Яблокова Ольга Владимировна
Методическая разработка «Речевая гимнастика для «Певунчиков»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Дыхательная гимнастика для «Певунчиков». (Дикционные,
дыхательные и другие упражнения, которые помогут научить детей владеть своим голосом, речью, дыханием.)
Данные упражнения предлагается использовать на занятиях по обучению вокалу детей дошкольного и младшего школьного возраста. Цель упражнений - формирование у воспитанников свободы и силы голоса в исполнении, расширение диапазона голоса, его подачи и качества звучания. Достижение данной цели возможно через решение следующих задач:
Публикация «Методическая разработка „Речевая гимнастика для „Певунчиков“» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
познакомить детей с основами певческого дыхания, помочь в освоении упражнений на развитие дыхания и силы голоса;
сформировать у воспитанников правильную дикцию и артикуляцию, освоение упражнений направленных на развитие артикуляционного аппарата;
развивать чувство ритма, координацию движений, музыкальную память и слух;
тренировать голос в упражнениях для изменения темпа речи, повышения или понижения высоты голоса;
развивать интонационную выразительность речи;
заинтересовать занятиями вокалом, стимулировать познавательную активность и эмоциональный отклик у воспитанников через игровые приемы, использование разных видов деятельности.
Литература:
Л. В. Романова «Школа эстрадного вокала» С-П. 2007г.
О. Далецкий «Искусство обучения пению»
Е. Э. Сугоняева «Музыкальные занятия с малышами» «Феникс» 2002г.
И. Г. Сухин «Непослушные скороговорки для «непослушных» звуков»
Ярославль,Академия холдинг 2004г.
Дыхательные упражнения
Если эмоции не выражаются через звук,
Опирающийся на дыхание, то голос стирается.
Франческо Ламперти «Вокальная мудрость»
Искусственно выработанное, так называемое певческое дыхание-это умение проводить короткий вдох и продолжительный плавный выдох, что дает возможность свободно говорить фразами, литься голосу.
Правильное дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания соответствующей громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности и интонационной выразительности.
Дети дошкольного возраста, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, имеют очень малый звуковой объем, затрудняются в произнесении длинных фраз. Часто такие дети не договаривают слова и нередко концы фраз произносят на шепоте. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, от чего речь становится нечеткой, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает петь фразы в ускоренном темпе. Выбрать правильное дыхание помогут специальные упражнения.
«СНЕГ» Предложите ребенку подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребенка должны быть округлены и слегка вытянуты вперед. Эти упражнения могут выполняться с высунутым и сложенным в трубочку языком, чтобы воздух проходил по середине языка.
«КОРАБЛИК» Наполните емкость водой и научите ребенка дуть на легкие предметы, например, кораблики. Дуем на кораблик, чтобы он поплыл. Можно устроить соревнования, чей кораблик дальше поплывет.
«ИГРУШКИ» Разнообразные дудочки, трубочки помогают формировать сильную струю воздуха.
«ЧАЙНИК ЗАКИПЕЛ» В стакан налейте воды, примерно половину, и вставьте трубочку для коктейля. Сначала потихонечку выдыхаем воздух в трубочку- чайник закипает, усиливаем выдох - он кипит, еще усиливаем выдох – вода бурлит. Не забываем, плечи не поднимать!
«ФУТБОЛ» Сооружаем из конструктора или другого материала ворота, возьмем шарик для пинг-понга или любой другой легкий шарик и играем в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота.
«БАБОЧКА» Вырежьте из бумаги бабочку или самолет и подвесьте их на нитках. Предложите ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела.
«ВДОХ НА СЧЕТ» Исходное положение: стань прямо, руки опущены вдоль тела, ноги на ширине плеч. Расслабься. Вдох производится медленно через нос, как бы принюхиваясь. Сначала заполняй воздухом живот, пока он не станет выпуклым, затем - диафрагму,а потом грудь. Задержи дыхание, а затем медленно выдыхай: грудь, диафрагма, живот (6 секунд – вдох, 6 секунд – задержка, 6 секунд – выдох). Упражнение повторить 8-10 раз, пока не почувствуешь прилива бодрости.
«ЧИТАЕМ СТИХОТВОРЕНИЕ» Медленно вдохни, на мгновение задержи дыхание, а затем очень громко (но не переходя на крик) с выражением, довольно медленно, делая ударение на каждый слог, прочитай стихотворение:
На-ша Та-ня гро-мко пла-чет:
Уро-ни-ла в реч-ку мя-чик.
Ти-ше, Та-неч-ка, не плачь,
Не уто-нет в реч-ке мяч!
Вместо этого четверостишья можно прочитать любое другое. Читая стихотворение, не вдыхай воздух. Надо распределить выдох так, чтобы его хватило на все четверостишье, а в дальнейшем и на два прочтения. Цель этого упражнения – расширить объем дыхания.
«СТИШОК ЧЕРЕЗ НОС» Медленно и громко, как в предыдущем упражнении, прочти стихотворение через нос, с закрытым ртом. Следи, чтобы воздух при первом же слове не ушел через нос. Помимо требований, изложенных в предыдущем упражнении, нужно добиться, чтобы слова стихотворения звучали внятно, и окружающие могли понять, что ты читаешь.
Упражнения, направленные на развитие артикуляционного аппарата и произношения.
Четкая дикция – непременное условие успешного выступления на сцене. Для вокалиста работа над артикуляцией имеет особое значение, потому что влияет на силу голоса, его подачу и качество звучания.
Все упражнения для губ и языка делаются перед зеркалом.
«ПОЦЕЛУЙ-УЛЫБКА» вытяни губы трубочкой, будто хочешь поцеловать кого-то на расстоянии или произнеси звук «у-у-у», а затем широко улыбнись во весь рот, растягивая губы и обнажая зубы.
Повтори это упражнение не менее 10 раз на счет «раз, два, раз» - губы вытянуты трубочкой, «два» - переведены в широкую улыбку. В результате тренинга начальное напряжение губ и щек должно исчезнуть.
«ШЕВЕЛЕНИЕ ХОБОТКОМ» Убедившись, что губы, сложенные в трубочку –«хоботок», устойчиво зафиксированы, подвигай «хоботком» вправо – влево. Щеки должны быть неподвижны. Это получается не сразу, поэтому, вначале их можно придержать ладонями. Упражнение выполнено правильно, если «хоботок» свободно движется влево и вправо при неподвижных мышцах щек.
«СЛОНЕНОК» Глядя в зеркало, зафиксируй «хоботок», а затем подними его вверх на счет «раз» и опусти вниз на счет «два». Подбородок и нижняя челюсть должны быть неподвижны. Проделай упражнение не менее 10 раз. Не старайтесь добиться большей амплитуды движения. Следите за свободой движения «хоботка» и неподвижностью нижней челюсти и мышц щек.
«КОНФЕТКА» Упрись кончиком языка в щеку и растяни ее, а затем – другую, словно ты катаешь во рту конфетку: раз-два, раз-два. Постепенно усиливай давление языка на щеки. Повторить упражнение не менее 10 раз. Для снятия напряжения сделай несколько жевательных движений и проглоти слюну.
«КАЧЕЛЬКА» Упрись кончиком языка в верхнюю губу, а затем в нижнюю. Повтори упражнение не менее 10 раз.
Дикционные упражнения, направленные на развитие
дыхания и силы голоса.
В русском языке всего шесть гласных звуков А-О-У-Э-И-Ы
Эта последовательность образует так называемую линейку гласных. Запомнив ее, можешь приступать к следующим дикционным упражнениям.
«ЛИНЕЙКА ГЛАСНЫХ» Вдохни, задержи дыхание и на выдохе слитно (как одно слово) произноси «линейку гласных», пока не закончится воздух. Засеки время по секундомеру. С каждым следующим разом время должно увеличиваться. Повтори упражнение не менее 5 раз.
Повтори все то же самое, только гласные в линейке произноси отрывисто, отделяя каждый звук друг от друга.
«ЛИНЕЙКА СЛОГОВ» Вдохни, задержи дыхание и на выдохе «полсылая» звук в темя или в «маску» (в нижнюю часть лба, стремясь, чтобы гласная звучала коротко и резко, как выстрел, а согласная – длинно, произнеси следующие слоги: ПУ ПО ПА ПЭ ПИ ПЫ
БУ БО БА БЭ БИ БЫ
Каждая «линейка» произносится на новом вдохе. При выполнении этого упражнения не нужно следить за выдохом – он естественным образом получится правильным. Повтори упражнение не менее 5 раз. Контролируй, чтобы все звуки звучали четко, в голосовых связках не было напряжения, а в горле не першило.
«ЛИНЕЙКА СЛОГОВ - 2» Постепенно усложняй выполнение рассмотренного выше задания. ПУ ПО ПА ПЭ ПИ ПЫ
БУ БО БА БЭ БИ БЫ
КУ КО КА КЭ КИ КЫ
ГУ ГО ГА ГЭ ГИ ГЫ
ПУ – БУ ПО – БО ПА – БА ПЭ – БЕ ПИ – БИ ПЫ – БЫ
КУ – ГУ КО – ГО КА - ГА КЭ – ГЭ КИ – ГИ КЫ – ГЫ
Дыхательные упражнения и голосовой тренинг с
применением движений.
«НАСОС» Упражнение выполняется стоя. Ноги на ширине плеч. Вообрази, что ты стоишь рядом с насосом. Мысленно возьми за рукоятку насоса и, резко наклоняясь, нажимай на нее, как будто накачиваешь воздух. Подражая звуку, который производит воздух, проходящий через ниппель, последовательно произнеси: СУ СО СА СЭ СИ СЫ. Каждый слог соответствует одному выдоху.
«ЛЫЖНИК» Встань в позу бегущего лыжника, слегка согнув колени и как бы приготовившись к старту. Делай руками движения лыжника, отталкивающегося палками от снега. Это упражнение выполняется более интенсивно, чем «насос» Каждый слог соответствует одному выдоху.
СУ СО СА СЭ СИ СЫ
Важно синхронизировать звук и движения. В первом и во втором упражнении высота звука и его характер должны быть разными.
«ШАР ОПУСКАЕТСЯ» Исходное положение: встань ровно, ноги на ширине плеч, руки подняты вверх. Мысленно представь себе, что у тебя в руках воздушный шарик. Сделай глубокий вдох, втяни живот и на одном выдохе медленно опускай руки с воображаемым шариком, следя за ним взглядом и произнося: МУМ – МОМ – МАМ – МЭМ – МИМ – МЫМ
Гласный звук не затягивается – он должен быть кратким. По окончании упражнения руки опускаются вниз, а взгляд фиксируется на воображаемом шарике.
«ШАРИК СКАЧЕТ» Представь, что у тебя на одной ладони воздушный шарик. Посмотри на него, легким движением перебрось его на другую руку, сопровождая следующими звуками:
МУ-МУ-МУМ МО-МО-МОМ МА-МА-МАМ
МЭ-МЭ-МЭМ МИ-МИ-МИМ МЫ-МЫ-МЫМ
Каждый его перелет происходит на один вдох и один выдох. Первые два слога произносятся медленно, готовясь к броску, третий кратко – бросок ладонью.