Марина Степанова
Методическая разработка проект «Загадки космоса»
▼ Скачать + Заказать документы
Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звёзды - это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Вспомните своё детство, как интересно было смотреть в ночное небо.
А в дошкольном детстве познавательный интерес детей очень высокий. Дети буквально всё хотят узнать и везде успеть. Старших дошкольников тема космоса привлекает, как всё неведомое, непонятное, недоступное глазу и будоражащее детскую фантазию.
Публикация «Методическая разработка проект „Загадки космоса“» размещена в разделах
Как поддержать интерес ребёнка к неизведанному. С помощью, каких методов можно заинтересовать ребёнка помочь ему узнать новую интересную информацию о космосе?
Согласно исследованиям Е. С. Евдокимовой, Л. С. Киселёвой, Т. А. Данилиной и других, вовлечение детей в проектную деятельность позволяет успешно решать задачи развития познавательных способностей, коммуникативных навыков.
Беседы с детьми старшего дошкольного возраста показали, что у детей уже есть некоторые знания о космосе, которые они получили от родителей, в детском саду, однако самостоятельно дети интерес не проявляют к исследовательской деятельности. Опрос родителей показал, что дома дети смотрят развивающие мультфильмы, рассматривают энциклопедии, но системных знаний о космосе нет.
Я считаю, что метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным, мотивированным и осознанным.
Именно интерес детей к теме «Космос» послужил стимулом для разработки проекта работы с детьми по данной теме.
Как наглядно показать и доступно объяснить дошкольнику то, что он не может наглядно увидеть, учитывая, что в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное мышление. Многие понятия абстрактны и трудны для понимания детям-дошкольникам. Усвоение знаний по данной теме требует особой организации познавательной деятельности, включение экспериментирования. В рамках комплексно-тематического планирования в ДОУ реализуется тема «Космос», однако программа не рассматривает формирование первичных знаний о космосе, нет единой системы работы с детьми старшего дошкольного возраста по данной теме.
Таким образом, из-за недостаточной проработанности проблемы по ознакомлению с космосом, как в теории, так и в практике современного образования и высокого интереса детей к данной теме обусловили выбор мною темы проекта «Загадки Космоса».
Данный проект был разработан и реализован в МБДОУ детский сад комбинированного вида № 110 в группе компенсирующей направленности №3.
Форма работы: совместная проектная деятельность педагога, детей и родителей.
Участниками проекта являлись дети, родители и воспитатели группы.
Тип проекта : информационно-исследовательский, краткосрочный 2 месяца (март – апрель, групповой.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Исходя из выбранного направления работы с детьми, была поставлена цель:
Расширить знания детей о космосе, путем элементарного экспериментирования, самостоятельного исследования.
В соответствии с поставленной целью, были определены следующие задачи:
Обучающие:
Расширять представления детей о космосе и космическом пространстве.
Познакомить с праздником День космонавтики и профессией космонавта.
Развивающие:
Развивать познавательно-исследовательскую деятельность путем проведения простейших опытов и экспериментов по теме космоса.
Развивать познавательную и творческую активность дошкольников.
Воспитательные:
Воспитывать самостоятельность в поиске информации, в работе с различными источниками.
Целеустремленность в доведении начатого дела до конца.
Поощрять обсуждение проекта в кругу сверстников
Развивать умение устанавливать контакт со сверстниками, умение участвовать в совместной деятельности
Развитие творческих способностей и формирования способов их выражения в процессе коммуникативной деятельности.
Предполагаемый результат:
Дети:
Повысится самостоятельная познавательно-поисковая активность.
Расширятся элементарные знания о космосе.
Сформируются коммуникативные умения: говорить самому, слушать и слышать, воспринимать и понимать информацию.
Родители:
1. Становление партнерских отношений между воспитателями, родителями и детьми.
2. Активное участие в конкурсах и мероприятиях группы по теме космоса.
Критерии реализации проекта :
1. Повысится уровень представлений воспитанников (узнают особенности Солнечной системы, о российском празднике День космонавтики, о профессии космонавта, особенности строения планет)
2. Овладение элементарными исследовательскими навыками (замечают изменения в природе, ведут общий дневник наблюдения за Луной, делают элементарные выводы, активны в поиске необходимой информации в литературе, опросах родных и знакомых и др.).
Отслеживание результатов проекта проходило в ходе бесед с детьми, наблюдения за их деятельностью, анкетирования родителей.
Работа по данному проекту строилась в несколько этапов:
I этап. Подготовительный (март 2 недели)
Предшествующая работа:
В начале реализации проекта была подобрана и изучена методическая и художественная литература Паникова Е. А, Инкина В. В «Беседы о космосе», Скоролупова О. А. «Большое космическое путешествие», Губерев И. Н. «Астрономия для малышей», Горьков В., Авдеев Ю., Обухова Л. А «Как мальчик стал космонавтом».
В группе был создан центр «Космознайка». Специально для этого центра была изготовлена модель Солнечной системы», модель планеты Земля (модель можно открыть и посмотреть, что внутри планеты Земля находится) оформлены альбомы: «Наши космонавты», с краткой биографией космонавтов, карточки созвездий (созвездия доступные для детей – Большая и малая медведица, Кассиопея, Орион, Дракон). Была подобрана литература для создания детской библиотеки по теме «Космос», сюда вошли книги следующих авторов: Носов «Незнайка на Луне», Булычев «Тайна третьей планеты», Антуан де Сент – Экзюпери «Маленький принц», Левитан Е. П. «Малышам о звездах и планетах», Парамонова Ж. «Забавная астрономия для малышей». В план была внесена работа по прочтению отрывков из произведений. Так же была создана видеотека: презентации: «Герои – космонавты», «Тайны космоса», «Луна», фильм «Юрий Гагарин», познавательные мультфильмы: «Малышам о космосе», «Планета Земля», «Главный звёздный», «Астрономия для самых маленьких», «Энциклопедия всезнайки», мультфильмы: «Тайна третьей планеты», «Белка и Стрелка», «Планета 51». Так же для центра «Космознайка» были подобраны разнообразные иллюстрации на тему космоса.
Были изготовлены дидактические игры «Солнечная система», «Символы планет», «Построй ракету», «Узнай по силуэту», «Собери созвездие». С помощью данных игр дети закрепляли знания о солнечной системе, о созвездиях, обогащался их словарь, развивалось логическое мышление.
II этап. Основной (март- апрель)
На основном этапе реализации данного проекта работа велась по следующим образовательным областям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Социально-коммуникативное развитие проходило через с/ролевые игры, где дети брали на себя роли космонавтов, врачей, космических пиратов, разведчиков, исследователей. У детей в сюжетно – ролевых играх развивалось общение и взаимодействие со сверстниками. Проходило становление самостоятельности и целенаправленности. Развивалось эмоциональная отзывчивость, сопереживание. Формировалось уважительное отношение к детскому коллективу.
Речевое развитие детей шло через ознакомление с художественной литературой: Носов «Незнайка на Луне», Булычев «Тайна третей планеты», В. Бороздин «Первый в космосе», З. Черненко «Как человек полетел в космос». Дети заучивали стихотворения: Ж. Парамоновой «Забавная астрономия для малышей», В. Степанов «Ю. Гагарин», А. Хайт «Планеты», отгадывали загадки по теме космоса.
Ребята сочиняли сказки и фантастические истории – развивалось речевое творчество. Составляли коллективные рассказы по картинкам на развитие связной речи: «Как мы летали в космос», «Первые собаки космонавты», «Земля – планета на которой мы живем».
Так же проводились беседы «Что такое космодром?», «Сколько звезд на небе?», «Чем питаются космонавты», «Как люди пытались подняться к звездам» и другие.
Познавательное развитие проходило на специально организованных занятиях: «Покорение космоса», «Путешествие к звездам», «Планеты в Солнечной системе», «Первооткрыватели космоса», «Что такое Солнечная система».
Через дидактические игры такие как «Что изменилось?», «Космическая еда», «Солнечная система», «Звезды в небе», «Неоконченный рассказ» и другие у детей развивалось умение взаимодействовать со сверстниками, общение друг с другом, расширились знания об окружающем, развивалось образное воображение.
Участвовали в простейших экспериментах «Кратеры на Луне», «Звезды светят постоянно», «Планета Земля круглая или нет?», «Ураган на Юпитере», «Почему все падает на Землю», изготавливали телескоп.
При организации продуктивной деятельности у детей была возможность выразить с помощью различных материалов свои знания о космосе, и всё что с ним связано. Дети рисовали на тему: «Загадочный космос», «Звездная фантазия», «Планеты в Солнечной системе», «Путь к звездам», «Моя планета Земля». Так же рисовали нетрадиционными методами – рисование кефиром «Космический пейзаж» и рисование молоком «Космическая дымка». Лепили инопланетян и космические аппараты, ракеты, космонавтов. Оформляли выставку своих работ под названием «Космическая фантазия»
Дети развивали крупную и мелкую моторику рук через: конструирование из крупного строителя – постройка «Космическая ракета», «Космодром» и из мелкого лего-конструктора дети делали «Космические аппараты», «Инопланетянин». Конструировали из бросового материала «Космический корабль». Данная работа также способствовала развитию воображения у детей.
Слушали аудиозаписи: группа «Спейс» «Космическая музыка», «Наш звездолет» О. Емельяненко, «Знаете каким он парнем был», песни о космосе, Ю. Левитан (диктор) о Ю. Гагарине и о первом полете.
Проект проходил в тесном взаимодействии с родителями. С родителями дети оформляли выставки, составляли рассказы и сказки на тему космоса, учили стихи. Вместе с родителями дети готовили презентации к детской конференции.
Так же родители по рекомендации воспитателей читали детям дома предложенную литературу Е. П. Левитан «Твоя вселенная», «Звездные сказки», К. А. Порцевский «Моя первая книга о космосе», детская энциклопедия В. Горькова и Ю Авдеева «Космическая азбука».
Для родителей были проведена консультация на тему «Что рассказать ребенку о космосе».
Родители для группы подбирали иллюстрации и приносили энциклопедии на тему космоса. Так в группе появился книжный уголок «Космочитайка»
Для детей и родителей были объявлены конкурсы: «Моя планета», «Шлем для космонавта», «Мой любимый инопланетянин», сочинение сказки «Кто там?»
III этап (последняя неделя апреля)
Итоговый продукт проекта.
На заключительном этапе проекта, дети совместно с родителями защищали свои презентации в детской познавательной конференции «Большое космическое путешествие» перед другими участниками. Темы презентаций были такие как: «Солнечная система», «Планета Земля», «Солнце», «Звезды в небе», «Мое созвездие» и другие. Дети, не боялись выступать перед своими сверстниками и активно вели диалог между собой, отвечали на вопросы своих товарищей.
Проект способствовал развитию у детей повышения интереса к исследовательской деятельности развитию связной речи, внимания, мышления, расширил кругозор.
Так же проект «Загадки космоса» сплотил детей, родителей и педагогов.