Галина Булекова
Развитие речевой активности детей дошкольного возраста посредством художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка:
«Развитие речевой активности детей дошкольного возраста посредством художественной литературы.
воспитателя Ялтуновского филиала МДОУ детский сад «Колосок»
Булековой Галины Александровны
Цель: развитие понимания речи, способности подражания, накопления словаря, формирования речи как средства общения с окружающими.
Прекрасна речь, когда она как ручеек,
Публикация «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста посредством художественной литературы» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Бежит среди камней - чиста, нетороплива,
И ты готов внимать ее поток, и восклицать:
«О, как же ты красива!».
Е. Щукина
Подход к данной проблеме основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников, сформулированных в трудах Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. А. Леонтьева, Ф. А. Сохина. В общем виде их взгляды на природу языковых способностей и развитие речевой деятельности можно представить следующим образом:
- речь ребенка развивается в результате восприятия речи взрослых и собственной речевой активности;
- язык и речь рассматриваются как ядро, находящееся в центре различных линий психического развития – мышления, воображения, памяти, эмоций;
- ведущее направление, а в обучении родному языку – формирование языковых обобщений, элементарного сознания явлений языка и речи;
- ориентировка ребенка в языковых явлениях создает условия для самостоятельного наблюдения за языком, для саморазвития речи.
Обучение языку и развитие речи рассматриваются не только в лингвистической сфере (как овладение ребенком языковыми навыками – фонетическими, грамматическими, лексическими, но и в сфере общения детей друг с другом и со взрослыми (как овладение коммуникативными умениями) отсюда важным становится формирование не только культуры, но и культуры общения.
Данное направление представлено в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования в образовательной области «Речевое развитие.
Художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.
Актуальность и перспективность.
Речевое развитие занимает одно из центральных мест в дошкольном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребёнка и его формировании. В эти годы ребёнок усваивает звуки родного языка, учится отчётливо и грамматически правильно произносить слова и фразы, быстро накапливается словарный запас.
Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности при ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми и изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.
Способствуя развитию речи наших воспитанников посредствам художественной литературы, мы решаем следующие задачи:
-Развивать артикуляционный и голосовой аппараты, речевое дыхание, слуховое восприятие, речевой слух.
-Формировать, уточнять и активизировать словарный запас, позволяющий дошкольникам характеризовать многообразие окружающего мира.
-Побуждать пользоваться в речи прилагательными, глаголами, наречиями, предлогами.
-Развивать речь детей, предупреждая многочисленные лексические ошибки, неправильное согласование слов в предложении, обогащать речь детей за счет освоения новых грамматических форм.
-Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую речь: активно участвовать в беседе, отвечать и задавать вопросы.
-Упражнять в составлении рассказов по картине, по иллюстрациям, в процессе описания игрушек.
Педагогическая идея.
Основная задача речевого развития дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей.
В исследованиях направления (Ф. А. Сохин, Е. М. Струнина, установлено, что наибольшая активность в овладении языком достигается при условии, если дети вовлекаются в активную речевую работу.
Я обратила внимание на то, что дети в дошкольном возрасте испытывают большой интерес и потребность в развитии речи. А, следовательно, это надо поддерживать, укреплять и развивать.
Ведущая педагогическая идея методической разработки заключается в привитии любви к чтению (восприятию) художественных текстов. В дошкольный период происходит становление речи и ее формирование. В эти годы ребенок усваивает звуки родного языка, учится отчетливо и грамматически правильно произносить слова и фразы, быстро накапливает словарный запас. С развитием речи у дошкольников усиливается потребность в общении. Постепенно уточняются правила общения, дети осваивают новые формулы речевого этикета. Но в некоторых ситуациях дети отказываются использовать общепринятые речевые формы. Причин для этого может быть несколько. Самая главная - это недостаток общения, чтения и слушания художественной литературы и, как следствие, бедный словарь дошкольника. Важнейший путь решения данной проблемы - обучение речевому этикету детей, в особенности старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы, так как именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации.
К сожалению, в наше время наблюдается "дефицит" уважительного отношения к собеседнику или просто к постороннему человеку: необязательно здороваться с соседом, можно не благодарить за оказанную услугу, перебивать. Поэтому я считаю, что эта тема достаточно актуальна на данный момент.
Содержание, методы, приемы, педагогические действия воспитания и обучения.
Мои личные наблюдения показывают, что дети, хорошо владеющие своей речью, чувствуют себя в группе комфортнее, они чаще становятся центром внимания сверстников, так как могут поделиться своими впечатлениями об увиденном, рассказать что-то интересное, легче общаются со взрослым.
Дети с выразительной речью и четкой дикцией чаще других выступают на утренниках: читают стихи, участвуют в разыгрывании мини- сценок. Остальные же дети остаются лишь пассивными наблюдателями и слушателями.
Я считаю, что проявить себя, выразить свою мысль, поделиться своими знаниями, чувствами должен каждый ребенок. Я поставила перед собой цель: развивать у детей связную и выразительную речь.
Для достижения цели выделила следующие задачи:
• Сформировать интерес к художественной литературе.
• Расширять и активизировать словарный запас детей.
• Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.
• Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях.
• Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства; помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.
• Развивать творческие способности у детей.
Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников, определила основные направления деятельности:
• создание речевой развивающей среды;
• работа с детьми; работа с родителями.
Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.
При ознакомлении с художественной литературой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции.
Е. А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словестные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой. Дети дошкольного возраста - слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение.
При отборе книг я учитывала, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции. Требования современной жизни заставляют постоянно пересматривать круг детского чтения, дополняя его новыми произведениями. Особое внимание уделяю развитию образной речи детей в процессе ознакомления с различными жанрами литературы (сказка, рассказ, стихотворение) и малыми фольклорными формами.
Существуют определенные методы ознакомления с художественной литературой :
1. Чтение воспитателя по книге или наизусть, т. е. дословная передача текста.
2. Рассказывание воспитателя, т. е. свободная передача текста.
3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественными произведениями.
4. Заучивание наизусть.
Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала включает в себя:
- чтение рассказывание с игрушками (повторение рассказывание сказки «Колобок» сопровождается показом игрушек и действия с ними);
- настольный театр;
- кукольный ;
- фильмы.
Художественная литература является важным источником и средством развития всех сторон речи детей. Разнообразные жанры литературы и фольклорных произведений закладывают основу для формирования любви к родному языку, его точности и выразительности, меткости и образности. Развитие образной речи ребенка осуществляется в единстве с развитием сторон речи : фонематической, лексической, грамматической. Речь становится образной и живой, если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства. Очень важно обращать внимание ребенка на образный язык сказок, рассказов, поэзии, произведений устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм: пословиц, загадок, потешек, песенок, считалок, фразеологизмов.
Развитие всех сторон речи оказывает большое влияние на развитие самостоятельного словесного творчества, которое может проявиться у ребенка в самых разнообразных жанрах – сочинение сказок, рассказов, стихов, потешек, загадок.
Стараюсь использовать эти фольклорные произведения при одевании, кормлении, умывании, укладывании спать, в игровой деятельности и в процессе общения с природой. Народные потешки, прибаутки, заклички предоставляют прекрасный речевой материал, который применяю на занятиях по развитию речи и в совместной деятельности с детьми. Потешки построены на множестве повторов, повторяются отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. Дети запоминают четверостишие и активно их используют в повседневной жизни.
В работе с детьми большое внимание уделяю загадкам, они являются важным приемом во всех видах занятий. Загадка – игра в узнавание, отгадывание, разоблачение того, что спрятано и скрыто – любима и интересна ребенку. Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. В загадках используются различные средства выразительности (эпитеты, сравнения, определения, что способствует формированию образной речи ребенка. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичное значение слов, формируют представления о переносном значении слова.
Ребенку нравятся веселые и смешные стихи, словесные игры, они помогают детям овладеть родным языком в совершенстве. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями, развивается фонематический слух, обостряется внимание к грамматической лексической норме. В этом нам помогают перевертыши, путаницы, небылицы.
Небылицы – это здоровая пища для детской души, ненасытная потребность ребенка в смехе, веселье и радости. Ребенок смеется, потому что знает, как правильно говорить. Смешные, неправильные слова в стихах не запутывают ребенка, а служат, по выражению К. И. Чуковского, экзаменом умственных сил. Ребенок учится понимать себя и проверять свои мысли. Путаницы учат творчеству, будят мысль и фантазию.
Важное место в моей работе отвожу обучению детей пониманию образного содержания и обобщенного значения пословиц и поговорок. К. Д. Ушинский назвал пословицы и поговорки прекрасным средством развития образной речи. Пословицы, поговорки – это народная мудрость, свод правил жизни. Они поэтичны, мысль выражена в них лаконично, остро, цельно. Кроме прямого смысла народные изречения обладают еще и переносным.
Самым любимым у детей жанром в художественной литературе является сказка.
Формы работы: чтение, обсуждение, разучивание.
В дополнение к ним использую такие формы организации и проведения занятий, как: беседы, путешествия по сказкам, наблюдения, конкурсы, развлечения, театрализованные игры.
Методы, используемые в работе: наглядный, словесный, практический.
Такие приёмы позволяют вспомнить хорошие книги, будят мысль, развивают творческое воображение детей.
Методы работы со сказкой включают в себя 3 основных направления:
1. Ознако мление детей со сказкой, с ее жанровыми особенностями, языковыми и выразительными средствами.
2. Освоение специальных средств литературно-речевой деятельности.
3. Развитие с помощью сказки воображения, фантазии, словотворчества и создание собственных сказок.
Детей 4-5 лет знакомлю с композиционными особенностями сказки, отличив ее от рассказа, стихотворения; с образными словами и выражениями в сказке. Использую наиболее интересные приемы в работе при знакомстве со сказкой:
- сюрпризные моменты (приход гостей-игрушек, сказочных героев);
- загадки о главных героях;
-рассматривание иллюстраций в сказке;
-показываю обложки книг, читаю детям названия сказки;
-разбираем пословицы и связь ее с идеей сказки;
предлагаю детям назвать любимые сказки или вспомнить сказки, где героем является один и тот же образ.
Таким образом, знакомя детей с художественной литературой, мы развиваем культуру речи детей. Главным ее результатом считаю умение говорить грамматически правильно, точно и выразительно.
В группе создала предметно-развивающую среду в виде книжного уголка, кукольного и настольного театра для драматизации и совершенствования речевых, исполнительских навыков у детей. Подобрала и систематизировала дидактические, хороводные, речевые, театрализованные игры, обогащающие и активизирующие речь дошкольников.
Создала копилку выразительных средств языка (загадки, пословицы, поговорки, крылатые выражения, скороговорки).
С детьми ежедневно читаем книги не только по программе, но и книжные новинки, книги современных авторов, познавательную литературу. При подборе книг учитываю интересы детей, комплексно-тематическое планирование.
В группе у нас работает «Книжкина больница», в которой дети «лечат» книги.
Прежде чем организовать работу с родителями я провела опрос, который показал, что родители не так часто читают детям книги, несмотря на то, что дети слушают с удовольствием. Читают родители в основном сказки, а стихи, классическую детскую литературу, энциклопедии в меньшей степени, после прочитанного не достаточно обсуждают с детьми содержание. Поэтому я сделала вывод, что родителей необходимо:
-Познакомить со значением художественной литературы в развитии дошкольника;
-Научить правильно подбирать художественную литературу;
-Порекомендовать как использовать художественную литературу в разных жизненных ситуациях.
Я подготовила и провела с родителями консультации :
1. «Как превратить чтение в удовольствие.»
2. «Учим стихи – развиваем память и речь.»
3. «Развитие и коррекция речи у детей дошкольного возраста через сказку.»
Для педагогов детского сада я подготовила и провела консультацию «Влияние дидактической игры на развитие речи детей дошкольного возраста».
Анализ результативности.
Главный результат проведенной работы в том, что дети любят книги, внимательно слушают, рассматривают их, обмениваются своими впечатлениями, активно используют в речи выразительные средства языка, фантазируют. Художественная литература способствует развитию чувств, речи, интеллекта, определяет положительное отношение к миру.
Повышение у детей интереса к книге, художественной литературе.
Развитие познавательных интересов детей.
Стремление детей использовать книгу как информационный справочник, образец поведения и речи.
Умение детей задавать вопросы по прочитанному тексту и пересказывать.
Бережное отношение детей к книге. Повышение читательской культуры в семьях воспитанников. Все последующее знакомство с огромным литературным наследием ребёнок будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве.
Таким образом, система работы по развитию речи детей посредством художественной литературы является целенаправленной и носит индивидуально-дифференцированный характер.
Используемая литература.
1. Гвоздев Н. А Вопросы изучения детской речи / Н. А. Гвоздев. – СПб. : Детство – Пресс, 2007.
2. Запорожец А. В. Психология восприятия сказки ребенком дошкольником. // Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г. А. Урунтаева – М. : изд. "Педагогика", 1998.
3. ПавловаЛ. Н. Фольклор для маленьких. // Дошкольное воспитание №10, 1990
4. Флерина Е. А. Живое слово в дошкольных учреждениях. М. -1993.
5. Гербова В. В. Развитие речи в разновозрастной группе детского сада. Мозаика-Синтез - Москва, 2009.
6. Ушакова О. С. Гавриш Н. В., Знакомим дошкольников с литературой. Москва “ТЦ Сфера”, 2003.
7. Грищенко 3. Ребенок и книга //Дошкольное воспитание, 2000, №3.
8. Гурович Л. Открыть перед ребенком мир словесного искусства. //Дошкольное воспитание, 2004, №8.
9. Аникин В. П. Русская народная сказка. Москва “Просвещение”, 2011.
10. Интернет-ресурсы.