МААМ-картинки

Создание мини-музея «Мир насекомых и пауков» в ДОУ (1 фото)

Татьяна Алексеевна Соловьева
Создание мини-музея «Мир насекомых и пауков» в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Создание мини-музея в ДОУ

Воспитатели Соловьева Т. А, Батракова О. Н

В настоящее время музейная педагогика стала очень актуальна и востребована в дошкольных учреждениях. В детских садах создаются мини-музеи разнообразной тематики. Создание мини – музеев - очень интересное и увлекательное занятие, как для педагогов, так и для детей. Важную роль играет взаимодействие в этом процессе всех звеньев педагогического процесса: педагоги-дети-родители. Создавая музей в детском саду нужно помнить, что музей создается, в первую очередь, для детей и детьми. Они являются творцами, соавторами и вашими первыми помощниками [1]. Мини-музей в группе детского сада становится гармоничной частью предметно-пространственной развивающей среды. Он должен не просто занимать какое-то пространство в группе, а «работать». Создание мини-музея - трудоёмкая работа.

Публикация «Создание мини-музея „Мир насекомых и пауков“ в ДОУ» размещена в разделах

Мы хотим поделиться своим опытом по созданию мини - музея в условиях ДОУ. В нашей группе мы давно мечтали создать какой-нибудь мини-музей, но долго не могли определиться с тематикой. Однажды на прогулке мы наблюдали за пчелкой, которая собирала нектар с цветов на нашей клумбе. На следующий день дети принесли несколько фигурок пчелок. Таким образом, у нас получилась маленькая коллекция пчел. Детям очень нравилось играть с ними и рассматривать их. Кто-то из детей вспомнил в этот момент, что наша группа тоже называется пчелки!

Сама судьба связывала нас с миром насекомых. Нам пришла мысль, что можно создать мини – музей «Мир насекомых». На родительском собрании мы приняли решение, что музей будет располагаться в групповом пространстве. Определившись с местом для мини - музея, мы оформили центральную стену, выделили ее светлым пятном и сделали по периметру объемную окантовку. Потолочное пространство тоже решили использовать, и некоторые экспонаты подвесили на лесках и нитях. Полки и шкафчики нашлись в группе.

Все сразу активно включились в работу и с энтузиазмом взялись за дело. Полки нашего музея стали очень быстро пополняться экспонатами насекомых. Музейные экспонаты собирали в соответствии с возрастом детей. Кода мы начали собирать экспонаты насекомых, нам ошибочно стали приносить и пауков. Мы с детьми рассмотрели их, обсудили, что пауки – это не насекомые, у них другое строение тела, но решили не обижать их и отвели им отдельную полочку. Сплели для них паутину. Так наш мини – музей получил свое двойное название «Мир насекомых и пауков». Надпись с названием музея поместили на центральной дверце шкафчика из цветной самоклеющейся бумаги. Все буквы сделали разного цвета, что соответствует разнообразному окрасу насекомых в природе. В музее появилась хозяйка. Это кукла - маркер, сделанная руками нашей родительницы.

Цель нашей работы заключалась в том, чтобы создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в многообразной деятельности мини-музея «Мир насекомых и пауков».

Изучив множество методической литературы по вопросам создания мини – музеев в условиях детского сада, мы продумали композиционное строение мини – музея и приняли решение, что он должен состоять из блоков и модулей, расположенных от земли к воздуху.

На самой нижней полке (ближе к земле) расположился блок «Муравьишки – наши младшие братишки» Создание этого блока позволяет знакомить детей с жизнью муравьев, их пользой. Для этого блока были созданы экспонаты муравейников: вид сверху и вид в разрезе.

Чуть выше муравьев поселился блок «Божьи коровки». Данный блок знакомит детей с внешним видом и пользой божьих коровок. В этом блоке в свободном доступе для детей представлены разнообразные экспонаты божьих коровок: от керамических фигурок до самодельных, сделанных в разных техниках. В этом блоке создана экспозиция пня, в котором божьи коровки готовятся зимовать.

Над божьими коровками поселись представители жалящих насекомых : пчелы, осы и шмели, шершни и т. д. Этот блок способствует развитию познавательной активности детей в изучении особенностей насекомых данного вида. В этом блоке сделана экспозиция пчелиных сот.

На самом верхнем ярусе порхают изящные бабочки. Блок «Бабочки» знакомит детей с разнообразным миром самых красивых, изящных и нарядных насекомых. Создавая наш мини – музей, мы решили делать акцент на региональный компонент. Поэтому все бабочки, представленные в этом блоке, обитают в нашей Волгоградской области. И дети их могут увидеть в реальной жизни. Этот блок дополняет экспозиция, которая наглядно помогает знакомить детей с этапами рождения бабочки. На листочках «дерева» показан жизненный цикл бабочки (яйца – личинки – кокон – бабочка)

На среднем ярусе расположились жуки. Данный блок помогает детям познакомиться с разнообразным миром жуков, их внешним видом, пользой, способами зимовки. В этом блоке представлена коллекция настоящих жуков в стекле в специальном футляре, где дети могут самостоятельно разглядеть насекомых, используя лупу.

Присутствует в нашем музее блок «Стрекозы», который знакомит детей с миром стрекоз, их образом жизни. В данном блоке создана экспозиция совместно с детьми «Стрекозы на водоеме».

Блок «Ночные насекомые» помогает знакомить детей с насекомыми, которые активны в ночное время суток. Это ночные бабочки, мотыльки, светлячки и т. д.

В сторонке от насекомых поселились пауки. Блок «Кто такие пауки способствует формированию представления детей о том, что пауки – это не насекомые, а паукообразные. У пауков другое внешнее строение, состоящее из двух отделов. У них - 8 ног, а у насекомых – 6. У насекомых бывают крылья, а у пауков – нет. В данном блоке создана экспозиция : паук на паутине.

Наряду с блоками, в нашем музее есть несколько модулей. Модуль «Наблюдения детей за насекомыми» показывает, как дети могут наблюдать за насекомыми на участке детского сада. Это так называемый фото – отчет наблюдений детей, располагающийся на подвесном стенде. Наблюдения дают возможность приобрести дошкольникам новый опыт экологического воспитания. В музее имеется модуль «Внешнее строение насекомого», который используется для наглядного изучения строения насекомого. Модуль «Времена года» используется для того, чтобы дети знали, как ведут себя насекомые в разные времена года.

В музее есть «Мини-библиотека», где можно найти все про жизнь насекомых и пауков. Альбомы с фотографиями, художественная литература, энциклопедии, стихи и загадки, дидактические и авторские игры, буклеты и т. д. В библиотеке есть даже Красная книга насекомых Волгоградской области, сделанная руками детей и педагогов.

Экспонаты мини-музея постоянно пополнятся и используются в работе с детьми. Эффективность всей работы в мини-музее зависит от удачного расположения и привлекательности экспонатов, от возможности рассказчика-экскурсовода заинтересовать посетителей - слушателей. Не забывайте, мини музей - это не просто выставка, а действующее звено непрерывной образовательной деятельности. Включение музеев в образовательный процесс – дело не простое.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музее не только можно, но и нужно! [1]. Его можно посещать каждый день, ко всем предметам свободный доступ, можно брать экспонаты в руки, потрогать, «ощутить», поиграть. Мини – музей привлекает детей, у них проявляется интерес, а значит, обучение становится более эффективным. Любая экспозиция в нашем минимузее учитывает логическую цепочку: восприятие - понимание - осмысливание - закрепление - применение.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО в нашем музее присутствует принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. В работе мини – музея мы используем как совместную деятельность взрослого и детей, так и самостоятельную деятельность детей. Формы работы в мини-музее необходимо продумывать заранее: беседы с детьми, рассказы; самостоятельное рассматривание экспонатов; экскурсии для детей; дидактические игры; загадки; викторины; просмотр презентаций и познавательных мультфильмов. Педагогу необходимо уметь прислушиваться к своим воспитанникам, к их разговорам. Так можно понять, что для них важно на данный момент, что интересует больше всего. Ведь главное - поддержать детскую инициативу, разжечь пламя любознательности и, как следствие, расширить представление об окружающем мире.

Экскурсии в музей способны дополнить и обогатить любую информацию педагога, сделать сам процесс образования предметным, наглядным и осязаемым. Большое внимание надо уделять подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста. К нам в групповую комнату на экскурсию в мини-музей приходят дети из других групп, и наши дети становятся «экскурсоводами», увлечёно рассказывая о том, что знают сами.

Очень часто результатами экскурсии бывает и художественное творчество детей, ручная деятельность, в которой они сами становятся художниками и выполняют работу по своему усмотрению и желанию. Это может быть и рисование насекомых, аппликация, разные поделки из природного материала. В этой деятельности решаются другие задачи - развитие творческих способностей детей. Так же развитие творческой деятельности происходит при изготовлении экспонатов для мини – музея своими руками.

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. В нашем музее мы проводим игры-развлечения, игры-путешествия, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений. Все эти игры способствуют развитию познавательной области, социально – коммуникативному развитию и развитию речи.

Чтобы посещение музея стало интереснее для детей, мы часто используем в своей работе компьютерные технологий. Делаем презентации о насекомых, просматриваем документальные фильмы о жизни насекомых в природе. Это тоже помогает расширять кругозор детей, увидеть и понять красоту окружающего мира.

В результате систематической работы в мини- музее у детей формируется устойчивый интерес к познанию неживой и живой природы и потребность общения с ней, а также образуются прочные знания для их дальнейшего воспитания и образования. В дальнейшем планируем вести работу в данном направлении: расширять тематику экспозиций, привлекать родителей не только к сбору экспонатов, но и к принятию участия в совместных с детьми мероприятиях на базе мини-музея.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Мини-музей в детском саду/ Рыжова Н. А., Логинова Л. В., Данюкова А. И. – М. : Линка-Пресс, 2008. 256 с., илл.

2. Молодчая Т. В. Вперё д в прошлое: музейные интерактивные экспозиции в детском саду /Т. В. Молодчая //Воспитатель ДОУ. - 2010.-№6.-С. 4-9

3. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс, 2008

4. Трунова, М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.

5. Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50.

6. Экологическое образование дошкольников: достижения и перспективы / под ред. Л. Б. Черезовой. – Волгоград, 2012. – 113 с.

Создание мини-музея «Мир насекомых и пауков» в ДОУ
Публикации по теме:

Фотоотчет. Создание мини-музея «Займище» в детском садуФотоотчет. Создание мини-музея «Займище» в детском саду нтересной формой знакомства детей с родной культурой в дошкольном учреждении является создание мини-музеев. В любом возрасте дети задают.

Открытие мини-музея «Мяу» в средней группеОткрытие мини-музея «Мяу» в средней группе Я хочу поделиться опытом создания в группе мини - музея домашних животных (кошек) и экспонатами этого музея. В настоящем музее трогать ничего.

Паспорт мини-музея «Мишка косолапый» Паспорт мини-музея «Мишка косолапый»с презентацией. ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ: Название музея: «Мишка-косолапый». Участники проекта: дети 1-ой.

Проект «Берегиня». Создание мини-музея традиционной народной куклы в ДОУПроект «Берегиня». Создание мини-музея традиционной народной куклы в ДОУ Визитная карточка проекта «Из всех существующих в мире загадок тайна куклы – самая загадочная; без понимания сущности куклы невозможно понять.

Проект мини-музея «Книги Красноярья»Проект мини-музея «Книги Красноярья» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 25 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Работа по взаимодействию семьи и ДОУ «Создание мини-музея хлеба»Работа по взаимодействию семьи и ДОУ «Создание мини-музея хлеба» Добрый день, уважаемые коллеги! В настоящее время активно ведется поиск новых форм и методов работы с детьми, родителями и педагогами..

Создание мини-музея истории нашего города в честь 345-летнего юбилеяСоздание мини-музея истории нашего города в честь 345-летнего юбилея Неоценимую помощь с воспитании маленьких патриотов родного города, края, огромной страны играет музейная педагогика, с точки зрения которой.

Создание мини-музея «Тряпичная кукла»Создание мини-музея «Тряпичная кукла» Добрый день, коллеги! Хочу рассказать о проекте по созданию в группе мини - музея "Тряпичная кукла". Цель:Формирование у детей дошкольного.

Создание мини-музея в условиях ДОУСоздание мини-музея в условиях ДОУ Хочу поделиться своим опытом создания мини – музеев в условиях ДОУ. Мини-музей - это особое, специальное организованное пространство ДОУ,.

Торжественное открытие мини-музея «Школяндия»Торжественное открытие мини-музея «Школяндия» Традиционное мероприятие, проводимое в рамках авторского проекта «Будущий первоклассник» (соавтор Зарубина Н. В., педагог-психолог) к концу.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание мини-музея «Мир насекомых и пауков» в ДОУ
Опубликовано: 20 апреля 2020 в 15:49
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Создание мини-музея «Мир насекомых и пауков» в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Алексеевна Соловьева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД