Елена Коста
Конспект НОД «Растим будущих экологов»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка «Растим будущих экологов», Знакомство с «Красной книгой»
Подготовила: Коста Елена Евгеньевна
Воспитатель МАДОУ детский сад № 33 г. Балаково Саратовской области
2017 г.
Интегрированные образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, художественно - эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Цель: форматировать у детей ответственное и доброе отношение к родной природе и родному краю.
Задачи:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Природа, планета Земля, экология
- Экология, природа. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2017
-обобщить знания детей о взаимосвязи человека и природы, о необходимых правилах поведения.
-развивать познавательную активность детей, используя технологии деятельностного подхода (создание проблемных ситуаций).
-развивать логическое мышление, уметь делать выводы, умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи.
-развивать доказательную речь.
-воспитывать доброе отношение к природе.
- обогатить и активизировать словарь детей по теме, развивать речь детей, воображение, мелкую моторику рук.
-познакомить детей с тем, как человек влияет на природу и с какой целью создана Красная книга.
Виды детской деятельности: музыкально-художественная, игровая, двигательная, восприятие художественной литературы, коммуникативная.
Методы и приё мы: игровые, словесные, наглядные, практические.
Формы организации: групповая.
Демонстрационный материал: мешочек, цветные кружочки (красные, зеленые, природные знаки, аудиозапись шума леса.
Предварительная работа: Создание вместе с детьми и родителями групповую «Красную книгу» о редких и исчезающих растениях, животных Саратовской области. Беседы и наблюдения на прогулках, рассматривание картинок, плакатов, энциклопедий и другого материала на темы: «Дикие животные», «Обитатели рек и морей», «Насекомые», «Удивительные растения планеты», «Растительный мир Саратовской области», беседы о нашей планете Земля, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций заповедников Саратовской области, загадки о животных, растениях, птицах, просмотр «Красной книги» России. Конструирование (оригами) «Снегирь» (приложение №1).
Планируемые результаты: проявляют положительные эмоции при выполнении музыкально-ритмических упражнений, активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
Ход НОД:
Мотивация:
Ребята, когда я пришла утром в группу, увидела на столе приглашение. В нём написано, что нас приглашают в лес, а кто, неизвестно.
Воспитатель - Кто-нибудь из Вас был в лесу? (Ответы детей). А хотите еще раз очутиться в лесу? (Дети берут воображаемые рюкзаки, кладут руки на плечи соседа и отправляемся в лес, кричим девиз: «Путешествуй, познавай край родной оберегай!»). Звучит музыка (шум леса и пение птиц). Приходим на поляну, где нас уже ждет Леший.
Леший: - это я Вас пригласил в лес, мне одному скучно, никто не хочет со мной играть, а вы такие задорные, весёлые. (Проводит игру)
Пальчиковая гимнастика «Как живешь?»
- Как живешь?
- Вот так! (большие пальцы вперед)
- Как плывешь?
- Вот так! (имитация плавания)
- Как бежишь?
- Вот так! (указательные и средние пальцы «бегут»)
- Вдаль глядишь?
- Вот так! («бинокль»)
- Ждешь обед?
- Вот так! (Подпереть щеку кулачком)
- Машешь вслед?
- Вот так! (помахать кистью руки)
- Утром спишь?
- Вот так! (обе руки под щеку)
- А шалишь?
- Вот так! (хлопнуть по надутым щекам)
Леший: - а давайте сыграем в футбол, нарвём букеты и разведём костёр.
Музыка стихает. Воспитатель находит мешочек Лесовичка, который он, испугавшись шума, уронил и убежал. Леший убегает.
Воспитатель: - (заглядывает в мешок, достает и показывает детям знаки и цветные кружочки) Ребята, что-то здесь не так! Мешочки по лесу просто так не валяются. Предлагаю расположится на пенёчках.
Игра «Назовите правила поведения на природе» (приложение №2).
Воспитатель выставляет картинки на доске, дети называют правила.
Воспитатель: - Молодцы ребята, правила мы с вами выучили и запомнили! И я надеюсь, что Вы их никогда не будете нарушать.
Воспитатель: - А вы знаете что такое природа?
Солнце, воздух, вода – всё что нас окружает.
- А что такое живая природа?
Это вся флора и фауна: все животные на планете, растения всех классов и видов, бактерии, грибы и человек.
- А что такое неживая природа?
Это камни, горы, вода, небесные тела, атмосфера и др.
Воспитатель: Природа помогла человеку придумать такие вещи, которые похожи на неё. Например,
Вертолёт — похож на стрекозу,
Подводная лодка — на кита,
Крыша дома — на крону дерева,
Электрическая лампочка – на солнце,
Душ ванне — на дождь,
Бассейн — на озеро.
(Дети продолжают этот ряд.)
Воспитатель: - Люди веками присматривались к животным, изучали их характер и повадки и, заметили, что люди и, животные характерами, и поведением похожи.
«Подбери нужное слово».
Сравнивая черты характера и качества человека с животным.
Трудолюбивый, как (муравей).
Смелый, как (лев).
Верный, как (собака).
Трусливый, как (заяц).
Глупый, как (баран).
Хитрый, как (лиса).
Толстый, как (медведь).
Воспитатель: - Молодцы ребята! Но пришло время нам возвратится домой.
Физминутка:
Вместе по лесу идем,
Не спешим, не отстаем,
Вот проходим с Вами луг
Тысяча цветов вокруг. (ШАГАЕМ)
Вот ромашка, василек
Медуница, кашка, клевер (ПРИСЕДАЕМ и ВСТАЕМ)
И на право, и налево (ПОВОРОТЫ в СТОРОНУ)
К ним мы ручки протянули
Позвоночник растянули (ПОТЯГИВАНИЕ ВВЕРХ РУКАМИ)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели (САДЯТСЯ)
Воспитатель: - Хоть мы с животными и похожи по характеру, по поведению, но они наши младшие друзья. А как мы относимся к младшим? (ответы детей – оберегаем) Правильно, ребята, среди обитателей лесов, рек, лугов есть такие, которых осталось совсем мало. Их так и называют — редкие. Как Вы думаете, почему они стали редкими? Почему их стало мало? (рассуждения детей).
Воспитатель: - Ребята, а Вы знаете, что редкие животные, птицы, растения, насекомые охраняются в нашем государстве законом. Но недобрые люди часто нарушают этот закон. Человек очень часто жесток по отношению к природе и животному миру. Они уничтожают красивых животных из-за красивого меха. В наших лесах это — лиса, белка, заяц, медведь, бобр. Уничтожают из-за вкусного мяса — это лось, кабан. Или же просто ради развлечения. Чтобы сохранить и уберечь редких животных, растения, птиц, рыб и насекомых, ученые придумали «Красную книгу» (показываю детям, (приложение №3).
Воспитатель: - Ребята, почему ученые издали красную книгу, а не синюю, желтую или коричневую, или другого цвета? (предположения детей). Правильно, красный цвет — это цвет опасности, беды, предостережения. «Красных книг» существует много: это «Красная книга» планеты, «Красная книга» России, «Красная книга» Саратовской области. В эти книги вписаны те растения, птицы, животные, рыбы, насекомые, которых становится с каждым годом все меньше и меньше, которых нужно оберегать и охранять.
Ребята, но существует и «Черная книга», книга печали и горя, куда внесены те виды животных, растений, птиц, рыб, насекомых, которых уже нет, они существовали на нашей планете, но исчезли навсегда. Может, кто-то из Вас знает таких животных? (мамонты, динозавры).
Сейчас, ребята, я прочитаю Вам один рассказ, который называется «Морские коровы». Садитесь поудобнее, выпрямите спинки, плечики и внимательно слушайте.
Много лет тому назад у далеких, никому неведомых островах в Тихом океане, потерпел крушение русский корабль. Моряки спаслись, но им грозила голодная смерть. И тут они увидели, что у берегов целыми стаями плавают огромные морские животные, похожие на больших китов. Они мирные и настолько доверчивые, что позволили себя трогать руками. Питались они водорослями, и моряки назвали их морскими коровами. Мясо морских коров оказалось нежным и вкусным, поэтому моряки не умерли от голода. Из обломков разбитого корабля они смогли построить лодку и уплыть домой. Прослышав об этих удивительных животных другие люди стали приплывать на эти острова и запасаться мясом. Но никто не подумал о том, что эти животные жили только на этих островах и нигде более, что их нельзя было убивать так много! И меньше чем через 30 лет их всех перебили. Ученые долго надеялись, что где-то еще водятся морские коровы, искали их, но так и не нашли. Ни одной морской коровы не осталось на земле».
- Вот такая, ребята, печальная история. Так почему на нашей земле больше не живут морские коровы? (ответы детей). Конечно, нужно бережно и осторожно относится ко всему, что растет и живет на нашей планете.
- Скажите, а от нас с Вами зависит красота природы? (ответ детей). Как мы можем помочь природе, чтобы она была красивой и здоровой? Чтобы защитить от исчезновения животных, растений, насекомых, рыб человек придумал не только «Красную книгу», но и создал заповедники. Заповедник – это огромная территория, где есть лес, речка, озеро, горы и луга. Здесь живут только животные, птицы, насекомые, рыбы. Человек не вмешивается в их жизнь, а только наблюдает, помогает и защищает от плохих людей.
- Ребята, а только в заповедниках нужно защищать и охранять природу? (ответы детей). Правильно, охранять природу нужно везде.
Воспитатель:- Сейчас поиграем в игру «Экологический светофор».
(у каждого ребенка 2 светофора красного и зеленого цвета на столах)
- Ребята, я буду зачитывать описание поступков людей, а вы оценивать эти поступки: если поступок хороший – поднимаете зеленый светофорчик, а если плохой – красный. И итак, будьте внимательны:
1. Я кузнечика словил
В банку с травкой посадил
Пусть покажет, как трещит,
Как усами шевелит.
2. Я взяла пакет с крошками хлеба для уток, они живут на озере. Я их часто подкармливаю.
3. В лес зеленый я пойду
Зайку серого найду
Принесу его домой
Будет этот зайка мой.
4. Я возьму лейку, полью цвету на клумбе, которые мы с мамой посадили.
5. Я взял спички и решил, что, когда устану гулять по лесу, разожгу костер.
6. Я взяла магнитофон и хочу послушать громкую музыку в лесу.
7. В лес зеленый я пойду
Зайку серого найду
Не возьму его домой
Пусть останется живой.
8. Девочки нашли поляну с одуванчиками. Нарвали по букету и пошли дальше гулять. Одуванчики быстро завяли и стали некрасивыми. Девочек позвали домой, они бросили цветы и убежали.
Воспитатель: - Этой игрой мы еще раз с Вами вспомнили, что можно делать в лесу, а что нельзя. Надеюсь, что эти правила Вы, ребята, запомните навсегда. Но есть ребята, которые ещё не знают этих правил. Как же нам их рассказать? А давайте по лесу расставим знаки, которые мы изучили. Только сделать нам это нужно побыстрее, вот бы были у нас крылья! Ребята, а пусть снегири, которые мы сделали и разнесут эти знаки! А чтобы ни одна птица не пострадала, мы сделаем для себя бумажных птиц.
Рефлексия: Ребята, вы большие молодцы! Так как Вы усвоили все правила поведения на природе, вручаю Вам значки «Знаток природы» (приложение №4).