Анна Климова
Развивающее панно «Дерево «Времена года»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка. Развивающее панно «Дерево «Времена года»
Климова Анна Владимировна
Воспитатель первой квалификационной категории, МКДОУ№1.
Р. п. Бисерть 2016г.
Предлагаю Вашему вниманию панно «Дерево «Времена года», который я изготовила для своих ребят.. В интернете очень много идей по его выполнению, увидев его, я решила воплотить эту идею в жизнь.
Публикация «Развивающее панно „Дерево „Времена года“» размещена в разделах
- Времена года, месяцы, недели. Игры и дидактические пособия
- Времена года. Макеты сезонных деревьев
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Деревья и кустарники
- Поделки. Мастерим с детьми
- Темочки
В результате получилось вот такое пособие по изучению сезонных изменений в природе.
Панно «Дерево. Времена года». Пособие для дидактических игр по изучению времен года
Цель:
Работа с пособием направлена на закрепление знаний детей о природе и характерных признаках времени года, о животном и растительном мире, развитие связной речи, закрепление умения составлять небольшие предложения и рассказы, развитие психических процессов (мышления, воображения, памяти, внимания, восприятия, развитие познавательных и творческих способностей, совершенствование лексико-грамматических категорий языка.
Панно «Дерево «Времена года» может быть использован в следующих образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Данное пособие будет полезно для детей всего дошкольного возраста (с 1,5 до 7 лет, педагогов и родителей.
Пособие направлено:
-на облегчение усвоения материала с опорой на наглядность;
-развитие познавательного интереса, лексико-грамматического строя речи;
-формирование элементарных математических представлений;
-сенсорное развитие;
-развитие мелкой моторики рук;
-развитие зрительного восприятия, самостоятельности.
Такое дерево способствует эффективному формированию представлений о временах года у детей :
Дидактическое пособие состоит из коврика-панно, сшитого из разных видов ткани, на котором пришит силуэт дерева (яблоня) и меняющихся деталей по временам года (цветочки, листья, снежинки и т. д.). Фигурки животных могут использоваться как пальчиковые куклы. Для отделки использована различная фурнитура (кнопки, крючки, текстильная лента – «липучка», шнур, пуговицы).
Панно можно повесить, положить – при этом надо учитывать, чтобы было хорошее освещение и свободный подход. Крепиться панно с учётом роста ребёнка, чтобы он мог играть стоя и сидя на стуле. Детали хранятся в кармашках.
У детей есть возможность самостоятельно расставлять и снимать предметы.
Играя с развивающим пособием «Дерево «Времена года», у детей вырабатываются навыки быстрого произвольного переключения внимания, повышается уровень наглядно-действенного мышления и зрительного восприятия, развивается зрительно-моторная координация.
Данное пособие – это совокупность дидактической и словесной игры, но в отличие от дидактической игры, охватывает многообразие различных игр, а в отличие от словесно – речевой игры – имеет наглядность. «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать – и я пойму», гласит китайская притча. Поэтому данное пособие является сочетанием дидактической задачи, реализацией речевых возможностей, визуализацией конкретных образов, допустимости манипуляций с этими образами
.
Результативность
Основные достоинства дидактического пособия «Дерево «Времена года» :
•Доступность;
•Мобильность;
•Многофункциональность (как со всей возрастной группой, так и индивидуально, применение, как в организованной образовательной деятельности, так и включение в режимные процессы, и в самостоятельную деятельность детей);
•Возможность замены учебного материала;
•Использование в качестве образовательной и игровой мотивации.
Этапы работы с пособием «Дерево «Времена года» :
Как и в любой дидактической игре, при проигрывании с использованием данного пособия реализуются несколько этапов:
1. Постановка дидактической задачи (в зависимости от выбора игры, которая реализуется через игровую задачу;
2. Игровая задача определяет игровые действия, которые становятся задачей самого ребенка;
3. Результат, т. е. решение поставленной задачи.
Дополнительно к пособию подобраны тематические картинки и карточки: птицы: зимующие и перелетные; фрукты по цветовому различению, картинки с зенными явлениями и признаками; набор картинок и фигурок для работы с предлогами; подбор картинок с веточками и семенами деревьев.
Примеры игр и игровых заданий:
Образовательная область «Коммуникация»
Дидактическая игра «Чего не стало? Кого не стало?».
Цель: Упражнять детей в согласовании существительных в родительном падеже.
Игровой материал: Картинки с изображением птиц, листья разных цветов, яблоки, груши.
Ход игры: Воспитатель вывешивает на дерево 4-5 картинок и объясняет: «Чтобы играть в эту игру, надо хорошо запоминать, что висит на дереве. Я буду снимать одну из картинок, а вы должны ответить чего не стало (не стало воробья, не стало яблока,).
Дидактическая игра «Один — Много».
Цель: Упражнять детей в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падежах.
Ход игры: Воспитатель закрепляет на деревьях картинки и задаё т вопросы:
У меня в руке лист, а на дереве- ?
1 вариант
Лист-листья
Яблоко-яблоки
Воробей-воробьи
Снежинка-снежинки.
2 вариант «Что висит на этих деревьях? или кто сидит на деревьях?». Дети отвечают: «На дереве слева висит один лист, а на дереве справа- много листьев.»
Дидактическая игра «Посчитай и скажи сколько».
Цель: Упражнять детей в согласовании числительных с существительными.
Ход игры: дети подходят к дереву и считают, например, снежинки: «Одина снежинка, две снежинки, три снежинки».
Дидактическая игра «Назови ласково».
Цель: Упражнять детей в образовании уменьшительно-ласкательной форме существительных.
Ход игры:
У меня в руке большое яблоко, а на дереве висит маленькое-… .
1. Цель: формирование лексико-грамматического строя
•«Жадина» ( назвать своим каждый предмет : мой, например, лимон, моя, мое, мои);
•«Посчитай» (от 1 до 5, например, одна перелетная птица, две перелетных птицы, и т. д.);
•«Варенье» или «Что из чего сделано?» (например, варенье из яблока какое? – яблочное);
•«Чья, чей, чьи, чье?» (У вороны голова – воронья, хвост вороний, крылья –вороньи, туловище - воронье);
•«Я, ты, он, она, мы, вы, они» (я смотрю на ласточку, ты смотришь на ласточку….);
•«Назови одним словом»;
•«Что в банках» (составление предложений, например, с предлогом -из - из чего сок, если в банках груши – из груш);
•«Чего не стало»;
2. Цель: Обогащение и активизация словарного запаса
•«Кто, что делает?» (например, белка: прыгает, чистит, грызет, собирает, меняет);
•«Найди и назови все желтые» (например, фрукты);
•«Игры - загадки»;
3. Цель: развитие связной речи
•«Что где находится»;
•«Кто, где спрятался» (игра на предлоги);
«Расскажи о погоде»
Задачи:
- Расширять представления о сезонных изменениях в природе.
- Воспитывать наблюдательность.
Ход игры.
1 этап: воспитатель рассказывает о состоянии погоды, сопровождая рассказ пристегиванием модулей.
2 этап: воспитатель предлагает детям рассказать погоде за окном, отразить свой рассказ на панно.
«Расскажи сказку, рассказ»
Задачи:
- Формировать способность детей к пересказыванию.
- Развивать зрительное и сенсорного восприятие; мелкую моторику рук; умение подражать героям.
Ход игры.
1 этап: воспитатель показывает, как пользоваться панно и рассказывать сказку или рассказ с последующим пристегиванием нужных модулей.
2 этап: воспитатель предлагает детям самим рассказать сказку или придумать рассказ. Дети выбирают нужные модули, рассказывают сказку, рассказ и пристегивают модули.
3этап: самостоятельная деятельность детей.
«Кто больше» (5-7 лет)
Задачи:
1. Уточнение, расширение и активизация словаря.
2. Формирование умения согласовывать существительные с прилагательными, глаголами в роде и числе.
3. Развитие внимания, памяти.
4. Развитие мелкой моторики.
I вариант
Игра проводится как итоговая после прохождения основной темы (весна, зима, лето, осень). Открыта только одна часть панно (например «Осень», с прикрепленными на ней элементами. Участники игры по очереди называют признаки осени (пожелтели листья, идет дождь, выросли грибы и т. д.). Кто назовет последнее словосочетание, тот победил.
II вариант
Открыта только одна часть панно. На ней выложены лишь основные неподвижные элементы. Рядом в коробочке съёмные элементы по теме. Участники игры по очереди называют один признак осени и прикрепляют соответствующий элемент на панно ( например: листопад-листья; идёт дождь-туча и капельки и т. д.)
Систематическое применение речевых игр позволяет детям устанавливать разнообразие связей, понимание логической зависимости между наблюдаемыми явлениями, сказывается в заметном изменении структуры детской речи: в увеличении числа предлогов и наречий, употреблении сложноподчиненных предложений, в целом — в улучшении строя детской речи, в овладении словообразованием, формообразованием и синтаксическими структурами.
Образовательная область «Физическое развитие»
Подвижная игра-эстафета «Укрась дерево»
Цель: упражнять детей в беге, закреплять умение действовать по сигналу воспитателя.
Игровой материал: листья, яблоки, груши.
Ход игры: Дети строятся в две колонны по одному друг за другом. По сигналу воспитателя дети, стоящие первые, берут листочек и прикрепляют его к дереву. Затем возвращаются и передают эстафету следующему игроку Выигрывает та команда, которая выполнит задание быстрее.
Подвижная игра-эстафета «Кто быстрее соберёт урожай».
Цель: упражнять детей в беге, закреплять умение действовать по сигналу воспитателя.
Игровой материал: яблоки, груши, корзинки.
Ход игры: Дети строятся в две колонны по одному друг за другом. По сигналу воспитателя дети, стоящие первые, бегут к дереву, снимают яблоко и кладут его в корзину. Выигрывает та команда, которая быстрее соберёт урожай с дерева.
Образовательная область «Познание.»
Формирование элементарных математических представлений»
Цель: Упражнять в счёте до 10; научить соотносить цифру с количеством предметов, решать задачи на сложение и вычитание. Ориентировка в пространстве. Развивать внимание, память, мышление.
«Сосчитай и подбери цифру» (Красных листьев, яблок, снежинок, птиц и т. д.)
«Чего больше? (меньше)» (листьев или яблок, красных листьев или жёлтых листьев и т. д.)
Решение задач: «Висело пять яблок, одно упало. Сколько яблок на яблоне?» и т. д.
Ориентировка в пространстве: «Куда плывут рыбки?» (утки, «Где спрятался зайчик?» и т. д.
Игра «Чего не стало?» На дерево прилетели птицы : воробей, синица, галка, ворона. Дети закрывают глаза, воспитатель убирает одну из птиц. Дети открывают глаза и должны назвать, какой птицы не стало (улетела).
Дидактическая игра «Подбери по форме» — учить детей зрительно обследовать, сопоставлять формы предметов с шаблонами. (Солнце-круг, облако-овал, сугроб-треугольник и т. д.)
Д\ И «Разложи по ведёркам» — развитие наглядно-действенного мышления. Группировке предметов по цвету,
Цель: Систематизация знаний и представлений об окружающей действительности
•«Зима, лето, весна, осень» (дети выбирают сезонные признаки);
•«Выбери» (например, всех перелетных птиц, всех зимующих, все желтые фрукты, все красные, все зеленые)
•«С какого и какой?» (например, лист березы, значит, он березовый; можно усложнить, и определить по контуру, по описанию);
Д/И «Что когда бывает?», закрепление признаков времён года.
Д\И «Найди по описанию» и другие.
«Что, где растёт?» ( классификация: фрукты-овощи)
«Больше – меньше»
Задачи:
- Формировать способность детей сравнивать предметы по величине с помощью условной мерки и путем наложения.
- Развивать мелкую моторику рук.
Ход игры.
На панно пристегнуты различные модули (цветы, снеговик, ёлка). Детям предлагается сравнивать их по величине.
«Геометрические фигуры»
Задачи:
- Способствовать формированию умения детей узнавать в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур; закрепить знания о геометрических формах.
- Развивать мелкую моторику рук, слуховое внимание, память.
Ход игры.
Дети собирают из треугольников - ёлку, из кругов – снеговика. Называют геометрические фигуры, их размер.
«Листочки деревьев»
Задачи:
-Закрепить умения детей соотносить предметы по цвету.
Ход игры.
Воспитатель называет время года, дети из трёх видов листочков выбирают подходящий и располагают их на панно.
«Один – много»
Задачи:
- Способствовать формированию умения составлять группу из отдельных предметов и выделять из неё один предмет, различать понятия «много» и «один».
Ход игры.
Дети располагают на дереве листочки и отвечают на вопросы: «сколько листочков?» (много); «сколько деревьев?» (одно); «сколько рыбок?» (много); «сколько бабочек?» (много); «сколько пчелок?» (одна).
«Когда это бывает?»
Задачи:
- Формировать способность детей наблюдать изменения в природе.
- Расширять представление о сезонных изменениях в природе; называть предметы каждого времени года.
Ход игры.
1 этап: на панно пристегнуты модули одного из времен года, детям предлагается отгадать, какое из времен года изображено.
2 этап: на панно пристегнуты модули определенного времени года, но допущены одна или две ошибки, детям предлагается найти эти ошибки.
«Кто это?»
Задачи:
- Формировать умение отгадывать загадки по наглядному изображению.
- Развивать память.
Ход игры.
1 этап: на панно пристегнуты модули героев, воспитатель загадывает загадки.
2 этап: воспитатель описывает одного из героев, дети отгадывают и пристегивают героя на панно.
«Красивая картинка»
Задачи: способствовать развитию умений и навыков у детей дошкольного возраста в пространственном ориентировании на плоскости, развитие мелкой моторики, зрительного и слухового внимания.
Игровая задача:
1 этап:
- Покажи и назови животных.
- Покажи теремок.
- Покажи облака, солнце.
- Покажи дерево.
- Покажи пруд.
- Покажи цветочки.
- Покажи бабочек.
- Покажи горку.
- Покажи снеговика.
2этап:
-Посади (пристегни) цветочки на травку. (Осенью пристегивают разноцветные листочки).
- Собери (отстегни) цветочки с травки.
- Посади пчелку на цветочки.
- Сорви 1 (или много) цветочки с дерева весной.
- Собери ёлочку из треугольников, снеговика из кругов
. «Когда это бывает»
(5-7 лет)
Задачи:
1. Расширение и обогащение словаря по теме «Времена года»;
2. Развитие связной речи.
3. Формирование грамматического строя речи;
4. Развития внимания, мышления.
Ход игры:
Ведущий, в роли которого сначала выступает взрослый, а потом дети, перечисляет признаки времени года, не называя его. Участники угадывают о каком времени года идет речь.
«Угадай загадку, покажи отгадку» (3-6 лет)
Задачи:
1. Развитие внимания, памяти, мышления.
2. Обогащение и активизация словаря.
3. Развитие речевого слуха.
4. Развитие творчества.
Ход игры:
Педагог загадывает загадку о каком-то времени года или о предмете, который есть на панно. Дети угадывают загадку, находят и показывают отгадку. В дальнейшем дети могут сами придумывать и загадывать загадки.
«Угадай, что изменилось» (4-7лет)
Задачи:
1. Развитие памяти, внимания.
2. Обогащение и активизация словаря.
На панно выложены элементы времени года (например «Весна»). Дети рассматривают картинку, запоминают, что на ней расположено и где. Потом они отворачиваются, а педагог быстро меняет что-то на картинке (добавляет или убирает элемент, переставляет на другое место). Дети поворачиваются и угадывают, что изменилось. В младших группах меняется один элемент, в старших два и более.
Само панно, атрибуты хранятся в кармашках.
Зима. Медведь спит в берлоге, ёжик спит под деревом. Заяц и белка поменяли шубки на зимние.
Птицы.
Наступила ранняя весна, появились проталины.
На яблоне распускаются цветы. Белка и заяц поменяли свои шубки. Медведь и ёжик вышли из зимней спячки.
Прилетел соловей, цветут первоцветы.
Лето.
Созрели яблоки, ёжик собирает грибы.
Ранняя осень, начинают менять окраску листья. Ёжик готовится к спячке.
Осень.
Листья почти облетели. Идут холодные дожди.
И снова наступила зима.