Алла Куник
Методическая разработка «Растим будущих экологов»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности
Тема: «Живая и неживая природа»
Разработка воспитателя Куник А. В.
Цель[: Формирование экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии.
Задачи:
• закрепить знания детей о живой и неживой природе и умении отличать объект живой от неживой природы;
• сформировать у ребенка представление о неразрывной связи живой и неживой природы;
Публикация «Методическая разработка „Растим будущих экологов“» размещена в разделах
• продолжать формировать знания о нормах и правилах поведения в природе (воспитывать бережное отношение к природе);
• научить детей работать с луковицами цветов, закреплять умение посадки и ухода за растениями.
• развивать речь детей, умение отвечать на вопросы, аргументировать свои ответы; расширять диапазон познавательных интересов детей.
Методы стимулирования и мотивации: загадывание загадки, обобщающая беседа, пояснение, объяснение, уточнение, поощрение, педагогическая оценка.
Методы организации познавательного процесса: игра, показ, демонстрация познавательного характера, наблюдение, показ видеофильма.
Практические методы: метод коллективных заданий, поиск логических связей, трудовая деятельность.
Словарь – (активный) живая природа, неживая природа, чистота, охрана, животный мир, растительный мир, развивается, питается, изменяется, дышит, дренаж.
Оборудование: ноутбук, телевизор.
Демонстрационный материал: 2 прямоугольника (зеленый, красный, обозначающие живую и неживую природу; карточки с объектами живой и неживой природы.
Раздаточный материал: на каждого ребенка оборудование для посадки луковиц гладиолусов.
Предварительная работа: цикл познавательных занятий по природным зонам: «Тайга и лес», «Пустыня», «Теплые страны», «Ледниковая зона, тундра»; общее знакомство с понятиями: «Живая природа», «Неживая природа»; игры и упражнения на приобретение навыков: для классификации животных растений, птиц, для умения отличать объект живой от неживой природы, для развития логического мышления, памяти.
Ход мероприятия:
1. Мотивационно-побудительный этап:
Вос-ль: Ребята, сегодня к нам в группу пришла необычная посылка. (показываю посылку, рассматриваем). Обратного адреса нет, но к посылке прилагается письмо, может из него мы узнаем отправителя!
Вос-ль: (В письме загадка)
Посмотри мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло – голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года
Это все вокруг. (природа).
2. Организационно-поисковый этап:
Вос-ль: Значит отправитель природа! Что такое природа?
Дети: Природа - это то, что существует независимо от человека (т. е. без помощи человека).
Вос-ль: А на какие две группы можно разделить всё то, что называется природа?
Дети: Живая и неживая (Прежде всего это солнце, луна, воздух, ветер, горы, овраги, вода, реки, озера, леса, полезные ископаемые, камни и даже планеты и галактики.) природа.
Вос-ль: В чем отличие живой природы от неживой? (Живая природа: дышит, растет, питается, развивается, появляются детки, погибает). А не живая природа всего этого не умеет.
Вос-ль: Давайте дочитаем письмо от природы: «То, что находится в посылке поможет сделать мир лучше и краше!» Дети как вы думаете, что в ней может быть? (ответы детей).
Давайте откроем её и посмотрим, что в ней находится! (достаём игру «Живая и неживая природа»)
Д/игра: «Живая и неживая природа». (работа в группах с карточками) Дети делят на группы объекты живой и неживой природы. Живой объект - зеленая карточка, неживой — красная.
Вос-ль: (подводит итог) …Саша расскажи какие объекты природы вы выбирали? Что вы отнесли к объектам живой природы? По каким признакам вы выбрали именно эти объекты?
Вос-ль: Что же ещё прислала нам природа? (достаю из посылки диск с видеофильмом «Земля- наш общий дом»).
Вос-ль: А, как вы думаете, природа существует независимо от человека или человек оказывает влияние на природу? (Мы все живём на одной планете, поэтому, находимся в тесной взаимосвязи и постоянно влияем друг на друга). И к сожалению человек, не всегда положительно влияет на окружающую его природу.
Сейчас мы посмотрим видеофильм «Земля- наш общий дом».
Вос-ль: Мы с вами посмотрели фильм о том, как человек губительно влияет на окружающую природу.
Но надо отметить, что люди стали задумываться над тем, что они разрушают природу нашей планеты. И стали принимать меры по защите экологии окружающей среды. В разных странах организованы заповедные территории, заказники и парки – места, где все сохраняется в первозданном виде. Такие заповедные места способствуют сохранению растительного и животного мира. Благодаря их созданию многие виды животных и растений сохранились на Земле. Редкие и уже исчезающие виды обязательно заносятся в созданную человеком Красную книгу, по которой запрещается промысел на них и сбор. Так же люди создают искусственные водные каналы и оросительные системы, которые помогают поддерживать и увеличивать плодородие почвы. Строят заводы по переработки мусора.
Вос-ль: Каждый человек должен постараться сохранить природу вокруг себя. Давайте подумаем, как мы это можем сделать?
Вос- ль: Может то, что находится в посылке поможет и нам сделать мир лучше! (достаём луковицы цветов, необходимые атрибуты для посадки).
Что это? И как луковицы цветов помогут нам сделать мир лучше?
Я вам предлагаю начать со своего участка. Давайте весной посадим много красивых цветов! Но для этого нам надо уже сейчас вырастить рассаду из луковиц.
Вос –ль: Оденьте фартуки и подойдите к столам. Давайте посмотрим, какие, необходимые для посадки инструменты прислала нам природа: пластиковые стаканчики, ложки для работы с землей, лейки с водой, луковицы гладиолусов.
Но, прежде чем приступить к работе, давайте вспомним, какие правила безопасности нам необходимо соблюдать при работе с инструментами. Возьмите свою луковичку, осмотрите, и найдите донце. Это донце должно быть внизу, чтобы наш гладиолус успешно вырос и расцвел. А как вы думаете луковица живая?
Воспитатель проговаривает последовательность посева луковиц в землю: чтобы корни наших цветов не загнили на дно надо насыпать дренаж (это такие маленькие камушки). Потом ложками насыпаем землю. Аккуратно делаем углубление в земле, опускаем луковицу донцем вниз, засыпаем землей, чтобы кончик луковицы чуть-чуть выглядывал наружу, поливаем водой из лейки. Затем дети сажают луковицы гладиолусов. (Играет спокойная музыка).
Во время работы воспитатель подходит к детям оценивая работу воспитанников. После работы дети ставят горшочки с посаженными луковицами на поднос.
Вос-ль: Куда мы можем поставить посаженные луковицы? Дети решают - на окно (тепло, светло) Ребята, пора заканчивать.
3. Рефлексивно-корригирующий этап:[/b]
Вос-ль: Давайте посмотрим, что каждому удалось сегодня сделать.
- О чем сегодня мы с вами говорили? (О живой и неживой природе, о том, что в природе все взаимосвязано. Закрепили правила поведения в природе. Научились сажать луковицы гладиолусов.