Бережко Алла
Конспект урока литературы в 9 классе «Слово о полку Игореве» — крупнейший памятник мирового средневековья»
▼ Скачать + Заказать документы
Донецкая Народная Республика
МОУ «Новоазовская школа №3»
администрации Новоазовского района
Методическая разработка
урока литературы в 9 классе
"Слово о полку Игореве. "- крупнейший памятник мирового
средневековья
учитель русского языка и литературы
Бережко Алла Дмитриевна
2021 г.
Аннотация темы
Публикация «Конспект урока литературы в 9 классе „Слово о полку Игореве“ — крупнейший памятник мирового средневековья“» размещена в разделах
- Крупы. Поделки из круп
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Литература. Уроки литературы
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Средняя школа, 9 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Тема урока - «Слово о полку Игореве» – крупнейший памятник мирового средневековья». Урок относится к типу «усвоение новых знаний». Материал данной темы является благодатным для проблемно-поискового метода работы с текстом литературного произведения, в процессе которого обучающиеся развивают исследовательские навыки, учатся ставить цели, выдвигать проблему, приобретают умения анализировать текст.
Для достижения цели и задач урока используется видеоролик, отрывок из оперы «Князь Игорь», иллюстрации художников-графиков В. Фаворского и Д. Бисти, интерактивная панорама «Православный храм», что помогает «погружению» в тему.
Урок посвящен анализу и интерпретации древнерусского текста. Учитель корректирует и уточняет цель урока, определенную обучающимися, формирует навыки литературоведческого и лингвостилистического анализа текста. Ученики высказывают свою точку зрения, учатся её аргументировать, делать выводы на основе прочитанного текста и художественных образов «Слова…»
Цели и задачи урока с учетом формируемых компетенций обучающихся:
Цели:
учебные: определить уникальность «Слова…» через жанровое и композиционное своеобразие древнерусской памятки как артефакта мирового средневековья;
проанализировать композицию, поэтический язык «Слова…» в единстве содержания и формы;
-формировать компетенции критического мышления: умение ориентироваться в первоисточнике и его поэтических переложениях; анализировать содержание текста, сравнивать, оценивать, делать выводы, обобщать, соединять словесные и зрительные образы;
коммуникативного мышления: давать монологические ответы, формировать навыки ведения дискуссии
социально-личностную компетенцию - воспитывать патриотизм, приобщать к произведениям искусства.
образовательные:
- расширить кругозор учащихся, способствовать развитию эстетического воспитания и чувства патриотизма;
воспитательные:
- раскрыть воплощение идеи «Слова о полку Игореве» - единение Руси перед угрозой нашествия- в живописи и музыке.
метапредметные:
- формировать умения и навыки различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания;
- повышать мотивации учения, получения новых знаний;
- создавать благоприятный микроклимат на уроке;
-формирование и развитие новых способов творческого самовыражения обучающихся.
Задачи урока :
обучающие:
- сформировать у учащихся основные представления об истории создания величайшего памятника Древней Руси;
-определить особенности композиции. Стиля и поэтики «Слова…»
развивающие:
-развивать навыки лингвостилистического анализа произведения;
-развивать навыки выразительного чтения художественного текста;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к памятникам древнерусской литературы;
-формировать мировоззрение патриота и гражданина.
Описание обучающихся – целевая аудитория - обучающиеся 9 класса общеобразовательной школы. Возраст -15-16 лет, уровень владения русским языком - свободный.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают содержание «Слова о полку Игореве», комментируют отрывки, содержащие описание похода князя Игоря, определяют проблемы, поднятые автором в произведении.
Форма проведения: урок-исследование
Используемые образовательные технологии: технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, текстоцентрическая технология.
Описание методической разработки:
Методическая разработка представляет собой план-конспект урока с использованием электронных образовательных ресурсов. Приведем план урока с хронометражем учебного времени:
I.Организационный этап - 1 мин.
II. Этап актуализации опорных знаний - 10 мин.
1. Дифференцированная проверка домашнего задания «Периодизация древнерусской литературы» :
-устный ответ и его рецензия (2 обучающихся)
-метод «неожиданных вопросов» (фронтально)
- метод письменного ответа (индивидуально)
2. Подготовка к определению темы урока и целеполаганию. Работа с эпиграфом.
«Слово о полку Игореве» возвышается
уединенным памятником в пустыне нашей
древней словесности.
А. С. Пушкин
III. Этап «точка удивления» - 5 мин:
1. Постановка проблемного вопроса «Почему А. С. Пушкин назвал «Слово…» именно уединенным памятником словесности?» Ответ на этот вопрос в ходе урока позволит учащимся самим сформулировать его тему.
2. Целеполагание.
IV. Информационно-аналитический этап - 10 мин.
1. Жанровое и композиционное своеобразие «Слова…» (работа с учебником)
2. Беседа, комментированное чтение отрывков
3. Демонстрация отрывка из оперы А. П. Бородина «Князь Игорь» («Ни сна, ни отдыха…»)
V.Аналитико-сопоставительный этап - 5 мин;
1. Отрывки из поэтических переложений «Слова…» и их сопоставление с первоисточником (работа в малых группах)
Слово учителя :
На уроке мы анализировали памятку древнерусской литературы, знаем летописную основу произведения, определили его
тему – неудачный поход князя Игоря на половцев в 1185г.
идею- единение Руси перед угрозой нашествия половецких орд,
анализировали текст, находили метафоры и эпитеты. А теперь давайте «оживим» для себя это произведение и на минуту перенесемся почти на 1800 лет назад, на берега Дона и Донца, в половецкие степи – так когда-то называлось Придонье и Приазовье - наши родные места.
(просмотр ролика – «черно-белая» часть)
Обратили внимание на иллюстрации - это гравюры известных художников Владимира Фаврского и Дмитрия Бисти к «Слову….»?
В какой гамме они выполнены?
Но ведь жизнь людей, как сейчас, так и тогда не бывает бесцветной, давайте же «оживим» для себя эту памятку.
Какие выбрать карандаши? – вам помогут сами герои «Слова…» Ярославна и князь Игорь.
(звучат отрывки в поэтическом переложении Николая Заболоцкого)
Слушайте, думайте…
Кто готов рисовать и объяснять свой выбор?
Синий - небо, река
Красный - стяги и лучи солнца
Черный - затмение, предвестник беды
Белый - облака
Зеленый- степь в мае
Сравните: «Символика цвета в «Слове…» :
Красный- цвет крови и мучений, но в то же время цвет победы жизни над смертью;
Синий- цвет неба, вечности;
Зелёный-цвет юности, надежды, обновления;
Черный- цвет зла и смерти;
Белый- символ жизни, побеждающей смерть и зло
(просмотр видеоролика до конца)
Картины степи, почему они появились в данном видеоролике?
VI. Оценочно-рефлексивный этап - 10 мин.
1. Создание эссе (см. Приложение 1)
3. Оценивание
4. Инструктаж к выполнению дифференцированного домашнего задания:
1. Выписать цитаты к образу князей Игоря и Всеволода (по вариантам);
2. Подготовить анализ отрывка «Золотое слово» Святослава»;
3. Написать сочинение-миниатюру «Звуки природы в «Слове…»
Приложение 1
Составляем эссе
(шаблон)
1. Послушайте___ о неповторимой памятке.
2. «Слово о полку Игореве»- это.
3. Природа в «Слове…».
4. Палитра древнерусского текста- преобладание___цветов.
5. Их символика передает.
6. Любимые образы поэмы.
7. Для меня «Слово о полку Игореве»- это проникновенные строки о.
Литература
1. Лихачев Д. С. Великое наследие. // Москва 1975, 21с.
2. Лихачёв Д. С. «Слово о полку Игореве» – героический пролог русской литературы. // М. Художественная литература 1967. 23.
3. Мифы народов мира – Мифы народов мира: Энциклопедия. М 1980, 1982. Т. 1–2.
Используемые информационные технологии, включая ресурсы портала «Образование на русском» :
https://pushkininstitute.ru/. : https://ls.pushkininstitute.ru/storage/moduleload.html?id=pan_fer_mon_1
https://www.youtube.com/watch?v=B4Bdi6HmUzY
i-opera-a-p-borodina-knyaz-igor.html
https://www.youtube.com/watch?v=aE2y69WPdEM- собственный ресурс
мини- презентация в программе Power Point «Краски «Слова о полку
Игореве»