых изводил вопросом “Почему?”
Его прозвали “Маленький философ”.
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с той поры он больше никому
Не задает вопроса “Почему?”
Дети – маленькие исследователи окружающего мира. Они получают нужную информацию благодаря своим органам чувств. А все увиденное и услышанное остро нуждается в объяснении, подтверждении или отрицании.
Вопрос – показатель самостоятельности мышления.
Публикация «Методическая разработка „Волшебный поясок“» размещена в разделах
«Волшебный поясок» учит детей задавать «сильные» вопросы, чтобы из ответов получить исчерпывающую информацию о предмете,
и попутно развивает другие интеллектуальные умения: видеть проблему, выдвигать гипотезу, давать определения, делать выводы, доказывать и защищать идеи.
«Волшебный поясок» принесет детям удовольствие от заманчивого, немного таинственного игрового действия – «угадай», от радости думать самостоятельно (редкий вид радости, от азарта коллективной игры, от результативности, от успешности.
А взрослые подумают не только о пользе обучения (что само по себе очень важно, но и сами с азартом поиграют.
Игры с «Волшебным пояском».
Состав игры
1. Игровое поле-пояс с десятью кармашками для информации (рис. 1)
2. Наборы тематических карточек по лексическим темам.
3. Две метки (прищепки, выполняющие функции для сужения поиска.
3. Фишки.
Цели: развитие связной речи и интеллектуальных умений.
• Наблюдать;
• Видеть проблему;
• Формулировать вопросы (восполнение недостатка информации);
• Выдвигать гипотезу;
• Давать определение понятиям;
• Сравнивать;
• Структурировать;
• Классифицировать;
• Наблюдать;
• Делать выводы;
• Доказывать и защищать идеи;
Этот метод дает возможность научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли.
В игре с «волшебным пояском» может принимать участие группа детей. Также интересно проходит игра в парах. Ведущим может быть как взрослый, так и ребенок. Интересно проходит игра в парах «Учитель-Ученик», со сменной функцией.
Поясок может висеть на стене, его можно прикрепить к доске или положить на столе, еще он может выполнять свою функцию – опоясывать одежду ведущего.
В зависимости от возраста детей (4-8 лет, особенностей их внимания в «поясок» можно вкладывать 6,8,10 картинок.
Игра: «Да-Нетка» : от простого, к сложному.
Цель: Развитие связной речи и интеллектуальных умений. Самостоятельное структурирование информации, отбрасывание лишних параметров, или сужение поля поиска.
Дополнительное правило: поясок можно делить меткой (прищепкой) на 2 части, сужая поле поиска и облегчая поиск задуманного предмета. Например, вопрос - «Картинка находится слева от метки?» (рис. 2)
Выделяют 2 разновидности этой игры по типу задаваемых вопросов:
1. спрашивать, ориентируясь на положение загаданного объекта в «пояске».
2. классифицирование объекта по его признакам.
Ход игры:
В пояс вкладываются картинки по лексической теме. Ведущий дает задание: найти загаданный объект.
1. Отгадывающий игрок должен задавать вопросы по его поиску, не перечисляя названия объектов, а сужая поле поиска, отсекая часть пространства.
Переводя на простой язык, правило игры звучит: «Найди серединку, убери половинку» ( где находится предмет по отношению к другому предмету: справа, слева, по середине и т. д.)
На вопросы можно отвечать словами: «Да», «Нет», «И да, и нет» (то есть, объект угадан, «Это не существенно» (если в данном направлении поиск бесполезен).Чем меньше вопросов будет задано до отгадки – тем больше игроки молодцы)
Благодаря этой игре можно:
• выучить порядковый счет, буквы, дни недели, месяцы,
• научить ориентироваться в пространстве,
• расширить словарь,
• научить задавать вопросы.
2. Классифицирование объекта по признакам.
Прежде чем непосредственно задавать вопросы и угадывать какой-либо объект, нужно провести подготовительную работу с ребенком. Цель ее уточнить текущие знания о предметах: какие относятся к живой природе (дышат, двигаются, питаются, размножаются, какие к неживой природе (часть природы, но не обладают всеми свойствами живых, какие к рукотворному миру (изобретенные людьми).
Когда информационный фонд накоплен, можно смело приступать к игре.
Основные правила у нее такие же, как и у пространственной разновидности. Найти ответ, сужая поле поиска, задав наименьшее количество вопросов. Задавать вопросы помогают признаки, которыми обладает объект:
• цвет,
• форма,
• размер,
• его части и месторасположение,
• звук,
• запах,
• вкус,
• температура,
• влажность,
• материал,
• способность двигаться или выполняемое действие,
• то, как может изменяться во времени.
За каждый отгаданный предмет игроку вручается награда (фишка). Выигрывает тот, кто наберет больше всего наград.
Главный показатель того, что всему научили правильно – это когда дети играют в «Да-Нет» друг с другом.
Игра «Сколько».
Цель: Развитие связной речи и интеллектуальных умений.
Ход игры:
В пояс вкладываются картинки по лексической теме. Ведущий дает задание: Придумываем как можно больше вопросов, начинающихся со слова “Сколько”. Например: “Сколько на столе животных?”, “Сколько хищных?”, “Сколько всего ножек у мебели?”, “Сколько сидячих мест?”, и др.
За каждый придуманный вопрос игроку вручается награда (фишка). Выигрывает тот, кто наберет больше всего наград.
Игра: «Молчанка».
Цель: Развитие связной речи и интеллектуальных умений.
Ход игры:
В пояс вкладываются картинки по лексической теме. Ведущий дает задание: найти загаданный объект.
В этой игре также угадываем задуманный предмет, но играем молча, используя невербальные формы общения (жесты, мимику) или показываем предмет с помощью пантомимы. И вопрос, и ответ – молча.
Количество картинок на столе можно сократить. В пояске может быть 3-5 картинок.
За каждый отгаданный предмет игроку вручается награда (фишка). Выигрывает тот, кто наберет больше всего наград.
Игра: «Чем больше, тем лучше».
Цель: Развитие связной речи и интеллектуальных умений.
Ход игры:
На стол выкладывается только одна картинка. Ведущий дает задание:
Игроки должны придумать множество вопросов к этому изображению. Выигрывает тот, кто задал больше всех вопросов к картинке.
Игра: «Окрошка».
Цель: Развитие связной речи и интеллектуальных умений.
Ход игры:
В пояс вкладываются картинки различной тематики: грибы, животные, транспорт. Ведущий дает задание: найти загаданный объект.
Тогда вопросы могут звучать так:
- Это гриб? – Нет.
- Это транспорт? – Да.
Затем уточняющие вопросы:
- Это наземный транспорт? – Да.
- Он перевозит грузы (специализация? – Да.
- Это – грузовая машина!
За каждый отгаданный предмет игроку вручается награда (фишка). Выигрывает тот, кто наберет больше всего наград.
Игра: «Угадай по части» (по подсистеме).
Цель: Развитие связной речи и интеллектуальных умений.
Ход игры:
В пояс вкладываются картинки по лексической теме. Ведущий дает задание: найти загаданный объект.
Пример вопроса:
- У этого предмета есть руль? – Да.
Ребенок догадывается, что речь идет о транспорте.
Или:
- У него есть шапочка? – Да.
- Это – гриб!
За каждый отгаданный предмет игроку вручается награда (фишка). Выигрывает тот, кто наберет больше всего наград.
Игра: «Угадай по функции».
Цель: Развитие связной речи и интеллектуальных умений.
Ход игры:
В пояс вкладываются картинки по лексической теме. Ведущий дает задание: найти загаданный объект.
В этой игре можно задавать только такие вопросы, которые обозначают, что делают с предметом или что предмет делает. Например:
- Его можно есть? – Нет.
- На нем можно ездить? – Да.
- Можно перевозить грузы? – Да.
- Это – грузовая машина!
За каждый отгаданный предмет игроку вручается награда (фишка). Выигрывает тот, кто наберет больше всего наград.
Игра: «Кто где живет?»
Цель: Развитие связной речи и интеллектуальных умений.
Ход игры:
В пояс вкладываются картинки как по одной лексической теме, так и разной тематике. Ведущий дает задание: найти загаданный объект.
В этой игре можно задавать вопросы, помогающие угадать предмет по надсистеме:
- Этот предмет живет в лесу?
- Его дом – аэродром?
А затем уточняющие вопросы, сужающие поле поиска:
- Это животное?
- Это самолет?
За каждый отгаданный предмет игроку вручается награда (фишка). Выигрывает тот, кто наберет больше всего наград.
Игра: «Шестерка слуг».
Цель: Развитие связной речи и интеллектуальных умений.
Ход игры:
Есть у меня шестерка слуг,
Проворных, удалых,
И все, что вижу я вокруг,
Все знаю я от них,
Они по зову моему являются в нужде,
Зовут их Как и Почему, Кто, Что,
Когда и Где.
(С. Маршак)
В пояс вкладываются картинки как по одной лексической теме, так и разной тематике.
В этой игре выигрывает тот, кто, рассматривая поясок с картинками, сумеет придумать как можно больше вопросов, начинающихся со слов : “Как”, “Почему”, “Кто”, “Что”, “Когда” и “Где”.
За каждый вопрос – фишка.
Это достаточно азартная игра и ее хорошо использовать на различного рода КВН. Для проведения игры лучше разделится на команды.
Игра: «Угадай с трех раз».
Цель: Развитие связной речи и интеллектуальных умений.
Ход игры:
В пояс вкладываются картинки различной тематики: деревья, животные, транспорт и тд. Ведущий дает задание: найти загаданный объект.
В этой игре можно задавать только три вопроса (три попытки).
Можно конкретно называть предмет.
- Это еж?
- Это самолет?
- Это дуб?
За каждый отгаданный предмет игроку вручается награда (фишка). Выигрывает тот, кто наберет больше всего наград.
Игра: «Смешилки».
Цель: Развитие связной речи и интеллектуальных умений.
Ход игры:
Предлагаем два варианта игры:
1. Ведущий в произвольном порядке раскладывает картинки в «пояске». Дети называют любые четыре числа (от 1 до 10).Например, 2,5,6,8.
Необходимо договориться с участниками:
-первое число (2)- Кто,
-второе число (5) –С кем,
-третье число (6)- На чем полетели,
- четвертое число (8)- В какую сторону.
Усложнение в игре: ответить полным ответом сразу на все вопросы.
2. Игра: «Сообщение в газете».
Для этого необходимо пронумеровать кармашки в «пояске» (рис. 3)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Получаем удивительное сообщение в газете. Можно предложить детям прокомментировать и проиллюстрировать эту новость.
За самое смешное сообщение игроку вручается награда (фишка). Выигрывает тот, кто наберет больше всего наград.
Игра: «Что изменилось?».
Цель: Развитие связной речи и интеллектуальных умений.
Ход игры:
Дети рассматривают поясок (1-2 минуты, а затем, по сигналу ведущего закрывают глаза. Ведущий меняет местами 2 картинки-1 пару.
Усложнение в игре: заменить 2 пары и тд.
По сигналу ведущего, открыв глаза, дети рассказывают, что изменилось.
За правильный ответ игроку вручается - фишка.
Игра: «Чего не стало?».
Цель: Развитие связной речи и интеллектуальных умений.
Ход игры:
Организация игры такая, как в предыдущей. Дети рассматривают поясок (1-2 минуты, а затем, по сигналу ведущего закрывают глаза. Когда дети закрывают глаза, ведущий вынимает из «пояска» картинку, закрывает или прячет ее. Дети должны угадать, какой именно картинки не стало.
Усложнение в игре: в дальнейшем можно вынимать 2-5 картинок.
За правильный ответ игроку вручается - фишка.
Игра: «Вертушка или Ходячая реклама».
Цель: Развитие связной речи и интеллектуальных умений.
Ход игры:
Дети встают в круг. Ведущий завязывает «поясок» с картинками вокруг своей талии и встает в центр круга. Несколько раз медленно поворачивается, затем быстро снимает «поясок» и переворачивает его.
Выигрывает тот, кто запомнит больше картинок.