Ольга Гришульс
Конспект занятия «Северный олень» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
ГБДОУ НАО «ЦРР д/с «Солнышко»
Методическая разработка
по Родному краю
на тему: «Северный олень»
«Солнышко»
Выполнила воспитатель первой квалификационной категории: Гришульс Ольга Александровна
Цель: Расширить знания детей о северном олене.
Задачи: Расширять знания и представления детей об особенностях внешнего вида оленя, повадках и приспособлении к сезонным изменениям местообитаний тундры.
Публикация «Конспект занятия „Северный олень“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Олень. Детям про оленей
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2024
Обобщить представление детей о значении и роли оленя для человека : кормит, одевает, обувает; какую пользу приносит людям (средства передвижения, развивает ловкость, быстроту).Воспитывать любовь и уважение к животным.
Формирование знаний о коренном народе, их образе жизни. Воспитание любви к родному краю.
Развитие связной речи у детей, любознательности, дружеских взаимоотношений со сверстниками.
Предварительная работа: прослушивание песни «Лесной олень»,
отгадывание загадок, рассматривание картины «Северные олени», подвижная игра «У оленя дом большой», «Волки и олени».
Материал: Слайд тундры, картина с ненецкими принадлежностями :ненецкой одежды (малицы, паницы, бурки), обуви (кисы, пимы, изделия : тучейка - сумка, игрушки ненецкие, трафарет оленя для практической деятельности, чистый альбомный лист, ватман голубого цвета для фона, ножницы, клей.
Словарная работа: ветвистые рога, ягель, олений мох, малица, паница, кисы, бурки, покрытие для чума, тучейка.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся на Север, а куда попробуйте отгадать (показывает на экране слайд зимней тундры)
Дети: В тундру.
Воспитатель: Правильно ребята в тундру. А что такое тундра (ответы детей, объяснения воспитателя).
Сейчас я вам загадаю загадку, а вы узнаете какое время года в тундре (пришла девушка белянка, побелела вся полянка).
Дети: Зима.
Воспитатель: Ребята, что вы можете рассказать о нашем северном крае, какая у нас зима?
Дети: Наш северный край суровый. Дуют студёные ветры, сильные морозы сковывают реки и озёра и т. д.
А сейчас давайте встанем и поиграем в подвижную игру «Волки и олени».
(распределение ролей по желанию)
Ведущий: - Волки, волки, где вы были?
Волки: - За оленями ходили, по долам, по лугам. Ловим мы их тут и там.
Ведущая: - А куда же вы олени?
Олени : - мы из тундры в лес кочуем, за кормом везде идём.
Ведущая: - Так бегите как хотите, только ноги берегите. Волки следуют за вами. С острыми зубами.
Воспитатель: Вот сейчас мы с вами и поговорим о самом распространнёном жителе тундры, отгадайте загадку и тогда вы узнаете, о ком мы с вами будем говорить.
«Словно царскую корону носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зелёный, любит снежные луга.
От рогов ветвистых, стройных на снега упала тень.
Кто бежит к нам с ветром споря, это северный».
Дети: Олень.
Воспитатель: Правильно олень. Посмотрите пожалуйста на картинку, вот какой он северный олень. Ребята, а что бы вы могли рассказать об олене?
Дети: Олень -очень гордое, выносливое животное. Он небольшого роста и хорошо приспособлен к суровым северным условиям. У оленя овальное туловище, покрытое густой тёплой шерстью. Ему не страшны зимой сильные морозы и студёные ветры. На голове у оленя красивые ветвистые рога и небольшие ушки. Ноги оленя очень крепкие и сильные, потому, что оленю приходится много бегать, перевозя своих хозяев и грузы.
Физминутка
У оленя дом большой,
Он глядит в своё окошко
Заяц по лесу бежит
В дверь к нему стучит:
«Стук – стук дверь открой
Там в лесу охотник злой
Заяц, заяц забегай
В лапу мне давай!»
Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста, кто ухаживает в тундре за оленями?
Дети: Оленеводы.
Воспитатель: А кто по национальности оленеводы и чем они занимаются?
Дети: Это коренные жители севера -ненцы. Они пасут оленей и ухаживают за ними.
Воспитатель: Молодцы! А также из шкуры оленя мастерицы шьют покрытие меховое для чума – летнее и зимнее.
Воспитатель: А как вы думаете ребята, чем питаются олени?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: А питаются они ягелем. Ягель – это олений мох, светло- зелёное растение с очень хрупкими корнями, легко отрывается от земли. Олени находят ягель под снегом, разрывая снег копытами (показ иллюстраций).
Этому благородному животному обязаны своим существованием все северные народы нашей планеты. Северный олень даёт им пищу, шкуру для одежды и является незаменимым средством передвижения в условиях северного бездорожья.
Северные народы целиком зависят от оленей, и как правило, вся их жизнь проходит вместе с оленями. Они кочуют вслед за оленями по пастбищам и постоянно заботятся о местах богатой пищей для оленей. На севере богатым человеком считается не тот, у кого много денег, а тот у кого больше оленей.
Шкура с ног оленя имеет самый прочный мех, поэтому из неё шьют зимнюю обувь – кисы (рассматривание иллюстраций).
Из костей оленя делают орудия производства, полозья для нарт (рассматривание иллюстраций).
Рога, кости, хвост и зубы оленя идут на лекарство.
Воспитатель: Как вы думаете, для чего оленеводам нужны олени?
Дети: Олень – это мясо для семьи оленевода. Олень – это одежда. Из шкуры оленя шьют зимнюю и летнюю верхнюю одежду: малицы, кисы, бурки, шапки.
Воспитатель: А, сейчас я вам предлагаю поиграть в одну игру, она называется «Волшебная подзорная труба». Возьмите пожалуйста чистый белый лист, скатайте его в трубочку, у вас получилась подзорная труба, сейчас вы наведите глазок подзорной трубы и называйте объекты на картине, кто больше перечислит, тот и выиграет ( словарная работа: ягель, нарты, чум,олень).
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам выполнить коллективную работу «Олени пасутся». Посмотрите на доске ватман синего цвета, представьте себе,что это снег Крайнего Севера. На столе, на белой бумаге нарисованы северные олени, вы каждый вырезаете своего оленя, складываете его пополам, отгибаете рога и приклеиваете на панно. У нас с вами получится стадо северных оленей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Воспитатель: Ребята, вы сегодня много интересного узнали об оленях, что больше всего вам запомнилось?
Дети: Олень – это и одежда, и обувь, и жилище, и постель, и средство передвижения для оленеводов.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Наше занятие подошло к концу.
Заключение.
Направлением данного занятия, является формирование у детей дошкольного возраста системных знаний по истории родного края, чувства любви к своей родине через все виды деятельности дошкольников, способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни. Совершенствование нравственного воспитания, развитие личностной культуры ребёнка, любознательности к своему народу, его обычаям, традициям. Использование в данной деятельности видов фольклора: игры, песенки, сказки, загадки, пословицы. Поэтому через занятия мы можем развивать у дошкольников интерес к изучению родного края.