Ana
Познавательная экскурсия «Герои войны». Экспозиция «Четвероногие помощники города Тюмени в годы ВОВ»
▼ Скачать + Заказать документы
Городской фестиваль методических разработок «Изучении истории и культуры России, посвящённого 435-летию основания города Тюмени»
Номинация: «Программы и проекты»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ДС № 60 ГОРОДА ТЮМЕНИ
Методическая разработка
Познавательная экскурсия
«Герои войны» экспозиция четвероногие помощники города Тюмени в годы ВОВ.
Введение:
Аннотация:
Публикация «Познавательная экскурсия „Герои войны“, Экспозиция „Четвероногие помощники города Тюмени в годы ВОВ“» размещена в разделах
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- Тюменская область, Тюмень
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2021
Автор: воспитатель МА ДОУ ДС№ 60 Конева Анастасия Сергеевна
Наименование экскурсии : «Герои войны» экспозиция четвероногие помощники города Тюмени в годы ВОВ.
Вид экскурсии : познавательная.
Участники экскурсии : воспитатель, дети подготовительных групп.
Место проведения: музей в холле детского сада «Герои войны»
Проблема: недостаточно сформировано представление детей о роли животных в годы Великой Отечественной войны, а также их подвигах в родном городе Тюмени.
Актуальность
В настоящее время мы помним, какой неизгладимый след оставила Вторая мировая война в истории нашей страны. Мы не когда не забудем о тех, кто проявлял отвагу и мужество как на фронте, так и в тылу. Дружба народов, вера в свою силу и любовь к своей родине привели нас к победе, но мало кто знает, что в то время бок о бок с солдатами гордо и отважно сражались братья наши меньшие. Им не давали орденов, они не получали званий. Они совершали подвиги, не зная этого, и, погибая, спасали тысячи человеческих жизней. Четвероногие герои - как и люди совершали подвиги, тем самым помогая приблизить долгожданный праздник «День Победы».
Цель познавательной экскурсии : приобщить детей к формированию нравственно – патриотических чувств к своей Родине, показать какой вклад внесли животные в достижении победы в Великой Отечественной войне. Вызвать интерес к четвероногим героям города Тюмени.
Задачи:
• Воспитывать любовь и уважение к своей Родине;
• Расширять представления о служебных собаках, познакомить детей с профессиями собак на фронтах ВОВ и собаками-героями и кошками г. Тюмени;
• Способствовать воспитанию гуманного отношения к животным;
• Развивать связную речи, творческую и познавательную активность, обогащать словарь;
• Продолжать развивать способность слушать и воспринимать речь друг друга, активно участвуя в беседе;
• Расширять представления о Защитниках Земли Русской, формировать чувства верности, собственного достоинства, гордости за свою Родину и народ.
Предполагаемый результат: в результате реализации данной познавательной экскурсии предполагается, что дети узнают о том какой вклад внесли животные в годы войны, познакомятся с тем какими профессиями обладали собаки на фронте, освежат в памяти достопримечательности, посвящённые четвероногим героям родного города Тюмени.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация «Четвероногие помощники в годы Войны», фотографии земляков героев Великой Отечественной войны, иллюстрации собак разных пород, фотографии достопримечательностей «фронтовой собаке» и «сквера кошек» г. Тюмени.
Предварительная подготовка: беседы с детьми о героях войны, просмотр видео ролика «Детям о ВОВ», чтение художественной литературы о животных, помогавших в годы войны, загадки о животных, подбор музыкального сопровождения и военных песен.
Основная часть:
Ход экскурсии:
(воспитатель совместно с детьми находиться в музее «Герои войны». в холле детского сада, включена презентация «Четвероногие помощники в годы войны»).
Воспитатель: приветствую гостей музея, сегодня мы с вами посетим музей, но перед этим давайте вспомним как нужно вести себя во время экскурсии для того, чтобы не показаться человеком невоспитанным и невежественным?
Дети: ответы детей (вести себя культурно, внимательно слушать, не мешать другим, не мусорить, не баловаться и не кричать).
Воспитатель: вы очень хорошо, знаете правила поведения в общественных местах. Оглянитесь вокруг, как вы думаете кому и какому событию посвящён этот музей?
Дети: Ответы детей (войне, героям войны, солдатам)
Воспитатель: правильно, сегодня мы находимся в музее, посвящённом «Героям Великой Отечественной войны»
О войне далёких дней. Мы пришли узнать в музей.
В залах тихо и спокойно, здесь в объятьях тишины,
Наблюдать сегодня будем доказательства войны.
Воспитатель: 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Долгие 4 года, наши деды и прадеды боролись за освобождение Родины. Подлый враг напал на нашу страну внезапно, без объявления войны. Враги - фашисты надеялись на легкую и быструю победу, им хотелось захватить богатые земли нашей страны, а мирных и трудолюбивых жителей сделать рабами. На защиту своей любимой Родины встал весь народ от мала до велика. Боролась с захватчиками наша армия, в то время она называлась армия Советского Союза. Все мужчины стали солдатами и ушли на фронт. Ребята, а что это такое – фронт? Кого там можно увидеть? Что там происходит?
Дети: ответы детей (фронт – это место, где идут бои, сражаются бойцы, стреляют).
Воспитатель: взрываются бомбы, летят самолеты, грохочут танки, гремят выстрелы., слышатся крики солдат. Враг силен, но защитники помнят такое правило: «Бой – святое дело, иди на врага смело!» Все как один встали на защиту Родины. И из нашего города ушли на фронт мужчины. Обратите внимание на стенд, здесь вы видите фотографии наших земляков героев Великой Отечественной войны. Ребята, а кто такой герой?
Дети: ответы детей (смелый человек, тот кто совершил подвиг)
Воспитатель: герои совершают подвиги, но героями на войне были не только люди. Сейчас я загадаю загадку, а вы послушайте внимательно и подумайте о ком идет речь?
Защищать должна я дом, всё обнюхаю кругом.
Вас спасать я брошусь в реку, первый друг я человеку.
Дети: ответы детей (собака).
Воспитатель: верно, а вы знали, что собаки шли с человеком в бой, бок о бок, а в трудные времена выходили вперед, трудились и гибли вместо человека. Это четвероногие герои на войне, они помогали войнам в сражениях с фашистскими захватчиками. Собака умная, внимательная, обладает великолепной памятью, тонким чутьем, острым слухом. Ее не зря называют верным другом. Она никогда не бросит хозяина в беде, не предаст его! Попробуйте вспомнить, как в мирное время собаки помогают людям?
Дети: ответы детей (сторожат дома, служат в полиции, помогают слепым)
Воспитатель: правильно, собаки — великолепные сторожа, охотники, спасатели, поводыри слепых, помощники пограничников, полицейских, пожарных.
Психологическая игра «Доброе животное собачка» (приложение 1)
Воспитатель: идет солдат в атаку, бесстрашен он в бою, ведет солдат собаку помощницу свою». В годы Великой Отечественной войны в армию были призваны около шестидесяти тысяч собак. Из них сформировали 168 отрядов, которые несли самую разную службу:
— ездовые собаки, подвозившие на небольших телегах боеприпасы и увозившие на них же раненных солдат, за годы войны ими было вывезено с линии огня огромное количество раненых солдат и доставлено около 3500 тонн боеприпасов.
— собаки-связисты, доставлявшие важные поручения и донесения через самое пекло боевых действий, за годы войны ими было предано более 120 тысяч подобных поручений.
— собаки-миноискатели, это была одна из самых востребованных собачьих «профессий». Благодаря им было обнаружено и обезврежено около 4 млн. мин, фугасов и прочих боеприпасов.
— собаки диверсионной службы занимались подрывом мостов и немецких поездов и танков, пожертвовав собой, собаки взорвали более трехсот немецких танков. Одна из собак пустила под откос вражеский бронепоезд, причем, сама осталась жива — Дина, выскочила на рельсы перед самым поездом, положила мину и в самый последний момент броском кинулась в сторону.
— собаки-санитары отыскивали в лесах и болотах наших раненых бойцов и приводили к ним медпомощь к тому же они таскали на себе небольшие рюкзачки со всеми медикаментами, необходимыми для оказания первой медицинской помощи.
Наш соотечественник тюменец Сергей Соловьев, участник Великой Отечественной войны вспоминал : «Из-за плотного огня мы, санитары, не могли пробраться к тяжело раненным однополчанам. Раненым нужна была срочная медицинская помощь, многие из них истекали кровью. Между жизнью и смертью оставались считанные минуты, на помощь приходили собаки вы мне можете не верить, но собаки плакали над умершими…»
Дидактическая игра «Собери картинку» (приложение 2)
Воспитатель: ребята, собрав картинку, кто у вас получился?
Дети: ответы детей (кошки)
Воспитатель: кошки во время Второй мировой войны могли предупредить о бомбардировке. В Ленинграде во время блокады был кот - слухач, который специально приходил к солдатам, чтобы своими криками предупредить о немецких самолетах.
Физкультминутка «кот Антипка» (приложение 3)
Кошки помогали пережить войну и фронтовикам. Солдаты заводили в своих окопах и землянках кошек, и те спасали их от грызунов, а значит и от инфекций, которые переносили мыши и крысы. Во время ленинградской блокады роль кошек тоже невозможно переоценить, правда, роль эта очень печальная, к сожалению, всё поголовье домашних животных было истреблено людьми для собственного пропитания, кошки, в буквальном смысле пожертвовали жизнью, чтобы спасти жизнь своим хозяевам.
После освобождения Ленинграда оказалось, что из-за полного отсутствия в городе кошек, крысы и мыши расплодились в невероятном количестве. Поэтому по распоряжению правительства в Ленинград было завезено четыре вагона с кошками, которых в срочном порядке собирали по всей Сибири, одна только Тюмень смогла внести вклад в количестве 250 животных, как вспоминают блокадники, чтобы получить кошку в дом, люди выстраивались в очереди.
Мы помним о героях войны, чтим их память, скажите мне как называется скульптура или архитектурное сооружение в память о героях?
Дети: ответы детей (памятники героям войны)
Воспитатель: памятники устанавливали не только людям, но и четвероногим героям :
Памятник «Военный инструктор с собакой» в Москве стал данью памяти нашим братьям меньшим, работавшим в годы Великой Отечественной войны вместе с бойцами на полях сражений.
Памятник «Героям-медикам и санитарным собакам» в городе Ессентуки, посвящен тем, кто под пулями вытаскивал раненых с поля боя во время Великой Отечественной войны и рисковал собой.
В нашем родном городе, в Тюменском сквере Пограничников, находится памятник служебным собакам, скульптура овчарки и плита, на которой указаны подвиги собак во время Великой Отечественной войны.
Великая Отечественная война на деле доказала эффективность участия четвероногих героев в военных целях. Подвиги кошек так же увековечены в нескольких мемориалах.
В настоящее время в Санкт – Петербурге на Малой Садовой улице есть памятник блокадным котам Ленинграда: бронзовый кот Елисей примостился на уровне второго этажа Елисеевского магазина, а напротив него – кошка Василиса, она поселилась на карнизе дома.
В Тюмени есть необычный сквер — сквер Сибирских кошек, здесь установлено двенадцать «чугунных кошек» в различных позах. Кошки здесь сидят, лежат, прыгают и даже почесывают за ухом.
Великая Отечественная война была самой тяжелой из всех войн в этой страшной войне погибли более 20 миллионов наших людей, в том числе и наши земляки. В тяжелые годы рядом с людьми были те, кого мы называем нашими меньшими братьями – четвероногими героями. Мы смогли одержать победу над недругом – фашистом, 9 мая 1945 года. Какой праздник мы отмечаем в этот день?
Дети: ответы детей (День победы)
Воспитатель: верно, каждый год в этот день мы празднуем победу нашего великого государства – День победы!
Заключение:
Рефлексия:
Воспитатель: друзья вам понравилась наша экскурсия? (ответы детей). О каких героях мы с вами сегодня говорили? (ответы детей). Кто же они четвероногие герои нашей Родины? (ответы детей). В каких городах стоят памятники четвероногим героям? (ответы детей). Что вам сегодня понравилась больше всего? (ответы детей).
(воспитатель совместно с детьми возвращаются в группу, детям предлагается нарисовать четвероногих помощников – героев, которые запомнились им больше всего).
Список использованных источников:
1. Книга памяти. Солдаты Победы 1041-1945гг, т. 8. Москва, 2008.;
2. Сайт газеты «Аргументы и факты» - статья: «Четвероногие солдаты». Как животные воевали за Победу». Еженедельник "Аргументы и Факты" № 16 15/04/2015;
3. Несмашная И. Четвероногие друзья / И. Несмашная // Дошк. Воспитание. - 2015. - №9. - С. 56-59.;
4. Островская Г. Устный журнал «О животных-бойцах, защищавших нас в годы войны / Г. Островская;
Приложение 1:
Психологическая игра «Доброе животное собачка»
Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать, формировать навык бесконфликтного общения
Ход игры: ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое доброе животное собачка. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох — два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и четко бьется его большое доброе сердце, стук — шаг вперед, стук — шаг назад, и т. д.
Приложение 2:
Дидактическая игра «Собери картинку»
Цель: учить правильно, собирать изображение предмета из отдельных частей; соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, действовать путём прикладывания.
Ход игры: перед детьми кладутся разрезные картинки, предлагает детям внимательно рассмотреть их и собрать картинку из отдельных частей. Дети помогают друг другу. Оказывая взаимопомощь, в результате получается целостная картинка.
Приложение 3:
Физкультминутка «Кот Антипка»
Кот Антипка жил у нас. (встали, руки на поясе)
Он вставал с лежанки в час. (потянулись, руки вверх – вдох)
В два на кухне крал сосиски (наклоны влево-вправо)
В три сметану ел из миски. (наклоны вперед, руки на поясе)
Он в четыре умывался. (наклоны головы к плечам влево –вправо)
В пять по коврику катался. (повороты влево-вправо)
В шесть тащил сельдей из кадки. (рывки руками перед грудью)
В семь играл с мышами в прятки (хлопки спереди – сзади)
В восемь хитро щурил глазки. (приседания)
В девять ел и слушал сказки. (хлопки в ладоши)
В десять шел к лежанке спать, (прыжки на месте)
Потому что в час вставать. (шагаем на месте)