Елена Голикова
Программа «Родничок». Приобщение детей старшего дошкольного возраста к национальной традиционной культуре
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
В настоящее время возрождается интерес к национальным культурам, к обрядам и обычаям наших предков, к различным этапам развития истории народов и племён. Но если мы представим себе новорождённого ребёнка, входящего в современный нам мир цивилизации, то можем увидеть, что родители окружают его вниманием и заботой в соответствии со своим пониманием и своими возможностями. Однако традиционным в их действиях является лишь говорение с малышом на родном языке, реже использование напевов, пестушек и потешек, игр.
Публикация «Программа „Родничок“, Приобщение детей старшего дошкольного возраста к национальной традиционной культуре» размещена в разделах
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Сказки и загадки присутствуют в его воспитании лишь как элемент фольклора, обрядовая часть отсутствует вовсе, подтексты культуры незнакомы порой даже самому педагогу. Видимо, поэтому часто знакомство со своей родной культурой, именно знакомство, поверхностное, внешнее.
Программа «Родничок» имеет хороший потенциал, способствующий возрождению многовековых традиций России. Она определяет новые, основанные на приобщении к истокам русской народной культуры, ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста, что должно стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность. В основу положена система работы по приобретению знаний и ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с прошлым родного края, с основами русской народной культуры.
Приоритеты программы :
1. Использование в разговорной речи старославянских слов и изречений.
2. Знакомство с национальными окружающими предметами, впервые
пробуждающими душу ребёнка, воспитывающими в нём чувство красоты,любознательность.
3. Использование всех видов фольклора (сказки, песенки, потешки,пословицы, поговорки, хороводы и т. д.) в повседневной деятельности.
4. Знакомство с народными праздниками и традициями. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.
5. Знакомство детей с народно-декоративным искусством.
Цель: сформировать интерес к познанию истории и культуры наших предков у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Познакомить с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами.
2. Прививать интерес к культуре русского народа через знакомство с обычаями, обрядами, праздниками, традициями, народным творчеством, искусством.
3. Способствовать общему развитию ребёнка, прививая ему любовь к Родине (русской культуре, русскому языку, природе).
4. Развивать творческие и познавательные способности детей с учётом их возрастных и психологических особенностей.
5. Реализовать идею активного воспитания гражданина России, патриотизма малой родины.
Принципы
1. Принцип систематичности и последовательности предполагает усвоение материала в определённом порядке, системе; доступность и привлекательность необходимой информации.
2. Принцип культуросообразности – воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и специфическими особенностями, присущими традициям.
Перспективный план построен на основе народного календаря, в котором чётко прописаны все календарные, народные, обрядовые праздники. Внимание акцентировано на дни народного календаря, доступные пониманию дошкольников, такие как «Осенины», «Масленица», «Рождество».
3. Принцип сочетания научности и доступности исторического материала, учитывающий приоритет ведущей деятельности дошкольника – игры.
Сущность состоит в том, чтобы ребёнок усваивал реальные знания, правильно отражающие действительность. Через принцип научности раскрывается перед детьми картина развития мира, изменение изучаемых объектов, обращается внимание на наиболее важные стороны процесса их развития, зависимость от внешних условий, места, времени.
4. Принцип интеграции – определяет глубину взаимосвязи взаимопроникновения разных видов искусства и разнообразной деятельности детей.
5. Принцип природосообразности – учитывает возрастные и индивидуальные особенности, задатки, возможности обучающихся при включении их в разные виды деятельности. Строится соответственно возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников. Опирается на зону ближайшего развития.
6. Принцип наглядности реализуется с помощью специальных пособий и развивающей среды. Он соответствует основным формам мышления дошкольника : наглядно-действенное; наглядно-образное.
Реальные предметы и наглядные образы способствуют правильной организации мыслительной деятельности ребёнка, обеспечивают понимание и прочное запоминание.
Формы работы
Организованная образовательная деятельность:
- игры дидактические, дидактические с элементами движения, сюжетно-ролевые, подвижные, хороводные, театрализованные, игры-драматизации, игры на прогулке;
- чтение и обсуждение программных произведений разных жанров, чтение, рассматривание и обсуждение художественных книг;
- викторины, сочинение загадок;
- инсценирование и драматизация отрывков из сказок, разучивание стихотворений, развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера;
- рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам и потешкам, произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, обсуждение средств выразительности;
- продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) по замыслу, на темы народных потешек, по мотивам знакомых стихов и сказок, на тему прочитанного или просмотренного произведения; рисование иллюстраций к художественным произведениям; рисование, лепка сказочных животных; творческие задания;
- танцы, показ взрослым танцевальных и плясовых музыкально-ритмических движений, показ ребёнком плясовых движений, совместные действия детей, совместное составление плясок под народные мелодии, хороводы;
- игры и упражнения под тексты потешек, народных песенок, считалок; сюжетные физкультурные занятия на тeмы прочитанных сказок, потешек.
Посещение библиотеки, мини-музея – одно из основных средств развития эмоционально-чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним; неоценимое средство развития положительных эмоций, эстетического вкуса ребёнка, его познавательной активности.
Познавательные беседы – развивают мышление ребёнка, осмысленное восприятие события. У детей активно совершенствуется нравственное и эстетическое отношение к народным традициям, национальному наследию. Беседы организуются как итоговые по окончании праздничного периода с детьми старшего дошкольного возраста.
Предпраздничные посиделки – основная цель – это подготовка к празднику. На посиделках не только разучивают песни, игры, затевают хороводы, но и изготавливают разные предметы, которые необходимы для праздника; знакомятся с народной игрушкой, декоративно-прикладным искусством, устным народным творчеством.
Оформление выставок в детском саду. Выставки бывают тематическими и сезонными. Местом оформления выставки могут быть музыкальный зал или групповая комната. Содержанием выставки являются произведения народно-прикладного творчества или творческие работы детей по рисованию, лепке, аппликации, ручному труду.
Творческая продуктивная и игровая деятельность детей. Творчество – главное средство освоения ребёнком культурно-исторического опыта и движущая сила развития личности. От эмоционального восприятия дошкольники легко переходят к подражательсту. Из глины, пластилина, бумаги, картона они изготавливают понравившиеся предметы. Создавая собственные маленькие произведения, дети выражают своё отношение к культурному наследию.
Праздники – это день, который наполнен радостью, весельем. Праздники связаны не только с ритмом жизни, но и с традицией, обычаями, обрядами. Праздник – радость, а вместе с тем деятельность, направленная и на физическую, душевную разрядку, и на реализацию социальных требований. Праздник, народный обряд являются большой, яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми любимые в народе обряды и праздники, мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и в их памяти оставляем глубокий след.
Работа с родителями. Педагоги пришли к общему мнению, что нужно воскресить отношения в семье, которые существовали в старину. Поэтому родителей приглашают на занятия, консультации и родительские собрания, где им рассказывают о культуре и истории нашего края, вместе с ними оформляют папки-передвижки, организовывают совместные выставки и экскурсии, готовят праздничные мероприятия и участвуют в них. Совместные переживания взрослых и детей сближают семьи, родители узнают о способностях и возможностях своего ребёнка.
Методы и приёмы
Метод интерактивной игры – означает возможность взаимодействовать, вести беседу, диалог с кем-либо. В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие дошкольников не только с воспитателем, но и друг с другом, а также совместно организованную познавательную деятельность социальной направленности. В такой игре дети узнают новое, учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт.
Наглядные методы – дают возможность ребёнку всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать причины, делать выводы. Без наглядности невозможно провести ни одного занятия.
Словесные методы и приёмы – позволяют в кратчайший срок передать детям информацию, поставить перед ними учебную задачу, указать пути её решения. Словесные методы и приёмы сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами, делая последние более результативными.
Практические методы придают практический характер познавательным занятиям. Они направлены на реальное преобразование вещей, в ходе которых ребёнок познаёт свойства, качества, признаки, связи, недоступные непосредственному восприятию.
Практическая деятельность направлена на подготовку детей к восприятию нового материала; на усвоение ими новых знаний, умений и навыков и на закрепление, расширение и совершенствование усвоенных.
Технология проектирования позволяет развивать творческие способности дошкольников и педагога.
Информационно-коммуникационные технологии позволяют собирать материал и выпускать папки-передвижки для родителей, проводить занятия с показом слайдов, презентаций, видеороликов.