Наталья Матюхина
Конспект экспериментальной деятельности «Школа волшебников»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению через исследовательскую деятельность.
Задачи:
Развивающие:
1. Стимулировать совместное формулирование проблемы, вывода, правил поведения с помощью вопросов и мнемотехники.
2. Продолжать развивать конвергентное мышление при выборе решения, способа действия, гипотезы.
3. Актуализировать знания детей о свойствах:
воды: способ очистки воды путем фильтрации через бумажную салфетку;
магнита: способ очистки фасоли от гвоздей с помощью магнита;
Публикация «Конспект экспериментальной деятельности „Школа волшебников“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2024
огня: способ гашения огня без доступа воздуха.
4. Обогащать словарь: проблема, гипотеза, цель, вывод.
Воспитывающие:
5. Формировать желание помогать героям сказки и людям в жизни.
Методы и приё мы: информационно - коммуникационные, наглядные, экспериментально-исследовательские, вербальные, игровые.
Оборудование и материалы: интерактивная доска, проектор, ноутбук, магнитофон, аудио - и видеоматериалы, лабораторное оборудование и материалы: колбы с жидкостью разного цвета и состава, стаканы, воронки, тарелки, магниты, свечи, светильник, глобус, природные материалы, микроскопы, салфетки, песок, скрепки, гвозди и др.
-1-
Ход.
Дети входят с воспитателем в группу.
В. Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей, поприветствуйте их.
В. Дети, у меня есть маленький друг, и он очень любит мечтать, а о чем, вы узнаете, посмотрев на экран.
Демонстрируется клип «Стать волшебником хочу».
В. Скажите, кем мечтает стать мой друг?
Д. Он мечтает стать волшебником.
В. А вы хотите стать волшебниками?
Д. Да, хотим.
В. Тогда я приглашаю вас в свою «Школу волшебников».
Офтальмотренаж.
В. Закройте глаза, а я произнесу волшебные слова.
Школа волшебников нас пригашает.
Мир приключений, чудес открывает!
Здесь каждый волшебником вмиг сможет стать.
Вы только начните, ребята, мечтать.
Воспитатель надевает мантию волшебницы.
В. Открыли глазки, вот мы и оказались в «Школе Волшебников».
Итак, я - волшебница, а вы - мои ученики. В «Школе волшебников» надо соблюдать правила поведения.
Воспитатель показывает на экран с изображением запрещающих и разрешающих знаков.
В. Это запрещающие и разрешающие знаки. Расставьте их по местам: в синий квадрат - что можно делать в «Школе волшебников», а в красный квадрат - что делать нельзя.
Дети работают с интерактивной доской - составляют мнемотаблицы: «Можно», «Нельзя».
В. «Нельзя кричать».
Воспитатель передвигает знак в красный квадрат.
В. Следующее правило, какое?
Дети по очереди передвигают картинки-знаки по местам:
-«Нельзя ничего брать в рот»
-«Нельзя бить приборы».
В. Можно брать руками предметы, но осторожно.
Воспитатель передвигает знак в синий квадрат.
В. Следующее правило, какое?
Дети по очереди передвигают картинки-знаки по местам:
-«Можно смотреть»
-«Можно думать, задавать вопросы».
-2-
-2-
В. Запомнили?
Д. Да.
В. Пройдемте в школу волшебников.
Демонстрация приборов.
В. Вот мои волшебные приборы. Посмотрите, как здесь красиво.
Раздается звонок.
В. Внимание! Ребята, нам кто – то звонит по скайпу.
Демонстрируется сюжет из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
В. Ребята, скажите, из какой сказки эти герои?
Д. Это русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
В. Ребята, как вы считаете, можно ли пить воду из лужицы?
Д. Нет, из лужи пить воду нельзя.
В. Кто скажет, почему?
Д. Она грязная, в ней есть земля, песок, травинки.
В. Итак, есть проблема, Иванушка хочет пить, но нельзя, вода грязная.
Как ему помочь? Где взять воду для Иванушки?
Д. Может набрать в колодце?
В. Нет колодца.
Д. Может попросить у кого-нибудь?
В. Никого вокруг нет.
Д. Может купить в магазине?
В. Здесь нет магазина и денег у них нет.
Ребята, я волшебница и знаю один способ, который поможет превратить грязную воду из лужицы в чистую.
Пройдемте к моему волшебному столу.
На столе расставлены знаки, с их помощью дети называют правила.
-3-
Возьмем образец с чистой водой и вспомним свойства воды:
Д. Вода без запаха, вода без вкуса, вода прозрачная, не имеет цвета.
В. Теперь рассмотрим воду из лужицы. Какая вода?
Д. Вода грязная.
В. Как вы думаете, почему она грязная, что в нее попало?
Д. Песок, травинки, камушки.
В. Если мы возьмем пустой стакан, накроем его салфеткой и пропустим через салфетку грязную воду.
Как вы думаете, какая вода будет в этом стакане?
Ваша догадка или гипотеза?
Вы уже знаете, слово гипотеза обозначает предположение, догадка.
В. Итак, ваша гипотеза?
Д. Вода в стакане будет чистая.
В. А твоя гипотеза? Какая будет вода в стакане?
Д. Вода в стакане будет грязная.
Воспитатель выслушивает гипотезы детей, выбирают одну гипотезу - появляется соответствующее изображение на экране.
В. Итак, большинство думают, что вода будет чистая.
Проверим нашу гипотезу.
Выполнение эксперимента. Дети пропускают грязную воду через салфетку.
В. Какая стала вода в стакане?
Д. Вода в стакане стала чистая.
Воспитатель обращает внимание на экран.
В. Наша гипотеза подтвердилась?
Д. Да. Наша гипотеза подтвердилась.
В. Куда делась грязь?
Дети рассматривают салфетку.
Д. Грязь, камушки, песок остались на салфетке.
В. Какой можно сделать вывод?
Д. С помощью салфетки можно очистить грязную воду и получить чистую.
В. Мы помогли Иванушке?
Д: Да. Мы помогли Иванушке.
В. А сейчас мы пойдем к волшебному песку, который нам придаст силу, доброту и волшебство.
Релаксация.
В. Положите свои ладошки на песочек. Погладим его внутренней, затем тыльной стороной ладони.
В. Плавными движениями, как змейки, пробежим по песку пальчиками - пощекочем. Возьмем песок крепко-крепко в кулачки, потихоньку отпустите его (песок берется в кулачки и высыпается).
В ладошки наши посмотри —
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок,
Ты нам добрее стать помог.
-4-
В. Ребята, нам еще кто-то звонит. Скайп на связи.
Демонстрируется сюжет из фильма «Золушка».
В. Скажите, из какой сказки эти герои?
Д. Это герои из сказки «Золушка»
В. Кто написал эту сказку?
Д. Эту сказку написал Шарль Перро.
В. Ребята, есть проблема: Золушка хочет попасть на бал, но нельзя, у нее много работы. Золушка большую часть работы выполнила быстро, осталось перебрать фасоль.
На столе расставлены знаки, с их помощью дети называют правила.
В. Посмотрите, что попало в фасоль?
Д. В фасоль попали гвозди, скрепки.
В. Надо помочь Золушке отделить фасоль от гвоздей и скрепок. А каким способом можно это сделать?
Д. Достать гвоздики руками.
В. Можно пораниться, уколоть пальчики,
Д. Пересыпать через сито.
В. Через сито не получится - фасоль крупная, а дырочки у сита – мелкие.
Я знаю один очень интересный способ.
В нашей школе есть волшебный предмет.
Посмотрите, что это такое?
Д. Это магнит.
В. Какое свойство магнита вы знаете?
Д. Магнит притягивает металлические предметы.
В. Итак, как вы думаете, если мы проведем над тарелкой, где лежат фасоль и гвозди магнитом, что получится? Ваши гипотезы: фасоль очистится от гвоздей или фасоль не очистится от гвоздей?
В. Как ты думаешь? Какая твоя гипотеза? А твоя?
Выбирают единственную гипотезу, как решило большинство детей. На экране появляется соответствующее изображение.
В. Проверим нашу гипотезу.
Воспитатель раздает магниты детям и совместно выполняют эксперимент –
Проводят магнитом над тарелкой с фасолью и гвоздями.
В. Посмотрите, что получилось?
Д. Фасоль очистилась от гвоздей.
В. Наша гипотеза подтвердилась?
Воспитатель обращает внимание на экран.
-5-
Д. Да, наша гипотеза подтвердилась - фасоль очистилась от металлических предметов.
В. Какой можно сделать вывод?
Д. С помощью магнита можно очистить фасоль от металлических предметов.
В. Теперь Золушка может ехать на бал?
Д. Да. Мы ей помогли.
В. Молодцы ребята, справились с этим заданием.
В моей школе, как и в других школах, есть переменка, пойдемте, отдохнем.
Физкультминутка:
Вот по сказке мы гуляли,
Золушке мы помогали.
Перебрали мы фасоль,
И помыли чисто пол.
Вытерли всю пыль с окошка.
Накормили птиц с ладошки.
А теперь мы отдохнём.
Встанем, глубоко вздохнём.
Высоко поднимем руки
Будем жить всегда без скуки
Хватит детки отдыхать.
Будем дальше помогать.
В. Ребята, скайп снова на связи. Может, опять нужна кому-то наша помощь?
Демонстрируется сюжет из мультфильма «Кошкин дом».
В. Скажите, из какой сказки эти герои?
Д. Это герои из сказки С. Я. Маршака «Кошкин дом».
В. Ребята, выпал уголек из печи, что может случиться?
Д. Может случиться пожар.
В. Это опасно?
Д. Да, это опасно.
В. Может не надо топить печь?
Д. Надо, на улице холодно, кошка замерзнет.
В. Что делать? Огонь это опасно, но печь зимой топить надо.
Итак, проблема: как помочь кошке?
Дети называют варианты ответов.
Д. Залить водой.
В. Но воды в доме нет, надо идти в колодец за водой, он далеко.
Д. Можно уголек затоптать.
В. Мы обожжемся.
Д. Вызвать пожарных.
В. Да, их уже вызвали, но пока пожарные будут ехать, мы должны что-то придумать и сделать, чтобы огонь не разгорелся.
-6-
Я знаю один способ, как потушить огонь.
На столе расставлены знаки, с их помощью дети называют правила.
В. Вспомните, свойства огня.
Д. Огонь согревает, освещает, обжигает.
В. Ребята, что мы вдыхаем?
Д. Мы вдыхаем воздух.
В. Правильно, нам нужен воздух.
Как вы думаете, огню нужен воздух?
Д. Да, огню нужен воздух.
В. Он тоже дышит. Правильно.
В. Если мы возьмем зажженную свечу и будем осторожно накрывать свечу стаканом. Как вы думаете, что будет с огнем?
Ответы детей: огонь погаснет, огонь не погаснет, будет гореть.
Воспитатель выслушивает гипотезы детей. Выбирают одну гипотезу.
В. Итак, проверяем гипотезу - огонь погаснет.
Воспитатель и дети выполняют эксперимент - накрывают свечу стаканом.
В. Что же получилось?
Д. Огонь погас.
В. Наша гипотеза подтвердилась?
Д. Да, наша гипотеза подтвердилась, огонь погас.
В. Итак, сделаем вывод: огонь без доступа воздуха погаснет.
Значит, мы поможем кошке потушить огонь?
Д. Да, таким способом мы поможем кошке потушить огонь.
В. Ребята, вы сегодня совершили очень много хороших, добрых поступков.
Что мы с вами решали?
Д. Мы решали разные проблемы, рассматривали разные способы решения, выдвигали гипотезы, проверяли их опытным путем и делали выводы.
И помогли Иванушке, Кошке, Золушке.
В. Теперь вы стали настоящими волшебниками. Я вас приглашаю на вручение дипломов.
Звучит песня.
В. Награждаются дипломами «Маленьких волшебников» (имена детей) за честь, доброту, ум, волшебные способности, умение дружить, помогать в беде.
-7-
Никогда не забывайте слова из песни:
«В жизни каждый должен быть добрым и волшебником».
Нашим дорогим гостям, на память я тоже хочу вручить свидетельства настоящих волшебников.
А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Попрощаемся с гостями.
Воспитатель снимает мантию волшебницы.