Кружалина
Развивающая среда для развития мелкой моторики
Методическая разработка
Развивающая среда для развития мелкой моторики.
Кружалина О. В.
Воспитатель ГБДОУ Детский сад №64
Дети все время изучают окружающий мир. Один из основных методов накопления ими информации – прикосновения. Маленьким людям важно подержать в руках, потрогать, ощупать, погладить.
Влияние воздействия руки на мозг человека известно еще до нашей эры.
Ученые давно установили и доказали взаимосвязь общей, мелкой и речевой
Публикация «Развивающая среда для развития мелкой моторики» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
моторики со становлением речи. Развитие мелкой моторики способствует улучшению
функционального состояния корковых мозговых структур, развитию речевой деятельности.
Существует много приемов и способов развития мелкой моторики, с использованием
игры и творчества: пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры, мозаика, конструктор,
пазлы, шнуровки - все это очень интересно и полезно для детей. Занимаясь творчеством – дети способны выразить свои чувства и эмоции, но также это деятельность эффективна для развития ловкости пальцев.
Гармонично развивать двигательные функции кистей рук у детей через творчество можно разными путями. Наилучшим средством является нетрадиционные техники. В работе по изобразительной деятельности хорошо ставить перед
собой цель создавать благоприятные условия для развития мелкой моторики рук у
дошкольников, в соответствии с целью, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Для получения положительных результатов придерживаться следующих задач:
- дополнять содержание предметно-развивающей среды, благотворно влияющую на
развитие мелкой моторики у дошкольников,
- развивать и укреплять мелкую моторику.
В работе необходимо использовать разнообразные формы и методы:
выставки рисунков и поделок,
дидактические игры,
подгрупповая и индивидуальная деятельность,
театрализация.
Все это способствует у детей: укреплению моторики рук, обогащению сенсорного опыта,
обогащению словаря, развитию мыслительной деятельности, развитию аккуратности и усидчивости.
Чтобы дети успешно реализовывали свою активность и стремление к самостоятельности в игре, необходимо создать все условия для игровой деятельности.
Сюжетно-ролевые игры, в значительной степени развивающие мелкую моторику :
«Парикмахерская» - дети делают куклам прически, маникюр и т. д;
«Мастерская» - собирают макеты предметов мебели из разного конструктора;
«Автосервис» - мальчики занимаются «ремонтом» машин.
Замечательно использовать в деятельности крупы (горох, рис, манка, фасоль, гречка и т. д.). Например, игра «Покорми зайку» (дети вкладывают семена в крышку бутылки «пятачок», «Рисование манкой».
Игры, упражнения, развивающие мелкую моторику разными способами :
- рисование (дает возможность для развития творческих способностей
дошкольников, помогает в формировании координации движения пальцев рук (рисование пальчиками, ладошками,
- лепка (пластилин, глина, снег,
- поделки из бросового, природного материала,
- игры с песком,
- выкладывание фигур из палочек (счетные палочки, от мороженого, из разных видов
мозаики,
- конструкторы (важно иметь несколько конструкторов, но обязательно с разным принципом соединения деталей,
- пересыпание (пересыпать с помощью воронки, совка, ложки разные сыпучие вещества из одной посуды в другую. Можно пересыпать песок, крупу, горох, чечевицу; использовать разную посуду: стаканы, сосуды с узким горлышком с помощью воронки. Можно пересыпать песок в коробку руками, прятать и искать в песке разные мелкие игрушки,
- прокатывание шариков. Дети катают маленькие шарики по столу.
Упражнения с бумагой:
1) мять – развитие силы рук (после этого получится «шарик», который можно бросать в
корзину с расстояния,
2) рвать (развитие соотносящих движений) – захватываем пальцами обеих рук лист и тянем в разные стороны. Получаются полосочки. Эти полоски малыш складывает в коробочку и делает «дождик», высыпая полоски из коробки.
- разворачивание завернутого в бумагу предмета- сюрприза- «что там?»,
- развязывать и завязывать узелки, бантики, плести косички, расстегивать и застегивать
липучки, пуговицы, кнопки, крючки, молнии, снимать и надевать шапку,
- наматывание толстой нитки на палочку, на катушку, на клубок и разматывание,
- катание карандаша между ладошками. Сначала попробовать покатать карандаш по столу
ладонью. Затем показать малышу, как катать карандаш между выпрямленными ладошками в руках (карандаш находится в вертикальном положении). На конец карандаша можно приклеить картинку, которая будет «плясать» — вертеться,
- процесс вкладывания (вкладывать друг в друга одинаковые предметы-вкладыши с круглым основанием,
- бельевые прищепки для развития координации движений пальцев рук;
- деревянный планшет для нанизывания резинок,
- процесс нанизывания (сначала ребенок учится разбирать игрушку-пирамидку (это легче, а уже потом собирать ее,
Все эти пособия и игры должны находиться в свободном доступе для каждого ребёнка. При этом воспитатель объясняет, показывает, рассказывает, для чего нужны данные пособия и игры, как их использовать, соблюдая технику безопасности и руководствуясь принципами охраны жизни и здоровья воспитанников.
Если ребенок затрудняется в выполнении действия, нужно определить, какие именно
действия, движения ему не удаются и соответственно использовать приемы ( например:
выполнять нужное движение, взяв руку ребенка в свою). Благодаря этому, происходит
комплексное воздействие на ребенка, создаются благоприятные возможности для развития мелкой моторики рук.
Итак, организуя среду и создавая условия для развития детей, мы, прежде всего, думаем
о том, чему полезному могут научить ребенка самые обычные предметы, окружающие его
каждый день. Педагоги, подбирая соответствующий дидактический материал, создают
предметную обстановку и организуют деятельность ребенка, обеспечивая максимум активности и инициативности детей.