Цикуренко Анжелика Владимировна
Сценарий развлечения с использованием фольклорного материала «Ярмарка» для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Познакомить детей с жанрами русской песни (трудовые, солдатские колыбельные, шуточные)
Учить передавать ритмический рисунок рнп «Во кузнице», определять 2-ух частную форму произведения.
Продолжать учить детей играть в оркестре, в соответствии с темпом, ритмом музыки, слушая друг друга.
Развивать песенное и игровое творчество, артистизм.
Обогатить словарный запас словами: хоровод, кузница,бродить, плутать.
Формировать представление о жизни и быте русского народа, о его традициях в игровой форме.
Воспитывать любовь и уважение к Родине.
Ход.
Публикация «Сценарий развлечения с использованием фольклорного материала „Ярмарка“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Ярмарка. Фольклорные развлечения
- Темочки
• Вход детей под народную хороводную. Дети одеты в русские национальные костюмы. Дети проходят круг по залу, встают около стульчиков.
• Исполняют «Приветствие» (М. р. обращает внимание на гостей, присутствующих на занятии)
Мр. Ребята, что необычного вы заметили в музыке, которая вас встретила сегодня? Как вы думаете, она звучала в народном стиле или в современном?
Ответы детей.
Мр. Да, друзья, русская народная музыка. Она хочет отправить нас в путешествие в прошлое - перенести нас в мир древнерусской культуры, к русскому народному фольклору, те, во времена, когда не было машин, телефонов, телевизоров…
Я думаю, нам будет там очень интересно. Отправляемся! А поможет нам в этом Хоровод – древний вид русского танца, что означало - водить хором, те вместе. (Дети идут хороводным шагом. М. р напоминает об осанке, постановке рук, движении ног)
• Пройдя круг дети присаживаются на стульчики. Мальчики – Коробейники готовятся к выходу - занять места у прилавков.
Мр. Гой еси, Люди добрые!
Гой еси, красны девицы!
Гой еси, красны молодцы!
Гой еси, барыни – красавицы!
Нонче все на ярмарку приглашаются!
• Звучит фон – инструментовка р. н. п. «Субботея»
Выход мальчиков – Коробейников (на шее висят коробки с товаром)
Встают за накрытые столы ( Прилавки с товаром: муз инструменты, платки, матрешки с загадками внутри)
1. Ребенок.
Народ, собирайся, ярмарка открывается!
Ярмарка, ярмарка!
Огневая яркая, плясовая жаркая.
2. Ребенок.
Веселись, честной народ!
В гости ярмарка идет!
3. Ребенок.
Глянь налево – лавки с товаром,
Глянь направо – веселье даром!
Солнце яркое встает,
Спешит на ярмарку народ.
4. Ребенок.
Идем на базар, чтоб купить себе товар.
Открываются палаты,
Посмотри – ка, чем богаты.
Воспитатель. А как же мы у вас товар купим, у нас денег нет!
МР. Наша ярмарка необычная!
Стоит загадку отгадать
Вмиг товар сможешь забрать.
Воспитатель. Где же ваши загадки?
Мр. Подожди немножко!
Загадка все в матрешке!
Воспитатель берет матрешку. Читает загадку про платки.
5. Ребенок.
А вот платки на прилавке
На девчат они глядят.
Так и хочется в нарядных
Погулять и поплясать.
Вы, девчата, подходите.
Да платки скорей купите.
• Группа девочек подходит, берут платочки.
Танец «Народное гулянье» (Парный)
Мр.
Ты играй моя гармошка!
До ре ми фа соль ля си!
Посмотрите, полюбуйтесь,
Как плясали на Руси!
И снова мы видим хоровод! Те. - хором, вместе!
Какое основное построение хоровода?
Конечно, круг, олицетворение солнца, большой магической силы.
Воспитатель. Что же интересного нас ждет дальше?
Мр. Вы матрешку возьмите,
Что внутри там поглядите!
Воспитатель открывает матрешку.
• Матрешка с загадкой (аудио звук Наковальни).
Воспитатель показывает сам наковальню (фото, видео)
Мр. Это работают в кузне кузнецы. Вы слышите звук металлический звонкий или деревянный глухой?
Ответы детей.
А еще, чтобы легче и быстрей работалось, кузнецы пели.
Россия, Россия, края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут
Они прославляют просторы родные,
Раздольные русские песни поют.
• Слушание р. н. п. «Во кузнице» (беседа.)
Раньше люди не умели писать, читать, не знали нотной грамоты и песни не записывали, а пересказывали друг другу. Одна песня могла иметь много авторов, так как каждый пел её немного по-своему. Вот и получалось, что песня сочинялась в народе.
Песни сопровождали людей в труде и в отдыхе.
Так они назывались Трудовые, если песни пели во время работы, труда; колыбельные (укладывали спать младенца в колыбели, военные, когда шли на войну защищать Родину, шуточные – когда отдыхали.
Как вы считаете, песня «Во кузнице» к какому из песенных жанров относится?
• Повторное Слушание 2-ух куплетов.
Ответы детей. Трудовая песня.
Мр. Да это трудовая песня. На любой ярмарке можно было встретить кузнецов, которые могли подковать лошадь, сковать из металла красивую изгородь.
Как вы думаете, у кузнеца легкий или тяжелый труд?
Ответы детей.
Мр. Вот поэтому он работает не один, а в паре. Сейчас мы отправимся в кузницу и сами попробуем поработать молотками. Начиналась работа с размашистых движений тяжелым молотом– звуки в музыке длинные или короткие (дети отвечают)
А потом – коротко отстукивали маленькими легкими молотками. Какие звуки по длительности вы услышали – короткие или длинные?
• Ритмическая дорожка (молоточки)
Воспитатель. Как вы хорошо потрудились! А вот эти инструменты тоже кузнецы ковали?
так хочется на них поиграть!
Муз. рук. Тогда попробуйте другие загадки отгадать!
Воспитатель берет Матрешку с загадками про инструменты. (Дети отгадывают названия инструментов, берут отгаданный инструмент)
• Берут с прилавка Инструменты (бубны, ложки, трещотки, бубенцы)
(Муз рук помогает детям распределиться на исполнителей 1-ой части и 2-ой части каждого куплета)
• Оркестр - импровизация под инструментовку «Во кузнице»
Муз. Рук. Особенно любили в народе хороводные песни. Слово «хоровод» произошло от слова «водить хором», то есть вместе. Люди вставали в круг, брались за руки и веселились. Давайте и мы хоровод заведём да поиграем!
Воспитатель. А во что будем играть?
Муз. Рук. Нужно будет отгадать!
• Матрешка с загадкой про Лешего.
Гость придет к вам непростой-
Строгий дедушка лесной.
За порядком он следит,
Да на всех в лесу ворчит.
Дети. Леший.
Воспитатель. А где же мы Лешего возьмем?
МР. Вместе дружно позовем!
Леши, Леший! Хватит спать!
Выходи скорей играть!
• Хороводная Игра «Леший»
(Дети образуют круг. Идя под музыку по кругу произносят текст в соответствии с темпом музыки, выполняют движения. По окончании слов игры дети убегают от водящего на свои места. Водящий старается поймать игроков)
Леший. Какие вы, ребята хорошие! Дружные! Да и меня развеселили, не обидели! Подарочек вам за это от меня. До свиданья, детвора!
• Передает воспитателю раскраски «Гармонист».
Мр. Благодарит Лешего и прощается с ним.
• Леший уходит.
Заключит слова муз рук.
Сегодня, ребята, мы прикоснулись к музыкальному творчеству прошлых лет русского народа – фольклору.
Я надеюсь, что это помогло вам (стать еще дружнее, веселее) глубже проникнуться в его душу и характер и еще крепче полюбить нашу родную землю – Россию.
• Дети уходят в группу разукрашивать подаренные картинки.