Величко Елена
Современные технологии в музыкальном развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Современные технологии в музыкальной
деятельности детей дошкольного возраста.
В настоящее время стремительного развития информационно-коммуникационных технологий назрела необходимость модернизации содержания и структуры всех сфер дошкольного образования.
Это нашло отражение в новых образовательных стандартах.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Музыка. Образовательные технологии
- Музыка. Работа музыкального руководителя
- Образовательные технологии в ДОУ
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2024
Именно требования ФОП, их введение и стало стимулом к внедрению интерактивного обучения и технологий в работу дошкольного учреждения. А использование таких технологий отвечает данным требованиям.
Они позволяют педагогу создавать и использовать современные наглядные пособия, музыкальный и демонстрационный материал.
Интерактивные технологии рассматриваются в двух значениях:
организованное взаимодействие непосредственно между детьми и педагогом без использования компьютера. - это интерактивные педагогические технологии
технологии, построенные на взаимодействии с компьютером и посредством компьютера – это информационно-коммуникативные технологии
Сегодня трудно кого-то удивить наличием в детском саду компьютера, интерактивной доски или мультимедийного проектора.
Эта техника уже становится необходимым и незаменимым средством повышения качества воспитательного и образовательного процесса.
Использованием интерактивных технологий повышает интерес и внимание дошкольников, открывает новые возможности для развития музыкально – творческих способностей детей.
Каковы возможности интерактивных технологий :
использование разнообразных способов представления информации (графика, анимация, видео и звук);
организация интерактивного взаимодействия между ребенком и компьютером, экраном, обеспечивающего поддержку самостоятельной учебно-познавательной деятельности;
организация групповой образовательной деятельности с применением средств ИКТ;
использование интерактивных игр в учебной и досуговой деятельности, в детском саду и дома.
Средства обучения данной технологии решают ряд задач :
При подаче музыкального материала задействуется не только аудиальный и визуальный процесс восприятия
Использование мультимедиа- презентаций значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, понятийного ряда музыкальных тем, помогает сделать процесс знакомства детей с музыкальным искусством ярким, красочным, доступным и понятным.
Деятельность детей с использованием интерактивных технологий побуждают их к поисковой и познавательной деятельности, позволяют усилить мотивацию, становятся базой для формирования музыкального вкуса, развития творческого потенциала и гармоничного развития личности ребенка в целом.
Перед вами примеры интерактивных технологий в разных видах деятельности воспитанников, активно применяемые в дошкольных учреждениях как на занятиях обычных и тематических, так и праздниках и равлечениях.
Применяя эти технологии, я использую следующее:
Квест
«Гномики…»
Недавно на занятии с помощью интерактивной презентации дети освобождали Королеву музыки, которую заточил в темнице Злодей. Для этого дети, превратившись в гномиков с помощью волшебной палочки, выполняли разные музыкальные задания : угадывали, определяли, двигались, слушали.
«Барбоскины»
В понедельник на занятии мы с детьми нашли клад вместе с героями мультфильма Барбоскины, выполняя шаг за шагом музыкальные задания разного характера.
Видео – ролики, слайд – шоу обогащают процесс эмоционально - образного восприятия классической музыки, помогают быстро и надолго запомнить прослушанное музыкальное произведение, почувствовать красоту его звучания, ответить на несложные вопросы относительно темпа, характера и содержания.
Слушаем музыку
Как известно, в дошкольном возрасте основной вид деятельности – это игра. Но не всегда программные игры позволяют развивать все стороны музыкального слуха, который является фундаментом развития творческих способностей ребенка.
Наравне с традиционными методами обучения, мультимедийные МД интерактивные игры позволяют детям с особым интересом знакомиться с новым материалом, закреплять ранее изученный материал, а также способствовать в наиболее доступной и привлекательной игровой форме развивать логическое мышление детей, усиливать творческую составляющую учебного процесса.
Такие игры позволяют интегрировать все образовательные области, они просты и доступны, интересны и привлекательны, побуждают желание у детей петь, слушать, играть, танцевать и импровизировать.
Делаем разминку
Повторяем танцевальные движения
Игра «Танцующие карандаши»
В последнее время пользуются популярностью интерактивные нейроигры.
Широко использую интерактивные игры с определенным содержанием и правилами.
Комплект игр «Рисуем голосом»
Способствуют развитию координации между слухом и голосом, звуковысотного, динамического слуха, постановке диафрагмального дыхания, чувства фразы. Одна из них про пчелку.
Игры позволяют дать понятие разных исполнительских приемов:
1. Легато (плавно, напевно)
2. Стаккато (остро, отрывисто)
Дети голосом изображают полет пчелки, птички или прыжки лягушонка или кузнечика.
Комплект анимационных игр
Где герои знакомят детей с музыкальными инструментами, их звучанием, формой, ролью в оркестре.
Дети знают, что скрипка - королева оркестра, а дирижер – руководитель его
Познакомившись со звучанием разных инструментов, детям легко подобрать музыкальный инструмент для дождика или птички, солдата и куклы.
Применяю и игры, где необходимо сравнивать, сопоставлять, логически мыслить и т. д.
Что звучит в домике? По теме: «Песня, Танец, марш»
Игра позволяет вспомнить и определить основные музыкальные жанры.
«Угадай, какой инструмент звучит?
«Музыкальный сундучок» (Какая пьеса звучит)
Комплект ритмических игр
Помогает ребенку понять ритмическую структуру музыки, речи, слова, способствуют развитию чувства ритма, фонематического слуха, чувства сильной и слабой доли.
Ребенок прохлопывает, протопывает, простукивает, проигрывает на инструменте предложенные на экране ритмические рисунки.
Некоторые дети после этого придумывают и выкладывают для детей свои ритмы.
«Ножки и ладошки»,
«Капельки» и «Грибочки»
Ритмические загадки «Осень»
Сначала звучит загадка про овощь или фрукт, а потом дети в разных вариациях это прохлопывают.
Эти игры можно использовать не только на занятиях, но и в повседневной жизни ребенка. Их с легкостью можно переслать, передать на электронном носителе или по сети интернет и предлагать ребенку поиграть и в домашних условиях на любом имеющимся в семье гаджете.
Главное преимущество — самостоятельное участие ребёнка в игре, когда он следует звуковой инструкции, которая в нужный момент исправит ошибки и поощрит за успешное выполнение задания.
МДИ «Шум или Музыка»
Интересно детям слушать и определять шумовые и музыкальные звуки, а потом увидеть отгадку и убедиться в своей правоте.
«Кого встретил колобок?», которая знакомит детей с регистрами
(низко –высоко)
В конце года для повторения и закрепления материала резонно проводить:
«Музыкальная викторина»
«Угадай мелодию»
«Музыкальные загадки и т. д.
Все это позволяет детям являться не пассивными слушателями, а активными участниками образовательного процесса, а именно субъектом образования, как этого требует Федеральная Образовательная Программа.
В интернете множество готового интерактивного материала, но есть возможность создавать из самой, используя специальные программы
PowerPoint, Google Презентации, MoShow
Предстоит подготовить интерактивную презентацию на предстоящем концерте ко Дню Матери «Волшебные пирожки».
Однако стоит помнить, что использование компьютерных интерактивных технологий — это только средство для реализации целей и задач, поставленных перед педагогом. Заменить живое общение педагога с дошколятами они не могут и не должны.