Папки-передвижки

Методическая разработка программы по развитию познавательной деятельности «Шаги к развитию»

Kristina Anashina
Методическая разработка программы по развитию познавательной деятельности «Шаги к развитию»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель программы : повышение уровня развития познавательных и творческих способностей у ребенка четвертого года жизни.

Основные задачи:

Развивать восприятие цвета, формы, величины, пространства, времени.

•Формировать концентрацию, переключение и распределение внимания.

•Учить пользоваться планом групповой комнаты, соотносить реальные предметы с их заместителями; устанавливать причинно – следственные связи между предметами и явлениями.

Публикация «Методическая разработка программы по развитию познавательной деятельности „Шаги к развитию“» размещена в разделах

•Стимулировать речевое развитие путем тренировки движений пальцев рук, развивать художественно – графические навыки.

•Воспитывать аккуратность, доброжелательность, взаимоподдержку.

Программа состоит из 14 занятий (ежедневно по 20 – 25 минут, которые могут проводиться как индивидуально, так и с подгруппой (5-7детей).

Занятие №1

Тема «Огород. Овощи»

Задачи: учить ребенка определять знакомые предметы на ощупь, тренировать память, воспитывать уважение к сверстникам, развитие воображения.

«Что изображено на картинке?»

Цель: развитие восприятия, концентрации внимания.

Оборудование: картинка с изображениями контуров овощей, наложенных друг на друга.

Взрослый предлагает ребенку сосчитать, сколько изображено огурцов, морковок, помидоров.

«Чудесный мешочек»

Цель: развитие осязательной памяти.

Оборудование: мешочек, овощи 6 - 8 штук.

У взрослого в «чудесном» мешочке лежат овощи. Каждый из детей по очереди определяет на ощупь, называет и вынимает из мешочка этот предмет. После того, как все предметы достали, взрослый прячет овощи обратно и предлагает ребенку назвать увиденные овощи.

«На что похоже?»

Цель: развитие воображения.

Оборудование: 5 - 6 карточек с различными фигурами.

Взрослый показывает ребенку карточку с фигуркой. Он придумывают, на какой овощ эта фигура похожа.

Занятие №2

Тема «Сад. Фрукты»

Задачи: учить детей соотносить речевую форму описания предметов с реальными; развивать цветовое восприятие, зрительную память, концентрацию внимания, творческое воображение и мышление.

«Раскрась картинку»

Цель: развитие восприятия цвета, формы, величины.

Оборудование: картинка с изображением сада, наполовину раскрашенная, цветные карандаши.

Взрослый предлагает детям раскрасить картинку до конца, подбирая такого же тона цвета.

«Запомни, какого цвета предмет»

Цель: развитие зрительной памяти.

Оборудование: картинка с изображением фруктов.

Детям предлагается запомнить фрукты и их цвет. Затем ответить на вопросы взрослого.

«Загадки и отгадки»

Цель: развитие наглядно – образного мышления, речи.

Оборудование: 6 загадок о фруктах, соответствующие картинки или муляжи фруктов.

Взрослый читает детям загадки, они их отгадывают.

«Волшебная мозаика»

Цель: развитие воображения, мелкой моторики.

Оборудование: набор вырезанных из плотного картона геометрических фигур на каждого ребенка.

Взрослый предлагает выложить из геометрических фигур интересную картинку (по теме занятия).

Занятие №3

Тема «Золотая осень»

Задачи: учить детей пользоваться заместителями; уметь соотносить картинка с определенными знаками; развивать умение классифицировать предметы по различным основаниям, речь; тренировать слуховую память, концентрацию внимания; формировать умение создавать в воображении образы на основе характерных признаков предметов; воспитывать поддержку, аккуратность.

«Разрезная картинка»

Цель: развитие восприятия.

Оборудование: набор, состоящий из двух картинок «Золотая осень» (одна - целая, используется как образец; вторая - разрезана на 4 части по горизонтали и вертикали). Количество наборов определяется количеством детей.

Каждый ребенок по образцу должен собрать целую картинку.

«Запомни стихотворение»

Цель: развитие слуховой и образной памяти.

Оборудование: стихотворение М. Ходяковой «Еще раз про осень», картинки по содержанию.

Детям предлагается послушать и запомнить стихотворение. Чтение каждой строчки сопровождается показом соответствующей картинки.

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется

Это время года осенью зовется.

Рассказать стихотворение с опорой на картинки 2 раза, затем – без зрительной опоры.

«Зверюшки на дорожках»

Цель: развитие схематического мышления.

Оборудование: набор, состоящий из: 10 картинок (размер 4х4) с изображением животных: 2 волка, 2 лисы, 2 зайца, 2 медведя и 2 лося. Полоска бумаги с различными значками: треугольник, квадрат, круг, овал, плюс. На каждой полоске 10 значков – 2 треугольника, 2 квадрата, 2 овала, 2 круга, 2 треугольника в различной последовательности. Полоска – образец с изображением животных и соответствующих значков: лиса – круг, заяц – треугольник, волк – плюс, лось – овал, медведь – квадрат. Количество наборов рассчитывается по количеству детей.

Взрослый предлагает все значки на своих полосках закрыть подходящими картинками с изображениями животных. Можно использовать элемент соревнования: кто скорее и без ошибок накроет все картинки. Проверять правильность выполнения должны сами дети друг у друга.

«Что такое?»

Цель: развитие воображения.

Оборудование: лист бумаги с нарисованными кругами (6 штук, цветные карандаши.

Детям предлагается «оживить» круги на тему «Золотая осень».

Занятие №4

Тема: «Деревья»

Задачи: учить запоминать знакомый предмет и находить подобный из множества; развивать наглядно – образное мышление, внимание, связную речь; совершенствовать восприятие и пространственные представления; формировать знания, создавать в воображении образы на основе собственных представлений; воспитывать доброжелательность.

«Игра с листочками»

Цель: развитие восприятия, внимания.

Оборудование: 10 листьев, различающихся по длине, форме, размеру.

Предложить детям среди этих листьев найти: длинные, короткие, большие, маленькие, прямоугольные, круглые.

«Осенние листья»

Цель: развитие зрительной памяти.

Оборудование: картинка с изображением листьев (вверху образец, под ним 3 ряда листьев по 3 штуки в каждом).

Детям предлагается посмотреть на образец, запомнить его. Далее образец закрывается. Дети должны отыскать листик с образца среди остальных.

«Кто за каким деревом прячется?»

Цель: развитие внимания, образного мышления.

Оборудование: картинки – лабиринты.

Каждый ребенок получает картинку – лабиринт с нарисованными деревьями и детьми. Он должен с помощью указки проследить, кто из детей за каким деревом спрячется, определить его название.

«Нарисуй картинку»

Цель: развитие воображения и мелкой моторики.

Оборудование: комплект счетных палочек на каждого ребенка.

Дети с помощью счетных палочек «нарисовать» знакомые деревья.

Занятие №5

Тема: «Лес. Грибы. Ягоды»

Задачи: учить запоминать узор и изображать его на бумаге; развивать мелкую моторику, восприятие формы и величины, концентрацию внимания; формировать связную речь, образное мышление; воспитывать отзывчивость, аккуратность.

«Найди каждому листочку свое место»

Цель: развитие восприятия.

Оборудование: карточка с 16-ю квадратами: верхняя строчка по горизонтали - цветовые пятна (красный, зеленый, желтый, справа в трех клетках по вертикали – веточки с разным количеством листочков (от 1 до 3) и 9 предметных картинок, на которых изображены веточки с листьями различной окраски (красный, зеленый, желтый) и количеством листочков (от 1 до 3).

Дети должны разместить картинку с листочками в соответствующий «домик» : заданного цвета, с определенным количеством листочков.

«Нарисуй узор по памяти»

Цель: развитие зрительной памяти, мелкой моторики

Оборудование: лист бумаги в крупную клетку, простой карандаш – на каждого ребенка.

Взрослый показывает детям на доске образец узора, составленный из пяти растений, растущих в лесу, который они должны запомнить в течение 15-20 секунд, а затем нарисовать на листе.

«Кто что собрал в лесу?»

Цель: развитие мышления, внимания.

Оборудование: картинка – лабиринт.

Каждый ребенок получает картинку – лабиринт с нарисованными детьми, грибами и лесными ягодами. Он должен определить с помощью указки кто из детей, что собрал в лесу.

«Закончи рассказ»

Цель: развитие творческого воображения, связной речи.

Детям предлагается закончить рассказ: «Пошли две подружки в лес и нарвали полную корзину грибов. Идут по лесу, а вокруг цветов видимо – невидимо. «Давай поставим корзинку на пенечек, а сами соберем цветы для мамы»,- говорит одна подружка. «Ладно!» - отвечает другая.

Бежал мимо ежик, увидел корзинку с грибами и думает…

Занятие №6

Тема «Одежда»

Задачи: продолжать учить детей создавать новые образы предметов; развивать целостность восприятия, концентрацию внимания, образную память, речь; формировать схематическое мышление, графические навыки и мелкую мускулатуру; воспитывать отзывчивость, опрятность.

«Разрезная картинка»

Описание см. в занятии №3 (картинка подбирается по теме «Одежда»).

«Кто как одет?»

Цель: развитие зрительной памяти

Оборудование: картинка (или фото) с изображениями четырех детей, одетых в соответствии с четырьмя временными года.

Взрослый предлагает детям посмотреть на картинку (20 – 25 секунд) и запомнить, кто как одет. Затем просит детей описать одежду изображенных детей, задавая уточняющие вопросы.

«Найди пару»

Цель: развитие избирательности внимания, образного мышления.

Оборудование: картинка с изображением трех пар различных по окраске варежек.

Дети должны подобрать пару каждой варежке.

«Поможем художнику»

Цель: развитие воображения, мелкой мускулатуры рук.

Оборудование: цветные карандаши, листы с недорисованными предметами одежды человека.

Дети должны дорисовывать незаконченный образец, чтобы получился знакомый предмет гардероба.

Занятие № 7

Тема «Посуда»

Задачи: учить детей операции классификации, размещению предметов в соответствии с расположением их заместителей; развивать объем памяти, логическое запоминание, избирательность внимания, умение сравнивать предметы, воображение, графические навыки; воспитывать опрятность, аккуратность, бережливость.

«Расставь чашки»

Цель: развитие восприятия.

Оборудование: набор, состоящий из: карточки с четырьмя нарисованными полками и 16 предметных картинок (четыре больших и четыре маленьких чашек разного цвета, четыре красные чашки и четыре синие чашки одного размера). Количество наборов рассчитывается по количеству детей.

Дети должны расставить чашки на стеллаже из 4-х полок (по величине, цвету).

«Что лежало на столе?»

Цель: развитие зрительной памяти.

Оборудование: картинка с изображением 10 предметов, лежащих на столе.

Взрослый предлагает внимательно (в течение 10 секунд) посмотреть на картинку и запомнить все, что на ней нарисовано. Картинка убирается, дети по памяти рассказывают о предметах, лежащих на столе.

«Найди одинаковые тарелки»

Цель: развитие избирательности внимания, образного мышления.

Оборудование: каждому ребенку раздается лист бумаги, на котором изображены 5 пар тарелок с различными узорами (5 вверху и 5 внизу).

Дети должны соединить тарелки с одинаковым узором.

«Дорисуй!»

Цель: развитие воображения, мелкой моторики.

Оборудование: листы с изображением посуды с недорисованными элементами.

Детям предлагается дорисовать элементы, чтобы получились картинки с изображением посуды.

Занятие №8

Тема: «Игрушки»

Задачи: учить детей обобщать; развивать умение понимать последовательность сюжета, причинно – следственные связи, связную речь, наблюдательность; формировать воображение детей, умение представлять себе предметы по их схематическим изображениям; воспитывать бережное отношение к игрушкам, доброжелательность.

«Гномы с мешочками»

Цель: развитие восприятия

Оборудование: 1) три вырезанных из бумаги или нарисованных гнома; 2) три небольших мешочка, наполненных песком, крупой или бусинками: один мешочек полный, второй – заполнен на 2/3, третий – на 1/3; 3) три бумажных полоски разной длины: длинная, средняя и короткая.

Взрослый рассказывает о том, что гномы несут мешочки в свой домик, но мешочки разной тяжести. Узнать, какой мешочек у каждого гнома по полоске (самая длинная полоска – тяжелый мешочек, средняя – средней тяжести и т. п.)

Далее дети играют с гномами: взрослый раскладывает перед гномами полоски, а дети должны в соответствии с полосками разместить перед гномами мешочки. Затем взрослый меняет полоски местами и просит следующего ребенка поиграть с гномами.

Игру можно усложнить, увеличив количество гномов до 4-5 и количество полосок и мешочков.

«Повторяй друг за другом»

Цель: развитие слуховой памяти.

Первый играющий или взрослый называет слово по теме «Игрушки», второй повторяет его названное слово и добавляет к нему какое-нибудь свое. Следующий называет по порядку слова и добавляет к ним свое слово и т. д.

«Что сначала, что потом»

Цель: развитие логического мышления.

Оборудование: четыре сюжетные картинки по теме «Девочка купает куклу».

Дети должны выложить картинки в сюжетной последовательности и составить рассказ.

«Какая игрушка?»

Цель: развитие воображения, творческого мышления.

Оборудование: набор из 7-8 картинок, на которых нарисованы фигурки, представляющие схематическое изображение игрушек.

Взрослый показывает детям картинки, и просит рассказать, на какие игрушки они похожи. Следит за тем, чтобы ответы не повторялись.

Занятие №9

Тема «Обувь»

Задачи: учить соотносить реальное пространство с планом; развивать пространственную ориентировку на плоскости, образную память, внимание, наблюдательность; воспитывать взаимопомощь, интерес к совместной деятельности.

«Шкаф с обувью»

Цель: развитие пространственной ориентировки.

Оборудование: картинка с изображением шкафа, разделенная на 9 полочек (3х3); на каждой полочке нарисована различная обувь.

Взрослый спрашивает у детей: «Что стоит в верхнем левом углу; на средней полке справа от ботинок и т. д. ?». Дети должны назвать данный предмет обуви.

«Запомни картинки»

Цель: развитие памяти.

Оборудование: картинка с изображением шести пар обуви.

Взрослый предлагает детям запомнить картинку, а затем по памяти каждый ребенок называет изображенную обувь, так чтобы другие дети не слышали его ответ.

«Где Машины туфельки?»

Цель: развитие образного и схематического мышления.

Оборудование: план комнаты, в которой проводится игра, кукла и ее туфельки, красный кружок.

Педагог сообщает детям, что кукла Маша потеряла свои туфельки, но есть рисунок комнаты, где Буратино отметил красным кружком место нахождения ее туфелек. Взрослый изучает вместе с детьми план комнаты и обучает детей находить собственное место на плане. Затем помогает кукле Маше.

«Волшебные картинки»

Цель: развитие творческого мышления, графических навыков.

Оборудование: набор из 4 карточек с незавершенным схематическим изображением обуви.

Взрослый предлагает детям дорисовать картинки, чтобы получилось целостное изображение обуви.

Занятие № 10

Тема «Птицы перелетные»

Задачи: учить детей обобщать; развивать умение понимать последовательность сюжета, причинно–следственные связи, связную речь, наблюдательность, восприятие, внимание, образную память, мелкую моторику; формировать воображение детей, умение создавать в воображении образы на основе собственных представлений; воспитывать аккуратность, доброжелательность.

«Узнай предмет по деталям»

Цель: развитие целостности восприятия.

Оборудование: картинки с частичным изображением птиц.

Дети по частям предмета (птицы) должны определить ее название.

«Гуляем по лесу»

Цель: развитие памяти.

Оборудование: мяч, 10 предметных картинок, с изображением перелетных птиц.

Дети смотрят на картинки, запоминают их. Потом, встав в круг, взрослый бросает мяч ребенку, ребенок возвращает мяч, называя птицу, которую он запомнил на картинке.

«Что сначала, что потом»

Описание см. в занятии №8 (Сюжетные картинки подбираются по теме «Перелетные птицы»).

«Нарисуй» картинку палочками»

Цель: развитие мелкой моторики, внимания.

Оборудование: схематическое изображение журавля, счетные палочки.

Глядя на образец, дети должны выложить журавля.

Занятие № 11

Тема «Домашние птицы»

Задачи: учить детей запоминать фигуры и изображать их на бумаге; формировать умение концентрировать внимание, создавать из частей целое; развивать умение классифицировать, обобщать, графические навыки, мелкую моторику, речь; воспитывать бережливость, аккуратность.

«Разрезные картинки»

Описание см. в занятии №3 (набор картинок по теме «Домашние птицы»).

«Преврати фигуру в птицу»

Цель: развитие зрительной памяти, графических навыков.

Оборудование: набор, состоящий из карточки, разделенной на 2 части: на одной части нарисована домашняя птица, на другой геометрическая фигура, напоминающая эту птицу. Фигуры могут быть различными. Количество наборов определяется количеством детей.

Детям предлагается превратить геометрические фигуры в домашних птиц.

«Кто чей детеныш?»

Описание см. в занятии №5, картинка-лабиринт с изображением домашних птиц и их птенцов.

«Четвертый лишний»

Цель: развитие умения классифицировать, уровня обобщенности.

Оборудование: набор из четырех предметных картинок, относящихся к теме «Домашние животные», одна из которых принадлежит к другой классификационной группе.

Задание предполагает исключение одного предмета, не имеющего некоторого признака, общего для остальных трех. Детям предлагаются 4

картинки, одна из которых лишняя. Они должны определить, какая из них лишняя и почему.

Занятие № 12

Тема «Домашние животные»

Задачи: продолжать учить подбирать к словам противоположные понятия; формировать умение классифицировать; развивать мышление, речь, память; воспитывать отзывчивость, любовь к домашним питомцам.

«Кто где живет?»

Цель: развитие мышления, восприятия.

Оборудование: картинка с изображением животных и их домиков (двор, дом).

Детям предлагается «расселить» животных в свои домики.

«Мамы и их детеныши»

Цель: развитие логического запоминания.

Оборудование: 6 картинок с изображением взрослых домашних животных и 6 картинок с изображением их детенышей.

Взрослый по очереди показывает 6 картинок с изображением взрослых домашних животных и предлагает детям подобрать картинки с изображением их детенышей.

Дети должны запомнить их названия, а затем назвать педагогу.

«Говори наоборот»

Цель: развитие мышления и воображения.

Оборудование: мяч.

Взрослый называет детям слова по теме «Домашние животные» и бросает мяч. Ребенок подбирает противоположные понятия, возвращая мяч педагогу. Можно предложить следующие пары слов: большой пес – маленький щенок и т. д.

«Неоконченный рисунок»

Цель: развитие восприятия, воображения.

Оборудование: лист с недорисованным изображением собачки (кошки, цветные карандаши.

Детям предлагается дорисовать рисунок, чтобы получилось изображение домашнего животного.

Занятие № 13

Тема «Зима. Сказки»

Задачи: продолжать учить детей устанавливать причинно–следственные связи, понимать последовательность сюжета; развивать восприятие величины, образную и слуховую память, распределение внимания, связную речь, умение создавать в воображении образы на основе

отдельных признаков предметов; воспитывать доброжелательность, отзывчивость.

«Сосульки»

Цель: развитие восприятия величины.

Оборудование: набор из 10 «картинок-сосулек» одинаковой ширины, но разной длины (от 2 см до 20 см). Количество наборов соответствует количеству детей.

Дети должны разместить «сосульки» по росту.

«Запомни стихотворение»

Цель: развитие образной и слуховой памяти.

Оборудование: картинки по содержанию стихотворения.

Первый снег.

Первый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И. Суриков

Повторное прочтение сопровождается показом соответствующих иллюстраций. После третьего прочтения дети должны постараться рассказать стихотворение по памяти.

«Что сначала, что потом»

Описание см. в занятии №8 (Сюжетные картинки подбираются по теме «Сказки»)

«Елка с подарками»

Цель: развитие творческого воображения.

Оборудование: большая картинка с изображением новогодней елки, вокруг которой танцуют дети; несколько вырезанных изображений 4-5 мешочков, контуры которых напоминают мяч, куклу, лошадку и т. п. разной величины.

Взрослый рассказывает детям о новогодних подарках, Деде Морозе, показывает подарки – мешочки разной формы и величины. Дети придумывают по очереди, что находится в каждом мешочке (варианты ответов). Игру можно повторять неоднократно, меняя варианты мешочков.

Занятие № 14

Тема «Дикие звери»

Задачи: продолжать учить детей определять предметы на ощупь (тренировать осязательную память); формировать умение по словесному описанию узнавать задуманное; развивать речь, внимание, творческое воображение; воспитывать активность, доброжелательность.

«Кто в мешочке спрятался?»

Цель: развитие осязательной памяти.

Описание см. в занятии №1 (игрушки подбираются по теме «Дикие звери»).

«Загадки и отгадки»

Описание см. в занятии №2 (загадки подбираются по теме «Дикие звери»).

«Кто чей детеныш?»

Описание см. в занятии №5 (подбирается картинка-лабиринт с изображением диких зверей и их детенышей).

«На что похожи кляксы?»

Цель: развитие творческого мышления.

Оборудование: картинка с силуэтным изображением различных диких зверей. Взрослый предлагает детям определить, на каких зверей похожи эти кляксы

Публикации по теме:

Методическая разработка по конструктивно-модельной деятельности во второй младшей группе «Едем, едем мы домой»Методическая разработка по конструктивно-модельной деятельности во второй младшей группе «Едем, едем мы домой» Подготовила: Воспитатель Абросимова Елена Петровна ГБОУ ООШ №21 с. п. «Детский сад «Терем- теремок» Методическая разработка по конструктивно.

«Плюсы и минусы программы «Первые шаги» и основные её отличия от программы «От рождения до школы»» В 2019-2020 учебном году на базе нашего МДОУ № 49 В группе № 14 была создана пилотная площадка, которая является Федеральной пилотной площадкой.

Методическая разработка «Игровые технологии в развитии познавательной активности детей младшего возраста с ОВЗ» Уважаемые коллеги и родители предлагаю вашему вниманию методическую разработку для воспитателей и дефектологов районного методического объединения.

Методическая разработка интегрированной деятельности по экологии в ДОУ в форме КВН «Будь природе другом» Экологический КВН "Будь природе другом" (для детей подготовительной к школе группы и их родителей) Автор : Постникова Людмила Владимировна.

Методическая разработка «Математика в продуктивной деятельности» во второй младшей группе Задания, входящие в методическую разработку «Математика в продуктивной деятельности» могут быть использованы педагогами в рамках проведения.

Методическая разработка образовательной деятельности с детьми в старшей группе «Заколдованный лес»Методическая разработка образовательной деятельности с детьми в старшей группе «Заколдованный лес» Конспект занятия в старшей группе Тема: «Заколдованный лес»Цель: развивать воссоздающее воображение посредством природоведческих игр. Программные.

Методическая разработка «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста»Методическая разработка «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста» В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из важнейших направлений развития дошкольника названо.

Методическая разработка «Перспективное планирование по познавательному развитию» для детей старшего возраста Перспективное планирование по познавательному развитию (исследование живой и неживой природы, экспериментирование, познание предметного и.

Методическая разработка «Подарок для мамочки своими руками с использованием различных техник изобразительной деятельности»Методическая разработка «Подарок для мамочки своими руками с использованием различных техник изобразительной деятельности» Методическая разработка "Подарок для мамочки своими руками» с использованием различных техник изобразительной деятельности" Данная методическая.

Zoom-встреча «Звезда памяти». Конспект образовательной деятельности с детьмиZoom-встреча «Звезда памяти». Конспект образовательной деятельности с детьми Zoom-встреча: «Звезда памяти» Участники: дети дошкольного возраста (4-5лет) с родителями и воспитателем. Время: период самоизоляции, время.

Автор публикации:
Методическая разработка программы по развитию познавательной деятельности «Шаги к развитию»
Опубликовано: 24 октября 2020 в 20:06
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка программы по развитию познавательной деятельности «Шаги к развитию»» (включая файлы) размещена пользователем Kristina Anashina (УИ 708467) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД