Михаил Туников
Адаптация первоклассников к обучению в музыкальной школе
▼ Скачать
Поступление ребенка в музыкальную школу – это принципиально новый этап его жизни. Наиболее трудным для него является период адаптации к школе.
При поступлении в учреждения дополнительного образования, дети испытывают стресс, меняется режим дня, на детей возлагается некая ответственность за поступки и действия учебного характера, увеличиваются нагрузки, меняется коллектив, как сверстников, так ипедагогов. Поступление ребенка в школу ведет к смене его социальной роли и ведущего типа деятельности. От того, насколько быстро и полноценно ребенок интегрируется в образовательный процесс, зависит его социальный и интеллектуальный статус в дальнейшем.
Публикация «Адаптация первоклассников к обучению в музыкальной школе» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация и дезадаптация школьников
- ДМШ. Детская музыкальная школа
- Начальная школа. 1 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Родителям надо быть готовыми к тому, что период адаптации может затянуться на несколько месяцев. Ребенку нужна помощь и, в первую очередь, он нуждается в поддержке самых близких ему людей – родителей.
Главная особенность детей этого возраста – первичное осознание позиции школьника прежде всего через новые обязанности, которые ребенок учится выполнять. Присутствует острое желание быть успешным в учебе, что означает для ребенка «быть хорошим и любимым». Ребенок убежден в том, что у него все должно получаться хорошо, поэтому сильно переживает свои неудачи, не всегда понимает их причины.
Период адаптации у каждого ребенка происходит индивидуально. Его сроки могут колебаться от трех недель до полугода. Важно следить за динамикой процесса адаптации, выявлять причины намечающейся дезадаптации и проводить необходимую коррекцию выявленных отклонений в ходе «подстраивания» первоклассника к школьной жизни.
Диагностика проводится в несколько этапов.
1. Наблюдение — идет в течение первого месяца обучения для обнаружения особенностей в поведении ребенка на уроках и переменах.
2. Обследование
3. Составление индивидуальных заключений — после проведения обследования делается итоговая обработка полученных данных, на основе которых:
• определяются дети, попадающие в группу риска;
• вырабатываются рекомендации для учителя и родителей.
4. Ознакомление участников учебного процесса с результатами диагностики адаптации первоклассников — итоговые заключения обсуждаются во время проведения:
• малого педсовета или консилиума (чаще всего их проводят во время осенних каникул);
• индивидуальных консультаций;
• родительских собраний.
5. Составление индивидуальных программ работы с детьми, имеющими признаки дезадаптации — происходит в тесном взаимодействии со всеми заинтересованными сторонами. Эта работа должна быть закончена к концу первой четверти. В программу необходимо включить:
• групповые занятия;
• индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение;
• индивидуальные формы работы, направленные на решение конкретных проблем.
6. Реализация индивидуальных программ — занимает 1 – 4 месяца.
7. Повторная диагностика — должна быть проведена в конце учебного года (апрель — май) для получения итоговых данных.
8. Заключительный этап — необходим для сопоставления стартовых и окончательных показателей. На этом этапе анализируется динамика развития ребенка и устанавливается эффективность реализации выработанных рекомендаций и программ.
9. Адаптация в музыкальной школе – перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению.
Основными особенностями систематического школьного обучения являются следующие.
Во-первых, с поступлением в музыкальной школу ребенок начинает осуществлять общественно оцениваемую деятельность - учебную деятельность.
Во-вторых, особенностью систематического школьного обучения является то, что оно требует обязательного выполнения ряда для всех одинаковых правил, которым подчинено все поведение ученика во время его пребывания в музыкальной школе.
Благополучное сочетание социальных внешних условий ведет к адаптированности, неблагополучное – к дезадаптации.
Существует несколько уровней адаптации :
1. Высокий уровень.
Первоклассник положительно относится к музыкальной школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко; глубоко и полно овладевает программным материалом; прилежен; внимательно слушает указания объяснения учителя; выполняет поручения без внешнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе. Общественные поручения выполняет охотно и добросовестно; занимает в классе благоприятное статусное положение.
Причем исходя из данных некоторых исследователей большинство шестилетних первоклассников не может иметь высокий уровень адаптации в силу неразвитости таких аспектов адаптации, как готовность к школьному обучению (по параметрам произвольности поведения, способности к обобщению, учебной мотивации и др., несформированность личностных новообразований кризиса 7 лет (самооценка и уровень притязаний) без необходимого вмешательства педагогов и психологов.
Средний уровень.
Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний, понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, усваивает основное содержание учебных программ, внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле; бывает сосредоточен только тогда, когда занимается чем-то, что ему интересно, общественные поручения выполняет добросовестно, дружит со многими одноклассниками.
Низкий уровень адаптации.
Первоклассник отрицательно относится к школе; нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдается нарушение дисциплины; объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно; самостоятельная работа затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно; необходимы постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха, общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, пассивен; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.
Дезадаптация.
Это отклонения в школьной деятельности – затруднения в учебе, конфликты с одноклассниками, учителями. Школьная дезадаптация – это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка в школе в форме нарушений учебы, поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.
Существует три дезадаптационных стиля :
Аккомодационный
– ребенок стремиться полностью подчинить свое поведение требованиям среды, ассимиляционный
– ребенок стремится подчинить социальную среду своим потребностям.
Незрелый
– связан с психологической незрелостью ребенка и проявляется в неспособности его к принятию новой социальной ситуации развития.
Повышенная степень выраженности каждого из этих стилей приспособления ведет к школьной дезадаптации.
Различно поведение этих детей в школе.
Первоклассники с аккомодационным стилем приспособления, соответствующим типичному образцу «хороший ученик», с готовностью подчиняются всем правилам и нормам школьной жизни, и тем самым, как правило, оказываются наиболее приспособленными к учебной деятельности и нормам школьной жизни.
Положительные оценки со стороны учителей, благодаря их высокому авторитету, способствуют формированию позитивной самооценки детей и повышению их социального статуса.
Дети с ассимилятивным типом адаптации, которые прогнозируют новые для них школьные правила или же выполняют их только в присутствии учителя, оказываются, как правило, дезадаптированными в отношении принятия учебной деятельности, требований школы.
Типичные в таких случаях негативные оценки учителя в присутствии одноклассников ведут, как правило, к еще большему снижению их авторитета, статуса в классе, затрудняя тем самым их социальную адаптацию.
Однако отмечено: относительно слабая ориентация детей на авторитет учителя предохраняет их от сильного занижения самооценки.
Наиболее трудно адаптируемые дети с незрелым стилем, когда он обусловлен недостаточным развитием воли. Такие дети неспособны координировать свое поведение в соответствие с правилами и нормами школьной жизни.
Главная причина школьной дезадаптации в младших классах, по мнению некоторых психологов связана с характером семейного воспитания.
Если ребенок приходит в школу из семьи, где он не чувствовал переживания «мы», он и в новую социальную общность – школу – входит с трудом.
Помимо понятия «школьная дезадаптация» в литературе встречаются термины «школьная фобия», «школьный невроз». Как правило, школьные неврозы проявляются в беспричинной агрессивности, боязни ходить в школу, отказе посещать уроки и т. д.
Чаще наблюдается состояние школьной тревожности, которая проявляется в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников.
В случаях дидагтогенных неврозов травмирующей является в первую очередь сама система обучения.
Цели ученика и учителя изначально расходятся:
учитель должен учить, ученик должен учиться, т. е. слушать, воспринимать, запоминать и т. д.
Учитель остается в позиции «над» школьником, и, порой не осознавая этого, подавляет инициативу учащегося, его познавательную активность, столь необходимую учебной деятельности.
Стиль и характер педагогического взаимодействия учителя и ребенка в значительной мере отличается от классического подхода к обучению семилеток.
Другой причиной дезадаптивного поведения может быть чрезмерное переутомление и перегрузка. Само поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. Успешность обучения его в школе зависит от особенностей воспитания в семье, его уровня подготовленности к школе.
Ряд авторов считают, что основной причиной школьной дезадаптации являются не сами промахи в учебной деятельности или отношения ребенка с учителем, а переживания по поводу этих промахов и отношений.
Для многих детей поступление в школу может стать трудным испытанием.
Хотя бы с одной из следующих проблем сталкивается каждый ребенок:
• режимные трудности (они заключаются в относительно низком уровне произвольности регуляции поведения, организованности);
• коммуникативные трудности (чаще всего наблюдаются у детей, имеющих малый опыт общения со сверстниками, проявляются в сложности привыкания к классному коллективу, к своему месту в этом коллективе);
• проблемы взаимоотношений с учителем;
• проблемы, связанные с изменением семейной обстановки.
Таким образом, успешность адаптации зависит от уровня развития интеллектуальных функций, эмоционально-волевой сферы, сформированности коммуникативных навыков и т. д. Незрелость какой-либо из указанных сфер является одной из причин, которая может привести к той или иной форме дезадаптации.