Пищулина Оксана
Рекомендации молодого педагога «С чего начать мини-музей в группе»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
«Рекомендации молодого педагога на тему «С чего начать мини-музей в группе».
Музей, как огромный волшебный ларец, хранит необычную драгоценность – время, которое живет в виде музейных предметов, созданных человеком. Мы хорошо понимаем, что экскурсионная деятельность наилучшим образом позволяет познакомить детей с историей и культурой своей страны. Экскурсии по музею способствуют развитию познавательного интереса, связной речи дошкольников, помогают по-новому взглянуть на мир. Знакомство с экспонатами музеев помогает приобщить детей к миру прошлого. Здесь же они получают патриотическое воспитание, зарождение в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей.
Публикация «Рекомендации молодого педагога „С чего начать мини-музей в группе“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Темочки
Музей – это дитя таланта и профессионализма. Организация музея – это своеобразный спектакль, который требует талантливого режиссера, который сможет охватить своим замыслом все слагаемые музея: суть, предмет, информацию, изображение… и если театр начинается с вешалки, то наш музей начался с маленькой косточки.
…. История рождения нашего мини-музея началась одним летним жарким днем, когда проект «Кубанский хуторок» уже шел полным ходом и волновал умы детей.
Малыш средней группы принес в садик косточку. Он обратился к воспитателю со словами: «Посмотрите какая косточка оказалась внутри персика, который мы с мамой купили на рынке» Дети сразу же окружили воспитателя и малыша с косточкой. «Мы тоже покупали персики и там были такие же косточки. Я попытался их разгрызть, но ничего не вышло. Оно такое твердое!»
Воспитатель: «А зачем ты хотел его разгрызть?»
Ребенок «Что бы посмотреть, что внутри»
Воспитатель: «А ты обратил внимание какая эта косточка интересная снаружи?»
Дети на мгновение замолчали… и тут полился поток информации!
Дети: «Она круглая!» «Нет не круглая! Она похожа на капельку!» «А еще она не ровная как будто ее поцарапали!» «Нет не поцарапали, а вспахали как поле. Я видел, как землю пашут, когда ездил к тете в станицу» «Ой, она колется!» ….
На этом история не закончилась. На следующий день дети вместе с воспитателем рассматривали уже несколько косточек от разных фруктов. Дети перебирали их, рассматривали, делились своими историями из жизни, какие еще косточки они видели и какие фрукты, и овощи были на вкус.
И процесс был запущен. В течение некоторого времени в группе набралось порядка 15 косточек. И встал вопрос: как их сохранить и куда их положить? Дети вместе с воспитателем сделали карточки, на которые приклеили косточки, подписали от каких фруктов и овощей они и поставили в коробочку на полку. В любое время малыши могли подойти к полочке взять коробку с карточками и рассмотреть собранные ими косточки.
В ходе проекта «Кубанский хуторок» воспитатели делились опытом. И многие заинтересовались коллекцией косточек средней группы. Эта маленькая, не замысловатая коробочка с косточками и семенами побывала во всех группах.
Дальше – больше. Дети подготовительной группы вместе с воспитателями создали целый каталог семян овощных культур. С информацией о растении, плода или зелени ради которой выращивают это растение, с пакетиком семян на обратной стороне, которые можно будет взять в любой момент и посадить. Очень красочными и познавательными получились дневники наблюдения за ростом и развитием растений. В них представлены не только данные с указанием дат и роста, но и строение и разновидности исследуемого растения.
Воспитатель изготовил информационный альбом «Рост растения» в котором подробно изображены все этапы роста растения от посадки семени до появления плода.
Родители старшей группы сделали для детей познавательные альбомы зерновых культур которые выращивают в Краснодарском крае. Силами тех же родителей в нашем детском саду появилась коллекция этих зерновых культур. В ходе исследований выяснили что в зависимости от разновидности зерновых культур существуют и разные виды муки. С помощью кофемолки, которая заменила мельницу, дети наблюдали процесс перемалывания зерна в муку.
А дети с родителями еще одной подготовительной группы воссоздали процесс изготовления хлеба от зернышка до выпечки. И на этом не остановились. Благодаря родителям дети узнали, что хлеб в этой цепочке не последнее звено. Хлеб можно использовать как составляющее чего-либо, например, хлебный квас.
В ходе наблюдения за ростом подсолнечника, детей заинтересовал вопрос, как еще можно использовать семя этого растения, кроме увлекательного щёлканья? И опять к нам на помощь пришли родители. С помощью несложного примера был воспроизведен процесс изготовления растительного масла от семечки до жидкости. Естественно использование масла в жизни и питания человека не был упущен.
Бурю эмоций вызвал процесс сбора урожая. Радость от проделанной работы не была поддельной. Что бы запечатлеть результат во всех группах были разработаны лэпбуки на тему «Фрукты и овощи» Этот опыт очень ценен. Так как дети с удовольствием обращаются к данному виду экспоната чтобы поиграть и порассуждать. Лепбуки очень разные. От папок до настольных композиций с богатым наполнение.
Чувство умиления настигает нас, когда наблюдаешь игры детей с экспонатами мини музея и слышишь нотки гордости за участие своих родителей. «Это мой папа сделал!» или «Это мы с мамой рисовали!»
Правила поведения в нашем музее гласят:
1. В нашем музее многие экспонаты разрешено трогать руками!
2. Рассмотренные экспонаты нужно положить на место.
3. Экспонаты нельзя ломать и забирать домой.
4. Можно и даже нужно задавать вопросы.
5. Можно пополнять музей новыми экспонатами
Залог хорошего мини-музея в детском саду — его интерактивность. Если детям разрешают потрогать, понюхать, поиграть, рассмотреть вблизи экспонат — они чувствуют себя причастными к процессу и начинают интересоваться историей создания экспоната, легче усваивают материал. Мини-музеи стали неотъемлемой частью воспитания творческой личности, и мы уверены, что ребенок покидает музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».
В этот момент уместно процитировать слова выдающегося швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци: «В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка».
В обычном музее ребенок лишь пассивный созерцатель, а здесь ребенок и родители являются соавторами, творцами экспозиции.
Работа по созданию мини-музеев сплачивает воспитателей, родителей, детей. Родители начинают интересоваться педагогическим процессом, задают вопросы, предлагают помощь, в результате чего улучшаются партнерские отношения с родителями, наблюдается рост духовно-нравственного воспитания детей.
Таким образом, мини-музей в ДОУ может стать сегодня самым совершенным институтом воспитания, ведь современные музеи в детских садах представляют ценность не только музейными экспозициями и наличием экспонатов, но, прежде всего, содержанием проводимой воспитательной работы с детьми.
Проделанная работа показала, что коллекционирование приучает ребенка к аккуратности, усидчивости, работе с материалом, развивает любознательность и познавательную активность, воспитывает качества нужные для исследовательской работы, способствует развитию инициативности, креативности, коммуникативных и других базовых качеств личности.
На сегодняшний момент мы составляем план нового витка проекта «Кубанский хуторок». Но в его составлении учитываем и пожелания детей. На сегодняшний день дети просят расширить игровую составляющую мини-музея новыми лепбуками. Девочки заинтересовались выращиванием цветочных культур и изучением искусства оформления цветочных клумб.