Татьяна Чернцова
Методическая разработка системы непрерывных наблюдений за природным объектом — бабочкой
▼ Скачать + Заказать документы
Система непрерывных наблюдений за объектами живой природы (бабочкой).
Цель: формирование элементарных представлений у детей о бабочках,их строении и образе жизни.
Средства:
Живые объекты – разные виды бабочек;
Картинки с изображением бабочек;
Схемы-модели «Насекомые»;
Наглядно-дидактическое пособие «Насекомые»;
Лупа.
Способы:
Рассматривание;
Беседа;
Художественное слово;
Ритмичные движения «Полет бабочки»;
Публикация «Методическая разработка системы непрерывных наблюдений за природным объектом — бабочкой» размещена в разделах
- Бабочка. Все о бабочках для детей
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Прогулка. Наблюдения за насекомыми
- Темочки
Пальчиковая гимнастика «Гусеница»;
Муз. ком. Э. Григ «Бабочка».
1. «Ах, какая бабочка!» (Наблюдение).
Цель: Ознакомление детей с особенностями внешнего вида и строения бабочки.
-Наступила весна, солнышко отогрело землю и появились первые насекомые. Сегодня об одном насекомом мы поговорим. А чтобы его узнать отгадайте загадку:
Нет, не птица, но летает.
Высоко она порхает.
На цветочке посидит,
И раскраской всех манит.
Вся такая лапочка,
Маленькая. (Бабочка)
-Молодцы, конечно это бабочка. Как вы догадались (ответы)
- Есть ли у нас на территории детского дома клумба с цветами? Давайте мы ее сегодня навестим (предложить детям найти клумбу с цветами).Ребята, как много разных цветов. Посмотрите-ка, ребятки, на цветочке нас ждет бабочка. Давайте с ней поздороваемся (здороваются).Посмотрите на бабочку и скажите :
-Какие части есть у бабочки (голова, туловище, 4 крыла, усики)
-Какой формы голова, туловище, крылья (круглая голова,овальное туловище)
-Сравните крылья и выясните какие из них одинаковы по цвету и форме, узору (верхние и нижние, какая пара крыльев больше по размеру (верхняя пара крыльев больше по размеру, чем нижняя).
-Молодцы, ребята!
-Как думаете бабочке нравится у нас на клумбе (ответы детей)
- Почему (ответы детей)
-Какое время года ей нравится больше всего (ответы детей)
2. «Чудесные превращения»(Наблюдение)
Цель: расширять знания детей о стадии развития бабочки.
Рассказать о последовательности превращения от яйца до бабочки :
-Однажды на прекрасный зеленый лист приземлилась красавица-бабочка и бережно отложила яйцо на него. Через пару дней из этого яйца появилась гусеница. Гусеница очень любила кушать листики и кушала их очень много. Когда гусеница немного устает так много есть, закрывается от солнца листом с внутренней стороны и начинает накрывать себя покрывальцем. Покрывало она плетет сама, начинает укрывать себя от головы и до конца, пока все тело не покроется этим покрывалом. Наконец, когда это покрывало подсыхает и превращается в куколку, гусеница засыпает. Потом куколка начинает двигаться и из нее появляется настоящая бабочка.
- Кто держал в руках бабочку?
- Что вы чувствовали при этом?
(обратить внимание на красоту бабочки, на чешуйки, которыми покрыты ее крылья, на их хрупкость)
Ритмические движения "Полет бабочки" : дети изображают, как двигается бабочка.
3. «Чем питается»(Наблюдение)
Цель: формирование первичных представлений о растительной пищи насекомых.
- Ребята, вы знаете,чем питается гусеница?
- А чем питается бабочка?
Рацион бабочки очень разнообразен. Взрослые особи питаются нектаром цветков, хлопком, капустой, яблоками, соком деревьев, медом.
-Ребята,предлагаю вам приготовить угощение для бабочки и гусеницы. (детям раздаются дольки апельсина, которые выдавливаются на блюдце)
Прочтение стихотворения о бабочках :
Долина вся в цветах.
Над этими цветами-
Рой пестрых бабочек,
Цветов летучих рой!
4. «Для чего нужны бабочки»(Обсуждение)
Цель:развитие познавательных интересов о важной роли бабочек в опылении цветов и жизни людей.
-Какую пользу приносят бабочки окружающей природе (ответы детей)
-А какую людям (ответы детей)
В природе бабочки способствуют опылению растений, перенося на своем мохнатом тельце пыльцу с одних цветов на другие. Другие виды бабочек прядут шелк, изкоторого люди делают шелк и шьют одежду. А еще некоторые виды гусеницбабочки поедают сорняки.
Физминутка "БАБОЧКА" Н. Нищева
Видишь, бабочка летает,
На лугу цветы считает.
— Раз, два, три, четыре, пять.
Ох, считать не сосчитать!
За день, за два и за месяц.
Шесть, семь, восемь, девять, десять.
Даже мудрая пчела
Сосчитать бы не смогла! Машем руками-крылышками
Считаем пальчиком
Хлопки в ладоши
Прыжки на месте
Шагаем на месте
Хлопки в ладоши
Машем руками-крылышками
Считаем пальчиком
5. «В гостях у бабочки» (Исследование)
Цель: развитие интереса у детей о условиях зимования необходимых для жизни бабочки.
-Ребята, вы знаете, где бабочки живут?
-Давайте, подойдем к дереву и внимательно рассмотрим на трещинки коры?
-Как думаете, может там быть домик у бабочки (ответы детей)
-Давайте, еще поищем на территории, где может быть еще домик у бабочки.
Дети с интересом рассматривают и исследуют территорию детского дома.
Пальчиковая гимнастика «Гусеница»
6. «Есть ли у нее враги» (Рассуждение)
Цель:пробуждение в детях сопереживания и бережного отношения к обитателям живой природы.
-Знаете ли вы,кто у бабочки враг (ответы детей)
У бабочек очень много врагов – их едят птицы, летучие мыши, лягушки, пауки и т. д. Но бабочки не сдаются просто так, а умеют защищаться и у них много видов защиты. Некоторые бабочки стараются слиться с корой деревьев, с листьями, другиенеприятным вкусом и яркой внешностью.
-Жалко бабочек. Давайте, ребята, будет защищать бабочек (ответы детей)
-А как мы с вами это сделаем (ответы детей)
Воспитатель предлагает детям найти на территории бабочку и помахать ее ладошкой и сказать «До свидания. До новых встреч!»
Рефлексия: Мы сегодня с вами много путешествовали и немного устали. Я предлагаю вам послушание музыкальной композиции Э. Грига «Бабочка», чтобы немного расслабиться, и получить огромное удовольствие.