Юлия Гурбик
Методическая разработка цикла занятий «Символы России»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
Детский сад № 164 «Улыбка»
Методическая разработка :
цикл занятий
«Главные символы
России»
Подготовила:
Гурбик Юлия Викторовна
Воспитатель логопедической группы
г. Краснодар
2019г.
Введение
«Ты вспоминаешь не страну большую,
которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую,
Публикация «Методическая разработка цикла занятий „Символы России“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Символы России для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
какой её ты в детстве увидал»
К. М. Симонов
Аннотация.
Знакомство детей дошкольного возраста с государственными символами страны -трудная задача. Данная работа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста, и представляет мероприятие по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию в целях развития и создания условий для формирования гражданских и патриотических чувств дошкольников через знакомство с символами своего государства и более детального знакомства с историей их появления. Воспитание у детей чувства гордости за уникальность своей страны, уважительное отношение к историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа.
Актуальность выбранной темы.
В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема патриотического воспитания детей. За последние годы в стране произошли большие перемены. Наметилась негативная тенденция в социально- педагогической ситуации: традиционные духовные ценности и идеалы сменились на ценности и идеалы западной массовой культуры, материальное заменило духовное, личные интересы стали противоположны общественным, произошло смещение ценностных ориентации - патриотические идеалы постепенно утратили социальную значимость. Следствием этих стихийных процессов явилось нарушение отлаженной работы системы социализации подрастающего поколения, которая создавалась годами и основывалась на преемственности поколений.
В период нестабильности в обществе возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Ведущая роль в этом направлении принадлежит системе воспитания. Учреждения дошкольного образования, являясь начальным звеном системы образования в нашей стране, призваны формировать у детей первичные представления об окружающем мире, отношение к действительности, дать возможность им почувствовать себя с самых ранних лет гражданами своего отечества.
Патриотизм, как нравственное качество, является результатом целенаправленного воспитания, и дошкольное детство самый благоприятный период для приобщения ребёнка к национальной культуре. Поэтому очень важно начинать воспитывать настоящего патриота своей Родины именно в этом возрасте, когда ребенок начинает интенсивно развиваться в социальном плане.
На сегодняшний день и государство, и наука стали уделять этой проблеме особое внимание. Опубликованы нормативные документы по этой теме Министерством образования разработана программа «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016-2025 годы», которая ориентирована на повышение общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования всех уровней – от дошкольного до высшего профессионального, обновление его содержания и структуры на основе отечественных традиций и современного опыта. В науке наблюдается тенденция возвращения к идеям К. Д Ушинского - народность, приобщение к национальному, как базе патриотического воспитания. Повысился интерес исследователей к разработке вопросов, связанных с ознакомлением дошкольников с различными сторонами окружающей действительности и воспитанием у них на этой основе любви к родному краю, стране. (Е. А. Казаева, Е. К. Ревина, Л. А. Кондрыкинская).
Трудность работы по патриотическому воспитанию обусловлена ещё и тем, что в молодых семьях вопросы патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Воспитание любви к Родине, к своему Отечеству – задача чрезвычайно сложная, особенно когда речь идет о детях дошкольного возраста. Но говорить о воспитании патриотизма без сообщения детям определенных знаний о Родине, на мой взгляд, нельзя, поскольку любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь.
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе детского сада «ФЛАГ РОССИИ».
Цель: продолжать формировать и расширять элементарное представление о символике нашей страны, ее значении.
Задачи:
1. Обобщить знания детей о Государственном флаге.
2. Познакомить с историей появления флага, значением цветов на нём.
3. Вызвать у детей чувство гордости и восхищения красотой флага Родны.
4. Закреплять умение изготавливать флажки с государственной символикой на основе техники «пластилинография».
5. Расширять словарный запас детей, совершенствовать умение использовать в речи сложные предложения, воспитывать культуру речевого общения.
Материал: глобус, карта России, флаг России и других государств, видео кремлёвской башни с флагом и аудио запись гимна России, картон, пластилин трёх цветов, дощечки для пластилина.
Предварительная работа: дополнение уголка по нравственно-патриотическому воспитанию, разучивание стихов о Родине, беседы о дружбе.
Ход занятия.
Восп. : Ребята сегодня я вам принесла интересный предмет, давайте отгадаем что это?
Круглый мячик.
Словно карта.
Только с ним нельзя играть.
Лучше вам на нём ребята
Страны мира показать.
(Глобус)
Дети: Глобус.
Восп. : Конечно, это глобус. Мы с вами уже с ним знакомы. У меня к вам есть вопрос: Какие страны вы знаете?
Дети: Америка, Россия, Германия…
Восп: Покажите их на глобусе.
Восп: А в какой стране мы с вами живём?
Дети: В России.
Восп. : Покажите и обведите границы нашей любимой Родины.
Восп: А ещё я вам сегодня принесла большую карту России, на ней видны все наши города, реки, озёра, обширные леса и моря. Как красива наша страна, как разнообразна природа!
На свете много разных стран, но есть одна страна:
От белых льдов до тёплых рек раскинулась она.
На свете много разных стран, но есть одна страна:
Её мы Родиной зовём, а Родина – одна!
Восп: Наша страна называется Россия, а всех людей, живущих в нашей стране, называют…
Дети: россияне.
Восп: Как называется главный город нашей страны, столица?
Дети: Москва.
Восп: Как называют главного человека нашей страны?
Дети: Президент.
Восп: Назовите его имя и фамилию?
Дети: В. В. Путин.
Восп: Каждое государство имеет свои отличительные знаки или символы. Как вы думете, что такое символ?
Ответы детей.
Восп: Символами называют предметы. Изображения или слова, которые имеют для человека или целого народа очень важное значение, они отличают Россию от других стран. Какие символы есть у нашей страны?
Дети: Герб, флаг и гимн.
Восп: Сегодня мы поговорим об одном из символов.
Есть у меня одна загадка, отгадайте:
У него названий много:
Триколор. Трёхцветный стяг-
С ветром гонит прочь тревоги,
Сине-бело-красный…. (флаг).
Восп: Дети, у российского флага очень интересная история.
В старину флаг не был похож на современный и носил название «стяг»- от словосочетания «стягивать к себе». Главным его назначением было стягивать к себе воинов для защиты родной земли. К длинной палке прикрепляли пучки травы, ветки, фигурки животных и даже конские хвосты. Битва за вражеский стяг была особо ожесточённой, и если стяг удавалось захватить, войско считалось побеждённым.
Восп. : Как раньше назывался флаг?
Дети: Стяг.
Восп. : Что означало слово стяг?
Дети: ответы.
Восп. : Позднее стяги стали делать из ткани красного цвета. На них наносили изображения христианских святых, такой стяг стали называть знаменем. Старинные знамёна пышно украшали. Они горели на солнце золотом. Серебром, на них изображали звёзды, кресты, лики святых.
Во время правления царя Алексея Михайловича знамёна стали другими. Для вооруженного корабля «Орёл» сделали знамёна из трё х полос: белой, синей и красной. Сверху вышили золотого двуглавого орла. Это знамя служило опознавательным знаком российского корабля.
Восп. : Как звали царя придумавшего для корабля «Орёл» флаг?
Дети: ответы.
Восп: А какого цвета наш флаг?
Дети: Бело – сине- красный.
Восп: Конечно, Государственный флаг Российской Федерации является официальным государственным символом. Он представляет собой прямоугольное полотнище из трё х равновеликих горизонтальных полос: верхней белого, средней - синего и нижней -красного цветов.
Восп: Что означает белый цвет?
Дети: Белый цвет – это символ мира, чистоты совести, благородство.
Восп: Что означает синий цвет?
Дети: Синий цвет – это символ неба, верность, правда, честность.
Восп: Что означает красный цвет?
Дети: Красный цвет – это символ огня, отваги, любви и мужества.
Воспитатель читает отрывок из стихотворения Е. Кучбарской «Российский флаг»
Трех цветов Российский флаг.
Каждый цвет – для всех нас знак.
Есть на флаге красный цвет,
Героизмом он согрет.
Стойкость, жертвенность, отвага –
Смысл такого цвета флага.
Синий цвет на флаге – верность,
Твердость духа, неизменность,
Доброта, простосердечье,
Что людьми ценились вечно.
Белый – это чистота,
Благородство, высота.
Светлых Ангелов привет
Означает белый цвет.
Восп: Где можно увидеть российский флаг?
Дети: На государственных зданиях, кораблях, на военных и гражданских самолётах, на спортивных соревнованиях…
Восп: показ видео где присутствует флаг России.
Восп: А узнаете ли вы его среди флагов других государств?
На доске флаги нескольких стран
Игровое упражнение "Узнай наш флаг"
На экране крупные изображения флагов разных стран (около 10). Воспитатель предлагает детям найти российский флаг и назвать местоположение на доске.
Физминутка
В нашей стране горы - высокие,
реки глубокие,
степи широкие,
леса большие,
мы ребята вот такие!
Восп: Ребята, вам предстоит выполнить задание. Посмотрите на флаг, какой он формы?
Дети: Прямоугольной.
Восп: Нарисуйте на картоне прямоугольник, разделите его на три одинаковые полосы. Контуры полос могут быть не просто прямые, а как будто волнистые, развиваются на ветру.
Какие цвета пластилина нам понадобятся?
Дети: белый, синий, красный.
Восп: С какой полосы мы начнем закрашивать флаг?
Дети: с белой.
Восп: Вспомним алгоритм лепки в технике пластилинографии. (Отщипываем маленький кусочек пластилина, раскатываем тонкие колбаски, выкладываем их по контуру полосы и начинаем размазывать пластилин от края в центр полосы)
Восп: — Пластилин размазываем аккуратно тонким слоем, чтобы не было пробелов.
По ходу самостоятельной работы оказание помощи затрудняющимся детям
Рефлексия.
· Какой государственный символ мы сегодня лепили? В какой технике?
· Вспомните, что обозначают цвета флага?
· Какие чувства, эмоции, вы, испытывали во время работы?
Восп: Предлагаю, вам ребята, устроить выставку ваших флагов. А рассматривать будем под гимн России.
Конспект познавательного занятия в подготовительной
«Герб России».
Цель: Продолжать знакомить детей подготовительной группы с российской символикой, расширяя раннее полученные знания.
Программные задачи:
-продолжать формировать у детей представления о российской символике; об истории происхождения и функциональном назначении герба, о символическом назначении цветов и образов (орёл, всадник, держава, скипетр).
-развивать связную речь, умение раскрывать истинный смысл пословиц; расширять словарный запас.
-развивать познавательный интерес детей, расширять кругозор
-воспитывать у детей чувство патриотизма, уважительное отношение к гербу.
Предварительная работа:
Рассматривание альбомов с гербами разных городов, старинными монетами. Беседы о гербе и флаге России, заучивание стихотворений, поговорок, пословиц о Родине.
Демонстрационный материал:
Герб России, современная и старинная монета – изображение, старинные и современные документы с гербом.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята! Сегодня мы поговорим о нашей Родине. На планете много разных стран, но самая большая наша страна.
- Как называется страна, в которой мы живем?
Дети: - Россия.
Воспитатель: - А какая она наша Россия?
Дети: - Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная.
Воспитатель: - Это наша Родина.
Родина – страна, в которой человек родился и живет.
Чтение стихов о Родине
Ребенок: О, Россия!
С нелегкой судьбою страна…
У меня ты, Россия,
Как сердце, одна
Я и другу скажу,
Я скажу и врагу -
Без тебя,
Как без сердца,
Прожить не смогу … (Ю. Друнина)
Воспитатель: Главное богатство - в России живет великий, могучий российский народ.
Игра «Путешествие»
В России живут - Россияне
В Англии живут - Англичане
Во Франции живут - Французы
В Японии - Японцы
В Италии - Итальянцы
В Америке - Американцы
В Китае - Китайцы
В Испании - Испанцы
Воспитатель: Вот как много стран и кто в них живет, мы еще узнали.
Воспитатель: Мы – граждане России, мы гордимся своей страной и любим её. Россия – это государство. Как все государства в мире, Россия имеет свои государственные символы. Какие? (Герб, флаг, гимн - символы нашей Родины – России). Послушайте, я расскажу вам сказку о Егории, царевне и змее.
«В некотором царстве, в некотором государстве случилось великое несчастье – напал на него лютый змей-дракон. Поселился он в тёмной пещере на берегу моря. Огнём жёг он землю, разрушал дома. Взмолились жители того царства-государства. Змей же потребовал, чтобы каждый день кормили его досыта свежим мясом. Но чудовище было прожорливым и вскоре не осталось ни у кого, ни овец, ни коров, ни коз – всё съел змей. Тогда велел змей приводить к нему каждый день человека на съедение. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели её на берег морской и оставили там. В это время проезжал мимо Егорий Храбрый на добром коне, не мог он оставить царевну в беде, сразился со змеем и победил его».
Воспитатель: Ребята, о каком символе былина? (о гербе). Правильно, что изображено на гербе. На гербе Российского государства изображен золотой двуглавый орел.
- Крылья орла подняты вверх и расправлены.
- Головы увенчаны коронами
- В центре над ними - большая корона
- Короны соединены лентами
- В правой лапе орла – скипетр (или жезл, украшен золотом и драгоценными камнями, похож на посох пастуха, а в левой - держава (золотой шар с крестом наверху) – наша сила.
- На груди орла в красном щите - всадник на коне-это Святой Георгий Победоносец.
- Под ногами коня - опрокинутый на спину черный дракон (змей)- символ зла.
- В руке всадника – копье, которым он поражает дракона и верный конь топчет копытами дракона.
Воспитатель: Это добро побеждает зло. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.
Чтение стихотворения.
У России величавой
На гербе орел двуглавый
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый
Он – России дух свободный
Чтение стихотворения
Герб страны – орел двуглавый
Гордо крылья распустил
Держит скипетр и державу,
Он Россию сохранил
На груди орла – щит красный
Дорог всем: тебе и мне.
Скачет юноша прекрасный
На серебряном коне.
Развивается плащ синий,
И копье в руке блестит.
Побеждает всадник сильный,
Злой дракон у ног лежит
Подтверждает герб старинный
Независимость страны
Для народов всей России
Наши символы важны
Ведущий: Скажите, а где можно встретить изображение герба?
· На знаменах
· Печатях
· Денежных знаках
· Почтовых марках
· Открытках
· Значках
· На паспорте гражданина России
· На правительственных наградах
· Официальных документах
Ведущий. Какие знаете пословицы о Родине?
- Жить - Родине служить
- Для Родины своей сил, ни жизни не жалей!
- Родина любимая – что мать родимая!
- Человек без Родины - что соловей без песни!
- На чужой стороне и весна на красна.
Все стоя: Если дружба велика - будет Родина крепка
Чтение стихотворения «Берегите Россию»
Берегите Россию -
Нет России другой.
Берегите ее тишину и покой,
Это небо и солнце,
Это хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе…
Берегите Россию,
Без нее нам не жить.
Берегите ее,
Чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию –
Нет России другой.
Воспитатель: Занятие наше заканчивать пора
Крикнем нашей Родине «Ура!»
Конспект познавательного занятия в подготовительной
«Гимн России»
Цель: формировать элементарное представление о символике нашей страны, ее значении.
Задачи: развивать познавательный интерес к истории государства;
обогатить словарный запас детей, продолжать формировать грамматически правильный строй речи, умение поддерживать непринужденную беседу, отвечая на вопросы воспитателя;
развивать мышление, внимание, память;
воспитывать патриотизм, любовь к Родине, уважительное отношение к символике нашей страны.
Словарная работа: россияне, планета Земля, глобус, символы, миролюбивый народ, двуглавый орел, Георгий Победоносец.
Предварительная работа: создание уголка по нравственно-патриотическому воспитанию, разучивание стихов о Родине, беседы о дружбе.
Материал к занятию : магнитофон и кассета с записью гимна России,
Песня «С чего начинается родина?», карта России, фото: городских улиц, домов, где живут дети, здание с площадками детского сада, кремля, Москвы, президента, фото мероприятий когда происходит вручение медалей и грамот с присутствием символов России, видео отрывка награждения президентом героев России, альбомные листы, карандаши, восковые мелки.
Чтение стихотворения В. Орлова «Родное»,
Я узнал, что у меня
Есть огромная родня:
И тропинка, и лесок,
В поле каждый колосок
Речка, небо надо мною,
Это все мое, родное!
Воспитатель: Ребята, о чем это стихотворение?
-Как называется наша страна?
-Россия.
Посмотрите на карту нашей страны.
-Какая она, наша Россия?
Дети. Большая, огромная, сильная, любимая, красивая, богатая.
-Это наша Родина. Родина – страна, в которой человек родился и живёт.
Воспитатель: Послушайте отрывок из песни «С чего начинается родина?».
-Что же такое Родина? С чего она начинается? (с родного дома, улицы, парка, города, столицы нашего государства и т. д. – всё это Родина.
1 ребенок: Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
2 ребенок: Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
3 ребенок: Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
Воспитатель: Однажды вечером Лера и Денис вместе с мамой играли в настольную игру «Лото». Папа в это время смотрел по телевизору программу новостей. На экране показали заседание Государственной думы. Выступал Президент Российской Федерации. (Воспитатель обращает внимание детей на фотографию президента РФ). И вдруг заиграла музыка, и все встали. Лера и Денис спросили у папы:
– А почему все встали?
– Потому что звучит гимн. – Ответил папа.
– А что такое гимн и почему его слушают стоя?
Гимн – это не просто музыка – это торжественное музыкально-поэтическое произведение. Это символ нашего государства. Начал свой рассказ папа.
У каждого государства есть свой гимн. Государственный гимн исполняют и слушают стоя, мужчины снимают головные уборы. Слушают гимн молча или подпевают. Такое поведение при исполнении гимна считается достойным. Звучит он в праздники, на особо торжественных мероприятиях. В школах перед первым уроком в день начала нового учебного года. Он показывает величие, честь, силу, могущество нашей державы. По звучащему гимну, можно определить из какого государства приехали гости.
Вот такая история. – Ребята. А вы хотите услышать гимн нашего государства? Мы с вами любим и гордимся нашей страной, а значит, должны гордиться ее символами. Давайте, выразим свое уважение к российскому гимну и прослушаем его как положено, стоя. Слушание гимна (аудио запись).
Воспитатель: Гимн России был написан композитором А. В. Александровым и поэтом С. В. Михалковым. Во время исполнения гимна, все поворачивают голову в сторону Государственного флага. Под музыку и слова гимна, под расправленным Государственным флагом учёным, известным деятелям культуры, спортсменам вручают награды. Молодые воины российской армии принимают присягу на верность своему отечеству. (Рассказ сопровождается показом фотографий и репродукций).
Физминутка «Мы тоже можем так»
Смотри скорей, который час,
Тик-так, тик-так, тик-так.
Налево раз! Направо два!
Мы тоже можем так.
Чтоб стать похожим на орла
И запугать собак,
Петух расправил два крыла …
Мы тоже можем так!
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам нарисовать события во время которых люди слушают гимн России.
Воспитатель: Мы сегодня говорили о нашей Родине, о России. И узнали, что у нее есть ещё свой символ : гимн. Как говорится –
«Без Родины и соловей не поет».
Занятие окончено, всем спасибо.
Литература:
1. Пчёлов Е. В. Государственные символы России. Герб, флаг, гимн. М. : Русское слово, 1993.
2. В. В. Васькин Детская энциклопедия «Российская Государственная символика», 2002.
3. Романовский В. К. Символы российской государственности : Пособие для учителя. М. : Русское слово, 2002.
4. О. Н. Баранникова «Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду». 2007
5. Е. К. Ривина «Герб и флаг России».
6. Е. К. Ривина «Российская символика».
7. В. Смекалов «Моя Родина- Россия». «Герб, гимн, флаг».