Папки-передвижки

Взаимодействие педагога-психолога с воспитателями и родителями по формированию психических процессов у дошкольников

Мария Аникина
Взаимодействие педагога-психолога с воспитателями и родителями по формированию психических процессов у дошкольников

1. Пояснительная записка.

Обоснование актуальности

Ни для кого не секрет, что в наше время темп жизни становиться всё быстрее и быстрее. Времени катастрофически не хватает, и как это не прискорбно осознавать всё меньше времени в семье уделяется воспитанию и развитию детей. Родители сетуют на нехватку времени, сильную занятость и конечно усталость. Но в то же время все мы понимаем, что если с ребенком не занимаются дома, все те знания что дают педагоги в дошкольном учреждении не сформируются в должном объеме. И конечно такого ребенка ждет очень много сложностей на пути его становления и развития.

Публикация «Взаимодействие педагога-психолога с воспитателями и родителями по формированию психических процессов у дошкольников» размещена в разделах

Развитие основных психических процессов в раннем дошкольной возрасте, это одна из приоритетных задач, так как качественные преобразования, которые претерпевает ребенок за первые три года, столь значительны, что некоторые психологи, размышляя о том, где же середина пути психического развития человека от момента рождения до зрелого возраста, относят ее к трем годам. Многочисленные исследования показали, что трехлетний ребенок психологически входит в мир постоянных вещей, умеет употреблять многие предметы обихода и испытывает ценностное отношение к предметному миру. Он способен к самообслуживанию, умеет вступать во взаимоотношения с окружающими людьми. Он общается со взрослыми и детьми при помощи речи, выполняет элементарные правила поведения.

В отношениях со взрослыми ребенок проявляет выраженную подражательность, что является простейшей формой идентификации. Идентификационные отношения ребенка со взрослым и взрослого с ребенком готовят малыша к эмоциональной причастности к другому, к людям. На фоне идентификации у ребенка появляется так называемое чувство доверия к людям (чувство базового доверия, Э. Эриксон, а также так называемая готовность к присвоению материальной, психической и духовной культуры.

Невозможно переоценить роль семьи и родителей в развитии ребенка. Наша задача как педагогов донести информацию о том, что основными достижениями раннего дошкольного детства, являются: овладение телом, овладение речью, развитие предметной деятельности. Эти достижения проявляются: в телесной активности, координированности движений и действий, прямохождении, в развитии соотносящих и орудийных действий; в бурном развитии речи, в развитии способности к замещению, символическим действиям и использованию знаков; в развитии наглядно-действенного, на­глядно-образного и знакового мышления, в развитии воображения и памяти; в чувствовании себя источником воображения и воли, в выделении своего «Я» и в появлении так называемого чувства личности. Необходимо напоминать, что общая сензитивность к развитию осуществляется за счет неудержимости онтогенетического потенциала к развитию, а также психологического вхождения ребенка в социальное пространство человеческих отношений, где происходят развитие и становление потребности в положительных эмоциях и потребности быть признанным.

Таки образом, передача знаний об этих особенностях детей младшего дошкольного возраста помогут родителям осознанно подойти к проблеме развития и воспитания своих детей. И на равнее с педагогами, поможет становлению его личности.

Актуальность данной темы заключается в следующем:

• Определение эффективного средства взаимодействия всех участников педагогического процесса по формированию и развитию основных психических процессов и мелкой моторики руки воспитанников.

• Реализация социального партнерства, путем разработки и осуществления просветительской работы, внедрение данного инновационного элемента в взаимодействие педагогов и родителей.

• Удовлетворение потребности городского образования – в обеспечении формирования основных психических процессов и развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста;

• Организация практической формы работы педагогов с родителями на основе ФГОС.

Цель:

Целью данной работы является просвещение родителей в сфере игр и упражнений, с помощью которых они могут, в домашних условиях, закреплять развитие психических процессов своих детей.

Задачи:

• Познакомить родителей с играми на каждый из психических процессов и развитие мелкой моторики руки.

• Сделать данное знакомство регулярным и доступным.

• Разработать набор игр наиболее простой и доступный для применения в домашних условиях.

• Помочь родителям закреплять формирование и развитие основных психических процессов и мелкой моторики руки, в домашних условиях.

Формы и методы работы :

Работа состояла из передачи информации родителям по нескольким блокам, а так же параллельно велась работа с детьми по формированию и развитию основных психических процессов. Данные блоки разделялись по месяцам, в нем представлены темы, формы работы, и результаты которые мы стремились реализовать.

В контексте годового плана была разработана последовательность следующего характера:

- в начале года запланирована первая встреча с родителями. Она представляет собой родительское собрание и стендовая информационная работа.

- в последующее время, каждый месяц посвящался одному из основных психических процессов. Работа представлена так же в виде стендовой информации но, подкрепленной постоянной консультативной работой воспитателей и педагога-психолога, с добавлением выносного материала такие как – листовки и буклеты. Макет информационной среды. А так же по каждому психическому процессу представлена подборка игр, способствующая развитию ребенка - в середине года (январь) проводиться на базе планового мероприятия по встрече с родителями проводиться консультативная беседа по возникшим вопросам нашей работы.

- в конце года проводятся две встречи по консультативной работе о взаимосвязи развития психических процессов в комплексе, а так же важности игр в данном возрастном периоде. И заключительная встреча знаменуется праздником и подведением результатов: проводиться анкетирование родителей по усвоению материала представленного им в течение года. А так же проговариваются достижения детей по развитию основных психических процессов.

Таким образом, просвещение родителей представляется ценным с точки зрения устранения информационной компетентности и для более качественного формирования и развития основных психических процессов детей младшего дошкольного возраста.

Адресат.

Родители воспитанников.

Форма организации работы с родителями.

Работа строится в форме ежемесячных встречах. В начале, середине и в конце это родительские собрания, а в остальное время стендовая и консультативная работа с родителями. Родителям представляются выносные материалы, с помощью которых они простраивают свою работу с детьми в домашних условиях.

В течение года проводиться работа с детьми (Приложение 3) по формированию основных психических процессов.

Ожидаемые результаты.

В результате коррекционной работы ожидается, что:

• повысится доля просвещенных родителей способных осознанно подойти к проблеме развития и воспитания своих детей;

• повысится доля детей с высокими показателями развитости основных психических процессов.

Повысится доля просвещенных родителей способных осознанно подойти к проблеме развития и воспитания своих детей Знание возрастных особенностей и игр на развитие детей. Анкетирование родителей по итогам года.

Повысится доля детей с высокими показателями развитости основных психических процессов

Повышение показателей развитости у детей основных психических процессов.

4. Литература

1. Аверин В. А. Психология детей и подростков. - С-Пб, 1998.

2. Акимова М. Н. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. – М., Знание, 1992.

3. Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. – М., 1974.

4. Гамезо М. В., Герасимова В. С., Горелова Г. Г., Орлова Л. М. Возрастная психология (Личность от молодости до старости) : Учебное пособие. - М., 1988.

5. Гоноблин Ф. Н. Внимание и его воспитание. – М., 1972.

6. Добрынин Н. Ф. Произвольное и непроизвольное внимание. /Учёные записки МГПИ им. В. И. Ленина. – М., 1958.

7. Ермолаев О. Ю., Марютина Т. М., Мешкова Т. А. Внимание школьника. – М., Просвещение, 1987.

8. Крыжановская Л. М. Психология развития. - М., 1997.

9. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. (Развитие ребенка от рождения до 17 лет) : Учебное пособие. - М., 1987.

10. Леонтьев А. Н. Умственное развитие ребёнка. – М., 1950.

11. Лурия А. Р. Внимание и память. – М., 1975.

12. Мухина В. С. Возрастная психология. - М., 1998.

13. Немов Р. С. Психология : В 2 тт. – М., Просвещение, 1995.

14. Практикум по общей психологии /Под ред. А. И. Щербакова. – М., 1990.

15. Практические занятия по психологии /Под ред. А. В. Петровского. – М., Просвещение 1972.

16. Рубинштейн С. Л. Внимание и его воспитание. – М., 1972.

17. Субботина Л. Ю. Развитие воображения у детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996. — 240 с., ил

18. Хрестоматия по вниманию /Под ред. Леонтьева А. Н. – М., МГУ, 1979

Источники Интернет:

1. https://apsych.ru/2013/04/19/vozrastnyie-osobennosti-detey-3-4-let-vtoraya-mladshaya-gruppa/

2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/roditelskoe-sobranie-na-temu-vozrastnye-osobennosti-detey

3. https://vashechudo.ru/raznoe/igry-i-konkursy-dlja-detei/igry-na-razvitie-rechi-reb-nka-3-4-let.html

4. https://www.alegri.ru/deti/vospitanie-i-razvitie-rebenka/igry-dlja-detei/igry-na-razvitie-tvorcheskogo-vobrazhenija-detei-3-4-let.html

5. https://kladraz.ru/igry-dlja-detei/razvivayuschie-igry/igry-na-razvitie-vnimanija-detei-3-let.html.

Публикации по теме:

Мои работы из бумагиМои работы из бумаги Очень люблю работать с бумагой, увидела тортик сделанный из простого картона и решила тоже сделать. Так как времени катастрофически не хватает,.

Рабочая программа педагога ДОУ (в соответствии с ФГОС) Стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие педагога-психолога с воспитателями и родителями по формированию психических процессов у дошкольников
Опубликовано: 28 ноября 2014 в 11:15
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимодействие педагога-психолога с воспитателями и родителями по формированию психических процессов у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Мария Аникина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 октября. День поделок из природного материала. Передвижка «Природный материал»

Любая прогулка на природе будет намного интереснее, если наполнить ее поиском природных богатств, которые затем можно использовать для творчества. Осень – благодатное время для этого, ведь под ногами...

1 октября. День пожилых людей, День музыки. Передвижки

 Ежегодно 1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Этот праздник приобретает все большую актуальность, ведь население Земли неуклонное стареет. Подсчитано, что до 2050 года число людей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД